Надежды на успех сулит, на мой взгляд, подход, при котором были бы приняты во внимание отмеченные выше особенности как объекта, так и методов
исторического познания.
Ресурсом
исторического познания является фактография – последовательность событий, фактов, обстоятельств, засвидетельствованная в письменных источниках, да и в памяти людей, если речь идёт о не очень давних событиях.
Выступив против позитивистской теории познания, они обратили внимание на специфику гуманитарных знаний с точки зрения неустранимости субъективного момента из процесса
исторического познания.
Текст по-прежнему является основой
исторического познания и его символом.
При подобных подходах предметом
исторического познания становится человек в истории, а не абстрактные надличностные процессы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переточка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако базовый тренд развития
исторического познания всё же связан с его визуализацией и переходом от текста к образу.
Мне показалось, – добавил он с улыбкой, – что больше всего его привлекли переплёт из телячьей кожи и стальной фронтиспис, поскольку, уверен, обширными
историческими познаниями он не обладал.
Таким образом, в этом понятии, обретённом отечественным обществознанием после продолжительного периода замалчивания, были открыты новые грани, весьма важные в плане выявления новых направлений
исторического познания.
Тем не менее нельзя не отметить, что
историческое познание может быть разным.
Данное учебное издание подготовлено на основании программ трёх курсов, читаемых авторами: «Методология современного исторического знания: история и теория», «Проблемы
исторического познания» и «Знание о прошлом: социологический подход».
Но в другом месте той же книги он говорит о вопросах, которые в историке, как теории
исторического познания, «берутся с гносеологической и методологической точки зрения».
Длительное время проблема реконструкции исторических представлений, бытующих на массовом уровне, располагалась словно бы вне сферы научного
исторического познания, ожидая своего адекватного решения на путях разработки весьма специфического познавательного инструментария.
Это приведёт к совершенно иным интеллектуальным и идеологическим результатам и будет рассматриваться как особая система парадигм
исторического познания (например, эволюционная или цивилизационная, но в принципе могут быть и другие).
Между тем весьма значимых научных результатов на путях
исторического познания глубинных социальных явлений добились французская школа «Анналов», как и её преемник в лице «новой исторической науки», завоевавшие широкую известность.
Эта книга – более чем полувековые размышления автора об истине
исторического познания.
Именно один из таких частных вопросов и составляет тему последующих исследований: на примере логики
исторического познания мы убедимся, что общие черты отрицания проникли и в решение этой проблемы, равно как на ней же обнаружатся и те разнообразные формы privatio, которые имеют место в философии вообще, т. е. и натурализм, и психологизм, и различного рода субъективизм, и, наконец, отрицание автономии познания и подчинение его практическим и моральным оценкам.
Это и не формализм, и не иконология, не структурализм, а методы, используемые наукой об искусстве, так сказать, бессознательно по той причине, что они составляют фундамент
исторического познания искусства, во-первых, и не претендуют, как может показаться, на что-то большее, чем сбор прямых и простых фактов.
Российские «всеобщники» настойчиво подчёркивали не только разнообразие и многосторонность жизни человечества, разных поколений, изведавших «и радость жизни, и бремя труда, и муку смерти, и надежду бессмертия», но и роль личности, индивидуального начала в истории; личности как творца и как субъекта
исторического познания.
Кто знает лишь факт (nudam facti notitiam), что вода течёт вниз по руслу тот обладает
историческим познанием; философским же обладает, напротив, тот, кто знает, что это обусловливается уклоном почвы и давлением верхних частей воды на нижние.
Поэтому одна из важнейших задач
исторического познания – в том, чтобы осмыслить конституирующие элементы культурного универсума прошлого, включая, естественно, в первую очередь своеобразие восприятия и поведения людей и их психофизические, ментальные, когнитивные и иные особенности.
Этот вопрос целиком и полностью находится за границей
исторического познания, а потому не представляет какой-либо ценности для исторического исследования.
Я думаю, что
историческое познание служит в первую очередь именно этой цели.
Вместе с тем особенностью
исторического познания является то, что в нём представлены два времени: время, которое познаётся, и время осуществления исследования.
