И только тогда, когда эта вера оказалась поколебленной, появились предпосылки для возникновения принципиально нового, полного
критической рефлексии по отношению к действительности искусства.
В этой перспективе рецензии рассматриваются не столько с точки зрения реализации ценностей
критической рефлексии, сколько с точки зрения (само)воспроизводства научного сообщества и коммуникативной прагматики.
Специализированная, «цеховая форма современной науки играет роль мощного оборонительного сооружения» незыблемости существующего уклада – препятствует широкой
критической рефлексии и культурно-исторической квалификации современности, открытой постановке «мирового организационного вопроса».
Социальные сети, подобно современным инструментам манипуляции, устанавливают новые нормы: шум и внимание становятся главными атрибутами общения, а
критическая рефлексия уходит на второй план.
Её члены – это и не молодые исследователи, располагающие местами
критической рефлексии в своём профессиональном поле, и не индивиды, явно отмеченные печатью диссидентства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: маклюра — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обычно, когда с головой погружаешься в какую-то тему, редко удаётся избежать идеализации и чрезмерного восхищения, тут важно сохранять способность
критической рефлексии.
Есть и более высокий уровень
критической рефлексии, – он связан с предпосылочной, часто бессознательной, природой самого человеческого мышления.
Однако, в отличие от профессионального социально-научного знания, неоднократно служившего предметом
критической рефлексии, начиная от классической социологии знания и до современных попыток проанализировать процессы его производства в концептуальных рамках «исследований науки и технологии» [18], природа, механизмы и границы обыденного социального знания нечасто становились автономным фокусом систематического теоретического анализа и направляемого таким анализом эмпирического изучения.
Недавний исторический опыт (в том числе советский) заострил ощущение, что именно
критическая рефлексия является защитой от манипуляции сознанием и средством сохранить индивидуальную ответственность, в то время как сдача во власть иррационального и стихийного делает человеческие массы подверженными манипуляции.
Выстроенные выше детерминации апеллируют к необходимости
критической рефлексии процессов, глубоко затронувших духовную сферу российского общества в корелляции связей с оценкой отечественной историографии как кризисного субъекта.
Для этого императивы божественного номоса должны пройти сквозь контролирующую инстанцию
критической рефлексии, принять в индивидуальном сознании форму личных убеждений, обладающих непреложной достоверностью.
Далее, вряд ли найдётся человек, начинающий газетную статью с напоминания потенциальным читателям о том, что он ни разу в жизни не испытывал ничего, что можно было бы назвать
критической рефлексией, что он никогда не задумывался об истинности или ложности того или иного утверждения, что если он в какой-то момент и казался поступающим рационально, когда высказывал суждения в полном согласии с явной очевидностью, то это можно считать всего лишь видимостью, ибо он сам не имеет ни малейшего понятия о таком событии или даже такой тенденции.
Становится понятной граница
критической рефлексии, когда без обсуждения благо определяется как умеренность.
Вместо построения истории идей, которая служит фоном для других типов историй, теория речевых актов и Begriffsgeschichte пытаются восстановить мышление во всей его контекстуальной сложности и, отталкиваясь от этого, подвергнуть
критической рефлексии идеологические нарративы.
Как правило, социологи не стремятся к осуществлению
критической рефлексии в отношении таких признаков, считая их априорным знанием или апеллируя к научной традиции, связанной с именами классиков социологии.
Такая гносеологическая позиция направляет
критическую рефлексию на процесс познания и оценки художественного текста, а через него – социальной жизни.
Отсутствие
критической рефлексии по поводу созданного ими националистического «символа веры» – характерная черта новейшего мифологического мышления, свойственного «свядомым» белорусским историкам.
Отсюда, из этой сферы, неподконтрольная
критической рефлексии, она незримо воздействует на общественный менталитет, камуфлируя реально присутствующую в нашей жизни напряжённость отношений между носителями двух диаметрально противоположных ценностных установок: между духовно своими– дорожащими всейисторией, культурой и целостностью своей страны, и духовно чужими –рассматривающими страну проживания как лишь «охапку хвороста» для разного рода «костров», будь-то «мировая революция» или «мировая демократия».
Одним из первых в истории науки, кто попытался объяснить рационализацию первобытного духовного наследия
критической рефлексией над его смысловой необычностью, был, видимо, Аристотель, писавший, что «миф создаётся на основе удивительного, а удивление побуждает людей философствовать» [5].
Философия, имея целью стать строгой наукой, прошла сквозь горнило
критической рефлексии и по пути углубила исследования о методе.
С этической точки зрения, интрадиегетический образ честнее образа коннотированного: это способ
критической рефлексии над знаками, которая стимулируется намеренным столкновением знаков разной природы.
Во-вторых, на место серьёзного обсуждения проблем цензуры подчас приходят сомнительного толка имитации
критической рефлексии, которые обычно клонятся к признанию «неодозначности» цензуры и – в конечном счёте – к её реабилитации.
Специфика подобной
критической рефлексии в её «спонтанности», даже исповедальности.
Теоретическим выражением таких представлений о человеке явилось противопоставление беспредпосылочного человеческого «я», осуществляющего
критическую рефлексию, и мира природы, «царства вещей».
Тем не менее, этот метод может быть менее эффективен для сотрудников, которые не обладают необходимой
критической рефлексией или не могут объективно оценить свои качества.
Он вписывается в рамки современной
критической рефлексии о границах семиотики, переосмысливающей некоторые результаты постструктуралистской теории.
Философская антропология «после смерти человека» должна поставить в качестве своей главной задачи: во-первых,
критическую рефлексию исторических представлений о человеке и исследование тех реальных функций, которые выполнял дискурс о нём в истории культуры; во-вторых, анализ, диагностику и терапию культурных пространств, в которых осуществляется производство человека, включая не только духовные, но и психофизические характеристики.
На самом деле, существует традиция
критической рефлексии по отношению к положению вещей в обществе модерна, включающая ностальгию, которую я буду именовать офф-модернистской.
Музыка дома, будь то деревенский напев или популярная песня, – это постоянный аккомпанемент ностальгии – её невыразимый шарм, который заставляет ностальгирующих пустить слезу, и связывает им язык, и нередко затуманивает
критическую рефлексию разума.
Кроме того, электричество, его свойства и связанные с этим проблемы репрезентации требовали
критической рефлексии основных постулатов материализма, образующего мировоззренческое ядро новой идеологии.
Просветительство и позитивизм были основой консолидации национально ориентированной культурной общественности, поэтому любые попытки
критической рефлексии по поводу сложившейся традиции, любое экспериментаторство воспринималось как угроза для существования украинской культуры (и соответственно «народа») и отвергалось.
Помимо этого, в той же главе мы заключили, что либеральные рассуждения о роли
критической рефлексии в разработке своего жизненного плана или своего понимания благой жизни иногда кажутся далёкими от реального жизненного опыта.
Это требует от нас постоянной
критической рефлексии и готовности к изменениям.
Когда вопрошание приходит к концу или заходит в тупик, интеллект умно уступает место
критической рефлексии; в качестве критически рефлектирующего субъект вступает в сознательное отношение к абсолютному – тому абсолютному, которое заставляет нас рассматривать позитивное содержание наук не как истинное и достоверное, а всего лишь как вероятное.
С другой стороны, уровень
критической рефлексии по поводу науки в культурном пространстве, степень экспансии научных терминов в обыденный язык, восприятие изобретений и открытий в искусствах, которые мы сейчас называем художественными, является маркером доступности и понятности знания, доверия к учёным, научным институциям и знанию, производимому ими.