Книга для психологов ДОО является продолжением большого пособия, написанного практикующим детским и семейным психологом, за плечами которого многолетний опыт, в том числе более десяти лет успешной работы в сфере дошкольного образования. Автор предлагает читателю познакомиться с его эмпирическими наработками, полученными в результате длительного, планомерного труда и значительных материальных и ресурсных затрат. Практическая ценность пособия состоит в том, что предоставленный материал не копирует, а дополняет имеющуюся на просторах книжных полок и интернет площадках информацию по данной тематике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I
«Повторим и обозначим»
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО и отражается в различных документах педагога-психолога. В своем первом пособии я подробно изложила информацию о документации педагога-психолога ДОУ, а в приложении, кроме прочей документации, прикрепила несколько образцов перспективного (годового) плана — одного из основных документов, который ведет психолог.
Посему, будем считать, что твой план уже составлен, определены цели и задачи на предстоящий учебный год, и это послужит нам хорошим ориентиром в дальнейшем разборе одного из направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
А пока мы не вышли на старт, хочу предупредить тебя, мой любознательный друг, что последовательность нашей интеллектуальной прогулки по этому документу, я специально изменила.
И для начала, давай кое-что в этом вопросе повторим.
Внимательно проштудировав ФГОС ДО, позволю себе изложить в собственной интерпретации ту его часть, которая касается деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения. Перескажу его не совсем последовательно и слегка упрощенно, дабы не сильно углубляться в научные изречения, которых и так достаточно во всех нормативных документах, так как цель этой главы не составить, а освежить в памяти.
Итак, в соответствии со стандартом, у ребенка, помимо психологической готовности и стандартного запаса знаний и умений, к поступлению в школу, должны быть раскрыты и развиты все его задатки.
Раскрытию природных задатков (и не только их) предшествует формирование адекватной возрасту самооценки и положительной «Я-концепции»1. Причем, формирование адекватной самооценки и положительной «Я-концепции», обязаны быть сформированы у каждого конкретного ребенка, вне зависимости от его психофизиологических и индивидуальных возможностей. Соответственно, эти индивидуальности и возможности требуется своевременно и правильно оценить. Говоря о возможностях, имеется ввиду не только состояние физического и психического здоровья воспитанника и его предполагаемая зона ближайшего развития, но и его потребности и желания. Все это в совокупности выводит педагога-психолога на определение индивидуального ресурса2 ребенка и соответственное этому психологическое сопровождение.
Таким образом, как ты понимаешь, психолого-педагогическое сопровождение включает в себя достаточно широкий спектр задач. А его основополагающей целью, согласно ФГОС ДО, является сохранение и укрепление психологического здоровья3 воспитанников (подразумевается успешная социализация, развитие эмоционально-волевого и интеллектуального компонентов 4 готовности к школьному обучению, а также развитие активной и творческой направленности личности в различных видах детской деятельности).
Далее поговорим о развивающей образовательной среде ДОУ5. То есть, комплексе условий, которые и обеспечивают сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Вычленяя из этого комплекса условия, обеспечение которых более всего входят в область твоих профессиональных задач, считаю, будет весьма кстати привести в пример следующее распространенное определение: «Искусство педагога-психолога ДОУ заключается в постоянном создании оптимальных условий для безусловной психологической безопасности и эмоционального комфорта всех участников воспитательно-образовательного процесса, а также для эффективного решения ими текущих задач и/ или психологических проблем».
В отношении создания условий, которые во многом связаны с эмоциональным комфортом педагогов, я писала в своей первой части пособия (а разбору часто встречающихся психологических проблем, не связанных с их педагогической профессиональной деятельностью, но тем не менее непосредственно влияющих на процесс эмоционального выгорания, я решила посвятить отдельную книгу).
Что же касается самих воспитанников, то такими оптимальными условиями будут являться создание атмосферы, способствующей повышению субъективной значимости каждого ребенка в процессе его деятельности и отношений как со взрослыми, так и со сверстниками, позволяющие учитывать образовательные потребности, индивидуальные возможности и желания ребенка, соответствующее этому наполнение предметно-развивающей среды, и широкое использование игровых упражнений для развития его психических процессов, формирующих способы решения умственных и практических задач.
