Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы
методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы.
Новая
методология познания закономерностей в развитии человеческого сообщества позволила понять объективную картину развития человеческой системы в зависимости от положительной или отрицательной направленности на реализацию объективно заданной единой цели.
Обращение к уровням методологии науки, прежде всего к уровню философской
методологии познания, продиктовано тем, что без понимания функций каждого из этих уровней психология окажется беспомощной при выделении эмпирической сферы фактов, относящихся к компетенции психологического изучения личности, решении задач междисциплинарного синтеза, мировоззренческой оценке представлений о природе личности.
Можно сказать, что на первый план выходит задача раскрыть важную, пока ещё недооценённую (как в среде педагогов, историков образования, так и в среде историков и философов науки) роль христианской парадигмы образования (включая её ценностное ядро, схоластическую
методологию познания, сам дискурс схоластики, различные педагогические модели, а также входящие в них религиозные и светские элементы).
Революция в
методологии познания психики человека выводит психологическое знание на новый путь, позволяющий принципиально разграничить две области бытия: душу и тело.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зажиливать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Историческая культурология обращается к истории с позиции культурологической
методологии познания: «Прошлое изучается как совокупность происшествий, ситуаций и форм по определению тривиальных, нормальных, обыденных – в противоположность событиям и фактам… попадающим в исторические хроники (на чём строится вся историческая наука), т. е. речь идёт о феноменах культуры… а вовсе не о „шедеврах“ в искусствоведческом смысле» (Историческая культурология, 2015, с. 9).
Такова работа формулы о том, что право бытие в возможности государства, а государство бытие в действительности права, в отсутствии
методологии познания права.
Применив гегелевский метод и концепцию познающего субъекта для преодоления основной формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил проблему
методологии познания.
Советская ядерная и космическая школа 50-х и 60-х годов строилась на подготовке лучших студентов-физиков выдающимися учёными того времени, которые считали необходимым донести до слушателя свои последние разработки и открытия, своё видение и
методологию познания мира.
Её суть состоит в своеобразной
методологии познания, где ключевое – исследовать объект (явление) в его возникновении, становлении и эволюции, в генетической связи отдельных фаз его развития, в целостности пространственно-временных характеристик.
Вместе с тем гуманистическая психология потерпела неудачу в создании своей специфической
методологии познания человека: использование гуманистически ориентированными психологами традиционных техник не содержит в себе принципиальной новизны.
Социальная философия предлагает частным наукам абстракции наивысшего уровня, тем самым являясь общей
методологией познания общества по отношению к конкретным областям обществоведения.
Существенной частью предлагаемой
методологии познания является деятельностно-ценностный подход к описанию социальных процессов и явлений.
Всё это позволяет овладеть знаниями в области истории французской философско-исторической мысли, осмыслить вклад французской философии в создание
методологии познания общества в его историческом измерении.
Постмодернизм доводит эти взгляды до логического конца, утверждая, что не группы людей, а отдельные личности являются носителями специфических
методологий познания.
Системная
методология познания человека и общества.
Итак, в зависимости от применения той или иной части
методологии познание может быть научным и ненаучным.
Научная
методология познания человека и общества.
Существующее многообразие мировоззренческих подходов к познанию права позволяет углубить имеющиеся знания о данном социальном явлении, но исчерпать диалектическую
методологию познания действительности невозможно.
Кроме методов познания и философских (мировоззренческих) принципов познания правовых явлений в структуре
методологии познания выделяется элемент организации познания или стадии процесса познания объекта.
Специальные
методологии познания обычно выступают в качестве весомых, относительно самостоятельных содержательно и структурно, частей отраслевых наук.
Необходим и определённый опыт исследования (проектирования) больших организаций (систем), опыт высоко абстрактного мышления, владения современной
методологией познания объектов такого рода.
Методология познания государства даёт серьёзные сбои.
Таким образом, в отношении
методологии познания следует отметить, что дифференцированный временной анализ по бытию в возможности и бытию в действительности (в той части, в которой данное учение модернизировано людологический школой познания) может быть использован как часть методологии, наряду с прочими методами.
Здесь надо сразу же заметить, что в тот период и вплоть до середины 20-го века ввиду отсутствия многих научных знаний, особенно о человеке, отсутствовала и объективно адекватная
методология познания человеческого общества как такового, что обусловило столь широкое развитие научно-философского самопознания.
Исходя из того, что большая часть собравшихся тут, это мои коллеги учёные, я хотел бы поднять вопрос о
методологии познания окружающих нас истин.
