Именно на этом самолёте, имевшем номер 201, офицер на следующий день после первой победы попал в катастрофу – у истребителя заклинило систему управления
элеронами.
В наступившей тишине было хорошо слышно, как свистит ветер в
элеронах самолёта.
Лётчик резко отклонил
элероны, и машина послушно выправила крен.
Впоследствии их снизили, введя щелевую компенсацию
элеронов.
Неожиданным оказалась тряска
элеронов на больших скоростях при выпуске предкрылков – попадание в штопор на скорости было неприятным сюрпризом для многих пилотов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: докоптить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Механизация несущей поверхности состояла из предкрылков «Хендли-Пейдж», щелевых закрылков и зависающих
элеронов.
Начиная с S-16а, он стал использовать
элероны.
Все сгрудились около лётчика. Тот отклоняет ручку управления вбок, и вместо того, чтобы получить отклонение левого
элерона, получает отклонение правого.
Жёсткая проводка управления рулями и
элеронами уже состояла из тяг и качалок с шариковыми подшипниками.
Если крен самолёта вправо правый
элерон поворачивается вверх, а левый – вниз; и наоборот.
Сижу у окна по правому борту над
элеронами крыла.
Наконец, самолёт начинает крениться налево и направо, демонстрируя полную устойчивость и эффективность
элеронов.
На хвостовом
элероне красовалась овальная латка, а название по левому борту окончательно потеряло цифру «семь».
Стреловидный F-84F разительно отличался от его старшего брата с прямым крылом: откидная часть фонаря кабины рычажной системой легко поднималась вверх и назад, предкрылки обеспечивали эффективную работу
элеронов, а автопилот облегчал работу лётчика.
Я видел, как родители закладывали виражи: крылья при этом выполняли функцию
элеронов.
Привод
элеронов и руля высоты осуществляется жёсткие тяги управления.
Рули и
элероны поворачиваются без задержек и заеданий.
Но время от времени некоторые из них реагировали на моё присутствие: зажигали огни, открывали шлюзы, двигали
элеронами.
Для основного управления самолётом используются
элероны, руль высоты (РВ) и руль направления (РН).
Двухсекционные
элероны обеспечивают поперечное управление, причём на взлетно-посадочных режимах работают все секции, а в крейсерском полёте только внутренние.
Сброс газа, работаем
элеронами, ручку на себя и машина, накренившись на крыло, послушно устремляется по дуге к маячившей внизу цели.
Удлинённый наплыв крыла для воздухозаборника инициирует более толстый пограничный слой, который в зоне
элерона уже становится критическим.
И по крылу самолёта, если бы не болтался
элерон, невозможно было определить, что летят.
Подруливаю
элеронами, от судьбы не уйдёшь… колонна справа метрах в ста, дотянуть и ещё фейерверк немцам устроить.
Тогда плавным, очень плавным отклонением штурвала на себя, поднимаются
элероны, и самолёт отрывается от земли.
Если я садился в самолёт, то знал, что не будет никаких недоразумений, вроде того, что масло решило испариться не вовремя, стекло в кабине подумало, что ему гораздо удобнее оставаться грязным, а новый трос
элерона вдруг закапризничал, как ребёнок.
Он ехал, мягко покачиваясь на дутиках и на ходу шевеля
элеронами, как бы разминая мышцы перед полётом.
Ему дали чертежи самолёта, фанеру и лобзик, и он стал выпиливать
элероны – лонжероны, закрылки – оказывается, в самолёте было костей и косточек больше, чем в самом огромном доисторическом динозавре.
Они проходят через десятки метров управляющих цепей, гидроприводов, механических тяг и входят в его новые мускулы, приводящие в движение
элероны, закрылки, рулевые плоскости.
Если же аппарат как-то удастся поднять в воздух – например, методом разгона по наклонной полосе, – то он, едва взлетев, тут же завалится набок, ибо у него нет ни поперечного угла V крыла, ни
элеронов либо ещё каких-нибудь элементов управления по крену.
– Триммер – небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или
элерона летательного аппарата, – гордо ответил я.
Генерал на его примере выяснял, как усвоены причины катастрофы, в чём аэродинамическая особенность подхвата
элеронов.
Лет через триста, когда давно разучилась ходить, только летать, вернее, разбивать один челнок за другим в ужасных метеоусловиях, с перегревом двигателя, отказом навигационной системы и системы связи, повреждёнными
элеронами и…
Экипаж пытался парировать отклонением
элеронов вправо.
От их совместных усилий завибрировало все крыло и попросту стало разваливаться, сначала отлетел
элерон, сорвав лоскуты обшивки в хвостовой части фюзеляжа, обнажив отсек радионавигации, досталось правому цельноповоротному стабилизатору и килю.
Деревяшку вывернуло под неестественным углом и заклинило, а паренёк, работая только газом и немного
элеронами, ухитрился дотянуть до аэродрома и сесть, сохранив и себя, и самолёт – разбитое в хлам шасси в такой ситуации не считается.
Сначала
элероны: нужно чуть подстроить компенсацию, чтобы полностью перешли с ручной тяги на электрическую; затем педаль поворота и рули высоты, пока все четыре лампочки сверху панели не перестанут мигать и не загорятся ровным светом.
– У нас две дыры в крыльях – и из них торчит пара берёзок. Мы также потеряли большой кусок
элерона и посадочный закрылок.
Конструктивно крыло состояло из двух силовых лонжеронов, воспринимающих основную нагрузку, и третьего добавочного лонжерона, на котором крепились узлы навески
элеронов.
Лететь, ничего не видя, да ещё с бездействующими
элеронами, нельзя.
Аварийная комиссия посчитала, что виной всему стал флаттер, возникший на малой скорости полёта из-за чрезмерных люфтов в узлах подвески
элеронов.
При углах крена 50–70 градусов возникают значительные нагрузки на рулях, особенно
элеронах и руле высоты.
Прежде всего с крыла сняли тормозные решётки и уменьшили площадь
элеронов, изменив величину аэродинамической компенсации.
Каркас
элеронов и закрылков – деревянный, обтяжка – полотно.
Из-за этого самолёт № 156 получил верхнее крыло намного большей площади, а нижнее крыло лишилось
элеронов.
Решили летать с замёрзшими
элеронами.
Перестали действовать
элероны – замёрзли.
Прежде всего – установить
элероны.
Он слышал, как осколки и снаряды гремели по обшивке, знал, что самолёт сильно избит, но даже предположить не мог, что до такой степени: крылья и фюзеляж зияли рваными отверстиями, маленькими – от пуль и громадными – собака проскочит – от зенитных снарядов; половина
элерона оторвана, руль поворота болтается на оголённых в стабилизаторе кронштейнах.