В виду чего, задачи психологического сопровождения6 должны конкретизироваться и ранжироваться в зависимости от возраста детей, уровня их физического и психического развития, показателей эмоционально-волевой сферы.
Соответственно, первыми всегда выступают диагностические задачи. На каждом возрастном этапе психического развития выделяются наиболее значимые, существенные, психологические характеристики и новообразования, выступающие в качестве критериев оценки характера хода развития каждого ребенка, и служащие одним из показателей его психологического здоровья.
Вторыми идут задачи по планированию твоей профессиональной деятельности по результатам диагностики. На этом этапе происходит уточнение количественного и качественного состава воспитанников, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также имеющих иные психологические проблемы. Определение путей, методов и способов их решения, которые ты последовательно вписываешь в свой перспективный план в направлении профилактическая, развивающая и коррекционная работа.
Здесь хочу подчеркнуть, что все задачи психологического сопровождения воспитанников решаются интегрировано, в ходе освоения ими образовательной программы.7
Таким образом, становится более понятно, что комплекс условий (создание среды), который обеспечивает развитие детей в дошкольном учреждении — есть не что иное, как правильная постановка и своевременное решение задач в отношении тех проблемных аспектов, которые препятствуют гармоничному развитию воспитанников8. При этом, созданные таким образом условия должны упрощать процесс развития каждого конкретного воспитанника, а ни в коем случае не затруднять его.
Поэтому начинается этот процесс уже с момента подачи документов для зачисления ребенка в ДОУ его родителями или опекунами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Согласно Р. Бернсу положительная Я-концепция включает в себя три компонента:
— уверенность в своих способностях к какому-либо виду деятельности;
— уверенность в принятии другими людьми;
— чувство собственной значимости.
«Я — концепция» — это совокупность представлений ребенка о себе. То есть, ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и, одновременно, как активного субъекта деятельности — носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д. На основе чего в процессе дальнейшего развития, возможно ощущение своей самости.
Самость — чувство собственной идентичности, архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Это сердцевина личности, обретя которую, человек ощущает единство и гармонию. Самость дает возможность человеку жить из центра себя и, соответственно, чувствовать себя счастливым вне зависимости от обстоятельств, сохраняя свою индивидуальность и активную жизненную позицию. Его жизненная позиция проистекает из единства сознания, мышления и деятельности.
2
Изучение ресурсов в науке сначала было инициировано в рамках экономической теории и теории информационных систем, и только в последние два десятилетия ресурсный подход начинает активно разрабатываться в русле психологии. По мнению Я.В. Малыхиной — «Личный ресурс — это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов». Отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации. Использование ресурсного подхода в психологии позволяет установить акценты в область позитивного, творческого, конструктивного поля деятельности человека [сайт https://www.b17.ru/article/303341/; статья Алексея Васёнкина].
Таким образом, ресурс человека — это количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Ресурс ребенка — это его потенциальные возможности, которые должны быть использованы педагогом для компенсации недостатков и/или коррекции особенностей психического развития.
3
Одним из основных факторов социальной успешности человека является психологическое здоровье. Термины «психическое здоровье» и «психологическое» имеют различия. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом. Психическое здоровье не гарантирует психологическое здоровье, но является его обязательной составляющей.
Характерными признаками психологически здорового человека являются:
— оптимистический взгляд на жизнь;
— уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе;
— стремление к личностному росту, саморазвитию, целеустремленность;
- активная жизненная позиция, потребность в самореализации, раскрытии своего потенциала;
— адекватное социальное поведение, умение приспосабливаться к изменяющимся
условиям (успешная социальная адаптация);
— способность развиваться и преодолевать жизненные трудности;
— высокий уровень развития рефлексии, умение делать выбор и нести за него ответственность;
— эмоциональное благополучие, гармонизация потребностей и возможностей;
— адекватные возрасту психические процессы.
5
Согласно толковому словарю русского языка, среда — это окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
6
Психологическое сопровождение — это комплексная система поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка.
7
Основная образовательная программа дошкольного образования — ООП.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, приспособленной к его особым образовательным потребностям, учитывающей его трудности. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.