Данный подход известен в классической науке как диалектическая (линейная)
методология познания процессов и явлений действительности.
По этому признаку используемые в культурологии
методологии познания можно разделить на группу «абсолютно культурологических», в равной мере отвечающих на вопросы «почему/зачем», «как» (в социальном смысле) и «к чему это ведёт», и «относительно культурологических», отвечающих только на вопросы «как» и «к чему это ведёт».
Традиционная
методология познания социальных процессов идёт от явного, зримого, от «онтологии фактов», руководствуясь детерминистской, логико-аналитической парадигмой и материальной предзаданностью бытия, никак не задаваясь вопросом: почему вся организация материального мира такая, а не какая-нибудь иная?
Основатели гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной
методологию познания человека.
Для философии это, главным образом,
методология познания устройства объективного мира и места человека в нём, для культурологии это – методология практической деятельности.
Я ставлю себе скромную задачу изложить общие принципы и
методологию познания материальных и духовных составляющих нашего видимого и невидимого мира для того, чтобы, познав эти принципы и убедившись в их истинности, человек мог самостоятельно исследовать любое направление и любую область материальных или духовных процессов, включая и те духовные процессы, которые осуществляются живыми клеточными организмами.
Попытка обрести утраченное единство
методологии познания привела к распространению способов «познания себя» на внешний мир.
На уровне
методологии познания механизма перевода количественных параметров социальной среды в качественные особенности преступности эта связь может быть выражена с помощью понятия «состояние».
Возрастающий интерес криминологов к обобщающим фундаментальным вопросам, стремление развить
методологию познания специфики преступности как явления говорят о значительном расширении философской проблематики в криминологии.
Проблемы, исследуемые наукой криминологией, могут быть познаны на основе правильно выбранной
методологии познания.
Научные подходы к определению
методологии познания правовых явлений можно продолжать.
Представляется, что
методология познания государственно-правовых явлений выступает организацией целенаправленной деятельности субъекта, основанной на определённых знаниях (учении) о принципах, методах и уровнях познания явления, в результате которого путём исследования объекта приобретается новое знание об исследуемом явлении (предмет исследования).
Справедливости ради следует сказать, что имела место не простая рецепция категорий, а заимствование
методологии познания отрасли государственного права, способа её отграничения от смежных отраслей и установления логики распределения государственно-правовых норм по отделам государственного устройства и государственного управления.
На сегодня в осмыслении развития есть безусловные достижения, которые можно сформулировать следующим образом: проблема развития поставлена перед научным мышлением; идея развития переросла в принцип развития; в диалектике сформулированы законы всемирного развития; произведена определённая идентификация развития и отличение процессов развития от процессов других типов; развитие предстало как саморазвитие, то есть обусловленное преимущественно внутренней детерминацией; разработан категориальный аппарат, позволяющий осмыслять развивающийся мир, выражать знание о нём в языковых конструкциях в традиционной для европоцентричного мышления форме; идея и принцип развития активно используются во многих философских и научных построениях как средство понимания и объяснения мира, в том числе социального и идеального (теория творчества); произведено отличение индивидуального и исторического типов развития; заложены основы понимания специфики теории и
методологии познания развивающегося мира в отличие от мира не развивающегося.
На основе
методологии познания и творчества формируются цели развития, основы управления, как правило, в вековых масштабах.
Непонимание и бессилие происходят от ограниченности
методологии познания людей, относящих себя к официальной науке.
Думается, что это было не случайно – в это же время на ведущие позиции вышла
методология познания в позитивистской парадигме, что элиминировало дискурс, связанный с неоперационализируемыми концептами – как «метафизику».
Плехановской
методологии познания явно недоставало диалектичности.
Вернее наоборот: есть единицы информации, биты, а граммы, грамматология – их гуманитарно-идеологическая транскрипция, специфически «дерридовское», культурологическое именование того, что в теории и
методологии познания разрабатывается ныне как когнитивистика, а в «высокой» философской рефлексии предстаёт как трансцендентальный эмпиризм.
Все наиболее высокопоставленные её представители многократно писали о том, что разговоры о кризисе, вполне естественные в «буржуазной» науке, не имеют к марксистской истории никакого отношения: если в рамках «углубляющегося кризиса капитализма» история обречена на кризис, то, напротив, в социалистических странах эта наука не знает (и не может знать!) кризисов, так как владеет единственно верной
методологией познания.
Это делается в рамках более частных методологических теорий (
методологии познания физических, химических, биологических, социальных и других явлений).