Действительно, основная проблема методологии
исторического познания связана с самим объектом исследования: внутренний мир человека ненаблюдаем и подвижен; внешнее поведение индивида и групп не охватывает сущностных свойств человека; эксперимент и непосредственное наблюдение возможны лишь в ограниченной степени.
Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чём заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории
исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д.
Важное значение историографического исследования заключается также в выяснении того, как развивались и изменялись теории, с позиции которых изучался исторический процесс, анализ теоретико-методологических принципов
исторического познания.
Объект
исторического познания не существует в современной исследователю реальности, отсюда – необходимость обращаться к хранимым музеем (а также архивом и библиотекой) свидетельствам прошлого (выступающим тут в роли исторических источников).
Для меня в то время, – это был прекрасный источник
исторических познаний от первого лица, без всяких передёргиваний и какой-либо фальсификации.
Были большие
исторические познания; был особый глубокий поэтический дар.
Объективность
исторического познания требует всестороннего анализа исторических фактов, процессов в совокупности его положительных и отрицательных сторон.
По отношению к философии
исторического познания следует говорить не столько о смене, сколько о сосуществовании и противоборстве двух взаимоисключающих парадигм.
Историческая наука является одной из форм
исторического познания общества, она возникла в XVIII в. как следствие утверждения в европейской мысли рационалистической научной парадигмы.
Его гносеологическая позиция была наиболее уязвимым местом в его построениях, так как покоилась на традиционной картезианской индукции, позволяющей, как он полагал, достичь необходимой объективности
исторического познания путём однозначной расшифровки мира как текста, который оказывался понятен, тем самым, именно как текст, а не как мир.
Историческое познание всегда представляет собой двойственный процесс, связанный с накоплением фактов и их осмыслением на основе эрудиции исследователя.
Из специальных методов
исторического познания автором были использованы следующие: дескриптивный, историко-сравнительный, историко-хронологический, ретроспективный, историко-генетический.
Прежде всего, необходимо отметить зависимость эволюции
исторического познания от общих философских и мировоззренческих тенденций разных эпох.
Археография музейного предмета – это фактически место встречи хранящихся в музеях вещественных и изобразительных источников с исторической наукой, это способ включения музейных предметов в комплекс информационных ресурсов
исторического познания.
Оригинальные и переводные исторические трагедии в то время считались вершинами романтизма, вызывая множество подражаний, и были для юного театрала куда ближе романов, вероятно, и потому, что – в силу своей условности – не требовали особых
исторических познаний, житейского и психологического опыта, тех конкретных подробностей и связей, без знания которых или без их учёта нельзя создать роман.
Несмотря на такое фундаментальное значение истории нравов, специально трактующей о половой нравственности, для человека, стремящегося к
историческому познанию прошлого, несмотря на богатство источников, находящихся к услугам исследователя, история половой нравственности, однако, область, которой пока ещё пренебрегают современные историки.
Профессор замолчал, словно ожидая оваций за свои глубокие
исторические познания.
В контексте последней
историческое познание призвано служить не более как средством заполнения досуга, нередко даже видом простого развлечения, и подобной логике вынуждена изначально следовать историческая демоскопия.
Однако всё это относится к предпосылкам
исторического познания, но не к нему самому.
Думается, такая задача по-настоящему осуществима прежде всего в предметном поле
исторического познания, по сути своей междисциплинарного и интегрирующего.
Однако и в этих определениях нет эксплицитного обоснования эпистемологическойпотребности в микроанализе как в особом ракурсе
исторического познания.
Под философией истории иногда понимают не метафизическое или онтологическое изучение исторического процесса, а изучение
исторического познания,т. е. или соответствующей психологии или соответствующей логики и методологии.
Два указанных метода
исторического познания позволяют нам превращать реликты прошлого в историю: совокупность знаний и интерпретацию, ретроспективно упорядочивающую и объясняющую ситуации, в которые попадал человек.
Вольф, первый обработавший новую философию в школьную систему, начинает свой трактат о сущности философии (во вступлении «Логики») с различения
исторического познания и философского.
Коллизия этих двух диаметрально противоположных подходов к
историческому познанию особо ощутима во времена «исторических ренессансов», приходящихся в большинстве случаев на «точки перегиба» – переломные моменты в общественном развитии.