Я неоднократно отмечаю в книге, что, как бы ни впечатлял прогресс методов
научного познания, мы и сейчас не застрахованы от повторения ошибок прошлого.
Она рассматривалась как философская теория, метод и общая методология
научного познания, определяющая нормативные основания исследовательского процесса и пути получения объективного знания.
Особое внимание в последующем тексте будет уделено характеристике мышления в процессе
научного познания.
Путь
научного познания мира общества в целом напоминает путь развития познания отдельно взятого человека.
Особенностью парадигм является их изменение, обновление, смена в процессе развития
научного познания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: артритичка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Современное естествознание оперирует двумя уровнями
научного познания – эмпирическим и теоретическим.
Можно сказать, что нанотехнологиипредставляют собой методологию современного
научного познания, её рабочий инструмент, ведущий к принципиальному стиранию междисциплинарных границ.
Психика человека была и остаётся самым сложным объектом
научного познания, и однозначно систематизировать всё богатство индивидуальных особенностей, моделей поведения, чёрт личности и характера пока что не удаётся.
Подводя итоги, отметим, что, как свидетельствует методология науки, ни в одной из областей
научного познания понимание не является ведущим методом исследования и его основной целью.
Объект и предмет
научного познания – сходные, но не совпадающие понятия.
Основным способом
научного познания окружающего мира в нём вплоть до научной революции XVII в. оставалась схоластика.
И третье препятствие на пути
научного познания социальных объектов – гигантская армия людей, профессионально занятых в сфере науки.
Роль личностных особенностей исследователя ещё более возрастает на этапе построения научных теорий, который считается высшим и в определённом смысле завершающим этапом
научного познания.
Какими формами
научного познания следует овладевать молодому учителю в первую очередь?
Идеализированный социальный объект как инструмент
научного познания используется для получения как ценностно нейтрального знания, так и ценностного знания.
Предметом учебного курса может быть также и более узкий круг вопросов, например относящихся к какой-либо отдельной проблеме
научного познания или практической деятельности людей.
При
научном познании человека, общества трудно помешать проникновению в это познание основанных на идеологической вере идей, создаваемых идеологическим мышлением.
Взгляд на метод как на методику не противоречит здравому смыслу и логике
научного познания, а дополняет его содержание новыми ракурсами, показывает единство теоретической методологии и конкретных эмпирических методик.
Также к критериям
научного познания может быть отнесена проверяемость выдвинутых утверждений.
В принципе он поощряется, но в то же время экспериментирование не рассматривается как обязательное и основное средство
научного познания.
Она даже вполне недвусмысленно дала мне понять, что я со всем моим необычайным гением и моими глубокими
научными познаниями попал на ложный путь, который может привести меня к дурным результатам.
Прежде чем отправиться в путешествие, заметим, что оно – лишь один из возможных путей к границам
научных познаний.
Влияет ли личность учёного на объективность
научного познания?
Но если
научное познание имеет свою цель в других наших знаниях, то философия выходит за пределы знания, обращаясь ко всей нашей судьбе в целом, имея в виду единство нашего действия перед лицом жизни и вселенной.
Обычно в учебном курсе в систематизированном виде излагается основное содержание какой-либо науки или самостоятельной отрасли
научного познания.
Таково первое серьёзное препятствие на пути
научного познания социальных явлений.
Каковы особенности
научного познания, чем оно отличается от обыденного познания, религиозной веры, мифологического видения мира?
Позднее более развитые, современные философские построения пришли на смену позитивизму как основе философии
научного познания.
Эти же медиаторы позволяют субъектам
научного познания, находящимся в разных научных дискурсах, найти общие точки для построения коммуникации через метафоры.
Общим методом
научного познания является диалектический метод, который предполагает изучение проблем производства по уголовным делам в развитии изучаемого объекта, с учётом этапов его эволюции, в связи с другими проблемами и конкретными условиями функционирования.
Однако от этого оно не ослабевает: принципы
научного познания – это, во многих случаях, общие закономерности человеческого мышления, отделённые от своих психологических корней и получившие онтологическое обоснование.
Одно из самых примечательных обстоятельств в развитии теории
научного познания (эпистемологии), являющейся частью современной философии, – отсутствие достаточно адекватного, общепринятого определения понятия «наука».
Иными словами, в бесклассовом обществе сознание людей, как они полагали, явится исключительно результатом
научного познания действительности и поэтому оно будет полностью свободно от всякой идеологии, т. е. от иллюзорных и превратных представлений людей об окружающем их мире и о самих себе.
