Агент влияния

Уильям Гибсон, 2020

Уильям Гибсон прославился трилогией «Киберпространство» («Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза овердрайв»), ставшей краеугольным камнем киберпанка и определившей лицо современной литературы на десятилетия вперед. Тираж «Нейроманта» составил 6 миллионов экземпляров, но очень быстро жанровому революционеру стали тесны рамки любого жанра – и за совместной с Брюсом Стерлингом стимпанк-эпопеей «Машина различий» последовали «Трилогия Моста» («Виртуальный свет», «Идору», «Все вечеринки завтрашнего дня»), действие которой происходит в своего рода альтернативном настоящем, и «Трилогия „Синего муравья“» («Распознавание образов», «Страна призраков», «Нулевое досье»), где привычный инструментарий киберпанка использован для осмысления дня сегодняшнего. А затем явились «Периферийные устройства» – главный визионер современности вернулся наконец назад в будущее! На то, чтобы сделать следующий шаг, потребовались долгие шесть лет, но продолжение оправдало ожидания с лихвой. Итак, познакомьтесь с нашей современницей Верити Джейн, заклинательницей приложений. Таинственная компания «Тульпагеникс» поручает ей бета-тестирование прототипа искусственного интеллекта под названием «Юнис» – что в альтернативном XXII веке привлекает внимание инспектора Эйнсли Лоубир, уже знакомой нам по «Периферийным устройствам». Срез, в котором живет Верити, создан «любителем адских миров» Веспасианом; здесь Дональд Трамп не выиграл президентские выборы и Британия проголосовала за то, чтобы остаться в Евросоюзе, – однако гибридная война в Сирии чревата глобальным и самым что ни на есть горячим конфликтом. «Юнис» и Верити – вот те агенты влияния, которым, возможно, под силу спасти мир… Впервые на русском! В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

13

Стетс

Верджил поставил машину в белом гараже, рядом с новехонькими фургонами, на бетонном полу, почти не исполосованном следами шин. Впереди была бронзовая лифтовая дверь в такой же массивной бронзовой раме. Прежний владелец, решила Верити. Вряд ли невеста-архитекторша увлекается псевдофараоновским китчем.

Они вылезли из машины. Верджил подошел к лифту, вставил ключ-карту в щель. Дверь с жужжанием открылась, и Верджил сделал знак рукой — заходи, мол.

Верити вошла, увидела свое отражение в розово-золотом зеркале.

— Держись, — сказал Верджил снаружи. — Лифт быстрый.

— Ты не едешь?

— Дела здесь. Но я отвезу тебя назад.

— О’кей, — ответила она. — Спасибо.

— Пятьдесят второй, — сказал он в закрывающуюся дверь.

Верити взялась за непомерно большой поручень, лифт, плавно ускоряясь, начал подъем, в очках замелькали видео-окошки, словно ряд горизонтально разложенных карт.

— Все камеры здания, кроме этажей Стетса, — сказала Юнис.

От скорости немного закружилась голова. Бесконечные опенспейсы, подсвеченные мониторами лица, длинная стойка в кухне размером с квартиру Верити, пустой бассейн, вид сверху, младенец в кроватке.

Лифт остановился почти без толчка. Картинки исчезли. Верити повернулась навстречу странному синему свету из открывшейся двери.

Вдалеке вгрызался во что-то электроинструмент. Она еще разок обернулась взглянуть на себя в зеркало и шагнула в фантастическое, озаренное синим пространство. Верхние этажи небоскреба оголили до бетона, оставив лишь часть последнего межэтажного перекрытия, к которому уходили леса с зигзагом временных алюминиевых лестниц. Стеклянные стены были сверху донизу затянуты сшитыми полосами синего полиэтилена, как на самодельных хибарах по пути сюда.

С едва различимым стрекотом что-то вылетело из-под лацкана ее твидового жакета и устремилось вперед.

— Другой в машине с Верджилом. — Юнис открыла видеотрансляцию с микродрона: сперва один лишь синий полиэтилен, затем недолгая размытость (аппаратик скользнул в щель) и, наконец, вид на залив, где в зареве догорающего лесного пожара вырисовывалось нечто столь огромное, что казалось, горизонт должен просесть под его весом.

— Что это?

— Контейнеровоз, — ответила Юнис. — Китайский. Не самый большой у них, но здесь — самый.

Пила или шлифмашинка заработала снова, эхо металлически прокатилось по бетонному полу, вероятно еще недавно облицованному тем самым мрамором.

— Верити!

Контейнеровоз исчез. Верити подняла глаза.

Его лицо над ярко-желтыми перилами, фирменная всклокоченная шевелюра.

— Давай сюда! — крикнул он; Юнис тем временем стягивала линии к его носу. — Я бы к тебе спустился, да вот колено себе поуродовал.

Только на подъеме Верити сообразила, что не успевает поволноваться из-за неловкости предстоящей встречи.

— Что у тебя с коленом? — спросила она, когда выбралась наверх и увидела черный шарнирный ортез на левой ноге Стетса, от черных бермудов и до середины икры.

— Упал с «хонды».

Сетчатый строительный жилет поверх черной футболки был крест-накрест исчерчен флуоресцентно-оранжевыми и серебристыми отражающими полосами.

— Мне казалось, ты ненавидишь мотоциклы.

— Это был самолет.

— Самолет?

— Эйч-Эй-четыреста двадцать. Забирал на той неделе. Абсолютно писксаровский персонаж.

— Ты упал с самолета?

— С трапа. Ничего не сломал, но приходится делать физиотерапию и носить вот это. — Он похлопал по ортезу.

Они обнялись, не прижимаясь. Стетс чмокнул ее в щечку, улыбнулся:

— Рад тебя видеть.

