Греческие
киники, софисты, стоики, эпикурейцы, китайские даосы или конфуцианцы – это были не носители идей, а носители образов жизни, столь характерные и выделяющиеся из толпы, что походили на некие биологические виды.
–
Киник действительно похож на пса – старого, худого, с облезлой шерстью, полной блох. Странно думать о нём, как о нормальном человеке.
Помимо аскезы
киники провозглашали отказ от следования догмам, в том числе религиозным и культурным, стремясь к автаркии – полностью независимому существованию.
Пре–тендуя не на социально-практическое переустройство мира, а лишь на изменение духовного климата,
киники ещё в боль–шей мере видели свою задачу в собственном переустройстве.
Переоценка ценностей как масштабная духовно-практиче–ская практика для
киников состояла в первую очередь в изме–нении общественных представлений в сфере морали.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прикнопить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одной из таких школ была школа
киников, которые тоже развивали идеи о самосовершенствовании и моральной независимости личности и старались убедить людей прежде всего наглядным воплощением своих представлений о должном образе жизни.
Практическая философия
киников осуществлялась в рам–ках фундаментальной программы «переоценки ценностей».
Исходя из решения антитезы «природа – закон» в пользу природы,
киники считали, что законы и государство разруши–ли природное равновесие, естественное счастье людей.
В школе
киников свобода личности рассматривалась через свободу от общественного мнения, знаний и благ цивилизации.
От наставника мудрости я готов ожидать чего угодно, но меня удивляет, что так заблуждаются
киники.
Предполагая, что богам ничего не нужно,
киники утверждали, что жаждущие благ в меньшей степени ближе к божественности.
Но кинизм прежде всего был учением, посвящённым стремлению к добродетельному образу жизни, и критика
киников была пусть и разрушительным, но необходимым первым шагом на пути к просвещению.
Такая философия была привлекательна для утомлённых, разочарованных, а то и просто ленивых, и учение
киников стало модным.
Сам он никогда не трудился (во всяком случае, с того момента, как стал
киником) и, более того, возвёл это в принцип.
Как много в мире вещей, в которых я не нуждаюсь! (так говорили
киники).
Индивид, отрекающийся от вещей и удовольствий, но мнящий эти вещи и удовольствия желанными, показывает самим отречением своё вожделение, как это делают
киники.
Девушке показалось, что ещё немного – и старый
киник неодобрительно покачает головой и грозно насупит брови.
Высшим нравственным идеалом
киников являлась апатия– безразличие ко всем жизненным благам, прежде всего к общественной жизни, почестям и прочим ценностям.
Философия
киников носила демонстративно-практический характер: свои взгляды они отстаивали не в рассуждениях, а самим образом своей жизни.
Сведения о
киниках дошли преимущественно в форме анекдотов об их шокирующем поведении, бросающем вызов всем общественным условностям.
Ну, а учеников звали просто
киниками.
То есть
киники отказывались не от благ, а лишь от каких-то встречных обязательств, хотя бы обыкновенной благодарности.
Все, все без исключения престарелые
киники уже через несколько дней чувствовали себя превосходно!
Киник прошёл немного вперёд.
Утопийцы, правда, весьма далеки от христианских установлений и, совсем как когда-то
киники «полагают, что … истощать тело постами, причинять вред здоровью и отвергать прочие благодеяния природы в высшей степени безумно, жестоко по отношению к себе и чрезвычайно неблагодарно по отношению к природе», не допускают они также «праздной толпы священников и монахов».
– Кто-то из древних
киников.
Высшей нравственной задачей
киники считали подавление всех страстей, сведение к минимуму всех потребностей; основой счастья и добродетели они признавали возврат к «естественному», животному состоянию.
Собственно, и
киники жили в столь же неспокойное время, когда начинался кризис античного полиса, сопровождавшийся, в частности, быстрым социальным расслоением общества, падением общественной нравственности.
Если же захочешь познакомиться с их собственными изречениями и философией человека, обратись к сборнику текстов
киников [17].
Можно сказать и так, что
киники пытались акцентироваться на субъектности человека, невозможности его последовательной и полной объективации.
Выступления софистов и
киников нагнетали предкатастрофические настроения и знаменовали «начало конца» целого культурного мира.
Для того, кто учился в риторской школе, «карьера» отрастившего бороду и взявшего страннический посох
киника никак не могла бы показаться привлекательной.
Однако
киники обратили на себя внимание как современников, так и потомков, не столько своим примитивным образом жизни, сколько своей независимостью от власти, от чужих мнений и предрассудков – совершенной свободой духа.
Сколь отлично положение
киников: наслаждение в презрении к наслаждению, – от христианского принципа: отказа от «дольнего» с целью стяжания «горнего».
В поэме о смиренномудрии св. Григорий прямо ссылается на античных философов, в частности
киников и стоиков, как на примеры воздержания и самообладания.
Высшей нравственной ценностью
киники считали автаркию– автономию собственной личности, её независимость от общества.
Босой, бездомный, в грубом плаще, надетом на голое тело, – так выглядел
киник.
По мнению
киников, в своё время боги дали людям всё необходимое для жизни, но те из-за своих неумеренных потребностей сделали себя вечно озабоченными и несчастными.
Наслаждения
киники презирали, хотя и делали это с наслаждением, теша своё тщеславие.
Древнегреческие
киники с 4 в. до н.э., в т.ч. Диоген-киник (404 – 323 гг. до н.э.), призывали «повергнуть в прах ложные ценности», к которым относились имущество, телесные удовольствия.
Только здешняя дубовая, а не глиняный пифос, в которой жил когда-то знаменитый
киник.
Весьма интересная позиция отношения к счастью сформировалась в эллинистическую эпоху в среде философов
киников [68].
Поэтому настоящий
киник выкладывал согражданам всё, что о них думал.
Вся философия
киников служит свободе, их высшему божеству.
Однажды этот
киник пришёл в роскошное жилище богача, где, естественно, не полагалось плевать на пол.
Для широкого употребления это учение явно не годится, потому что даже живя в бочке и питаясь подаянием, не обойтись без людей, которые сделают эту бочку и подадут
кинику на хлеб.
А
киник шёл без денег, налегке.
Например, человек может быть успешно социализирован в определённой субкультуре (в диапазоне от несущих обновление оппозиционных движений до разрушающих государство криминальных группировок), но при этом его собственная социальная группа не социализирована по отношению к образу жизни страны в целом (Марцинковская, 2015а), является непопулярной или маргинальной (например, сообщества
киников в эпоху эллинизма).