Эти кружки и общества были отражением веяний времени, ибо развивающийся интеллект человечества, до сих пор скованный догмами церковной схоластики и фанатизма, на стезе
научного познания природы не мог довольствоваться его ортодоксально-религиозным истолкованием и искал путей для распространения куда более рациональной и постижимой разумом картины мира.
Данная система включает в себя отдельных людей, вовлекаемых и уже вовлечённых в сферу
научного познания, научные коллективы, организации, институты, а также различные формы и виды социальной деятельности людей, связанные с научным исследованием, их социальные связи и отношения.
Поэтому, для того чтобы учение о преступлении и наказании было методологически правильно построено и давало максимальный эффект для общества, оно должно быть ориентировано не только на юридические дисциплины, но, прежде всего, на философию, и только при посредстве неё на всю сумму гуманитарных наук, объединённых при помощи философии в цельную систему
научного познания.
Раньше было принято либо противопоставлять их науке, видеть в них квинтэссенцию заблуждений и даже антинауку, препятствующую распространению «научного мировоззрения», либо в лучшем случае рассматривать их как своего рода пред-науку, закладывающую основу
научного познания, но с неизбежностью вытесняемую им.
Однако делом подлинно
научного познания стало не построение идеальных схем, но строгий анализ существующей реальности, какой бы «неправильной» или «патологической» она ни была.
Однако поскольку вообще невозможно построить даже относительно сущностно завершённое научное мировоззрение, и в нём в любой момент времени содержатся наряду с элементами адекватного знания неистинные элементы, а также научные предположения, в том числе относительно самых фундаментальных черт мироздания, что является законом
научного познания, то в сознании научного сообщества функционируют одновременно несколько разновидностей научных мировоззрений, имеющих как сходные, так и отличительные черты, что является законом научного мировоззрения.
Разочарование в возможностях
научного познания, рационализма, справедливой перестройки социального мира в соответствии с разумными ориентациями привело к концу XIX – началу XX в. к расширению философской рефлексии, к обострённому вниманию к иррациональному (от лат. irrationalis – лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное пониманию в рамках логического мышления, противоположное рациональному), что обусловило формирование таких направлений философии XX в., как философия жизни, экзистенциализм, персонализм, психоанализ и т. д.
Наконец, развитие экспериментальных исследований в психологии определялось также логикой самого психологического знания, его внутренними потребностями, осознание которых приводит передовых учёных к выводу о недостаточности и ограниченности интроспекции как теории и метода
научного познания психических явлений и необходимости новых объяснительных категорий и объективных методов исследования психической реальности.
Во-первых, философия задаёт и пытается найти ответы на многие интересующие человека вопросы (о добре и зле, о смысле жизни, о свободе и т.п.), которые выходят за рамки
научного познания.
Существуют ли пределы
научного познания?
Но и для технических средств новых областей высоких технологий доминирующими факторами сложности являются именно аспекты их субъективной сложности: относительность знаний, ограниченная адекватность научных представлений о физико-химической природе, принципах функционирования и поведения новых объектов, их воздействии на сознание и психику человека, на общество и природу; неоднозначность целей и направлений
научного познания, недостаточность общественного контроля и управления научными разработками в сфере высоких технологий; дисгармоничность отношений между коллективными субъектами, обществом и природой.
Знание, порождённое обыденным мышлением и основанное на здравом смысле, становится элементом
научного познания посредством установления аналогиймежду той реальностью, из которой извлечён обыденный опыт, и объектами научного изучения.
Однако разновидностей научных мировоззрений и возможностей их построения не очень много в силу сущности
научного познания и знания, и потому невозможно создать мысленный неосуществимый научный безгранично идеализированный предмет в виде такого многообразия научных мировоззрений, которое соответствует количеству обладателей рационального мышления в виде учёных.
История науки и анализ современной практики
научного познания показывает, что не всякие познавательные действия – операции, приёмы, способы познавательной деятельности приемлемы и дают нужный эффект при решении тех или иных задач научного исследования.
Смысл
научного познания видится в анализе не столько устойчивости структур, сколько их становления, т. е. в возникновении нового в режиме актуального времени – «здесь-и-теперь».
Кроме того сущего, которое в опыте познаётся наукой, есть ещё целая бесконечность, и в этой бесконечности многое можно разглядеть именно не под углом зрения
научного познания; чтобы не остаться слепым, тут нужно перейти на другую сторону сознания, в известном смысле самую важную.
Эксперимент– один из основных (наряду с наблюдением) методов
научного познания вообще, психологического исследования в частности.