— И я.

— Ты надолго пропала.

— От СМИ пряталась.

— Так твоя помощница и сказала.

— Юнис.

— Классный профессионал. Где ты ее нашла?

— Это она меня нашла. А там у тебя что? — Верити разглядела что-то гладкое серебристое у него за спиной и обрадовалась поводу сменить тему.

— «Эйрстрим Летящее облако».

— Как вы его сюда затащили?

— В нашем случае все ясно из названия модели. Часть крыши разобрана, вот мы и не устояли перед искушением.

— А как будете вытаскивать?

— Кейтлин хочет его встроить. Вроде тайного штаба. Домика на дереве.

— Поздравляю с помолвкой. — Классическая неловкая фраза из тех, что так трудно сказать бывшему, и все же Верити ничего не почувствовала.

— А у тебя кто-нибудь есть? — спросил Стетс.

Вторая половина двойной порции неловкости. И вновь ничего.

— Нет, — ответила Верити.

Перед трейлером он подал ей руку, помогая взойти по лесенке, потом, морщась, залез сам и оставил дверь открытой.

— Сильно болит?

— Не очень. — Он через шорты потер ногу. — Хочешь чего-нибудь? Воды? Кофе?

— Нет, спасибо. Что она тебе сказала?

И тут же накатила неловкость, но не из-за встречи со Стетсом. Из-за Юнис.

— Сперва объяснила, как нашла номер, по которому звонит, поскольку я с ходу это спросил. Теоретически его нельзя найти.

— Ой, извини.

— Не за что. Она показала мне уязвимость, через которую нашла мой номер, и сказала, что звонит от твоего имени. Чтобы я, если захочу, мог не кривя душой сказать, что не имел с тобой никаких контактов.

— Ты поверил?

Он вздернул подбородок:

— Не обязательно. Но она показала мне баг в системе безопасности, за которую я заплатил деньги. И утверждала, что работает на тебя.

— Но я не просила ее звонить.

— Тебе нужна помощь. Прямо она этого не говорила, но у меня создалось такое ощущение.

— А этот трейлер не сведет гениального архитектора с ума? — спросила Верити в надежде хоть ненадолго сменить тему.

— Кейтлин заказала его через интернет. На все про все ушло восемь минут. Говорит, у нее было дивное чувство полной безответственности.

— А зачем синий полиэтилен? — Верити чуть не спросила про контейнеровоз, но вовремя прикусила язык. — Здесь должен быть неимоверно красивый вид.

— Дроны. СМИ. Пытаются сфотографировать нас. А если не нас, то хотя бы помещение внутри. А стены стеклянные.

— А как вы будете тут жить?

— В Токио есть лаборатория, которая, возможно, сумеет нам помочь. Отправляем туда Верджила. Не хочешь слетать?

Далекий инструмент снова заработал, стены трейлера заглушали звук.

— В «хонде»?

— Пять остановок для дозаправки. Зато увидишь «Трук интернешнл».

— Что увижу?

— Аэропорт. Микронезия. «Хонде», чтобы долететь до Токио, надо все время заправляться.

— Извини, но у меня тут работа. Только что подписала контракт.

— С кем?

— «Тульпагеникс». Знаешь такую?

— Нет.

— Дочерняя фирма «Курсии». — Заметив, что Стетс отреагировал на название, Верити добавила: — Ты про нее слышал.

Он кивнул.

— И что думаешь?

— Душок спецслужб с очень неопределенными криминальными обертонами. Никак не то, во что я стал бы инвестировать. Для чего они тебя наняли?

— Оценка альфа-версии продукта.

— Какого?

Верити ответила, зная, что нарушает соглашение о неразглашении:

— Кастомизированная виртуальная аватара на серьезном ИИ-базисе.

— Ну и как?

— Ты оценил высоко.

У Стетса расширились глаза.

— Ты сказал, она классный профессионал. Очки — интерфейс. — Пока Верити говорила, открылось видео-окошко: вид из гироскопической неподвижности на серебристую крышу трейлера. — Она может провести конференцию с моего телефона.

— Подключи ее сюда через блютус. — Стетс показал на голый участок фанерованной стены.

Дрон-трансляция штопором прошла вниз и через открытую дверь трейлера. Верити увидела свое лицо и затылок Стетса. Дрон взмыл к потолку и застыл, глядя на них сверху, пока Стетс, не знающий о наблюдении, вытаскивал из-за фанеры экран. Верити достала телефон и выбрала единственное блютус-устройство, которое тот нашел.

— Привет, — сказала чернокожая женщина, чье лицо под идеально ровным офисным афро заполнило экран.

— Ты мне говорила, там нет никакого там, — заметила Верити.

— Картинка откуда-то, но мне пока сойдет.

— Здравствуйте, Юнис, — сказал Стетс.

— Мистер Хауэлл. Очень приятно.

— Стетс. Кто вы, Юнис?

— Проект в стадии разработки.

— Чей?

— С этой минуты — мой.

— Что бы вы хотели обсудить?

Юнис полностью завладела его вниманием, а Верити знала, как редко это бывает.

— Давайте попросим Верити рассказать о нашем знакомстве. Как она это восприняла. А потом мы попытаемся ответить на ваши вопросы.

— Отлично, — сказал Стетс.

Верити, стараясь ничего не упустить, изложила все по порядку, начиная с первого мейла от Гэвина. Юнис и Стетс не перебивали, не задавали вопросов. Верити рассказала про франклины и купленные на них дроны. Стетс слушал все более заинтересованно.

Закончив, она попыталась вспомнить, когда видела в его глазах такое живое любопытство. Похоже, что никогда.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я