Именно поэтому, наверное, мы больше узнаем об устройстве текстов от тех исследователей, которые дерзают изучать сложные
повествовательные тексты, чем от тех, кто ограничивается анализом текстов более коротких и простых.
Есть фикциональные
повествовательные тексты, которые не относятся к области художественной литературы.
Согласно этим определениям, сюжет
повествовательного текста совпадает с его дискурсивной структурой.
Здесь исправления не требовались, ибо девочка очень хорошо справлялась с несложным
повествовательным текстом.
На этом уровне рассмотрения возможна фонетическая интерпретация, особенно важная для таких текстов, как тексты (3) и (4), но игнорируемая при последующем анализе, поскольку при рассмотрении
повествовательных текстов меня, естественно, больше интересуют «ящички» более высоких уровней.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прыгунчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, можно выделить фабулу (или несколько фабул) и в тех авангардистских
повествовательных текстах, в которых как будто вообще нет никакого повествования; правда, может оказаться трудным установить, кто в этих текстах деятель, что является причиной чего и в чём состоят относящиеся к делу (relevant) изменения.
Этот
повествовательный текст создают названия улиц и номера домов, указатели и объявления, названия магазинов и реклама, дорожные знаки и светофоры.
Согласно нашей концепции, феномен когнитивной гармонии (далее – КГ) как механизм интерпретации
повествовательного текста необходимо включить в русло собственно лингвистических исследований для решения задач определения языковой сущности данного явления, обусловленного системно-структурной и функциональной природой языка, в свете идей, выдвигаемых современной коммуникативно-деятельностной лингвистикой, используя при этом соответствующий научно-понятийный аппарат и применяя адекватные сформулированным задачам научные методики.
Автором разработана модель когнитивной гармонии как механизма интерпретации текста, в соответствии с которой при интерпретации
повествовательного текста успешное продвижение коммуникативного процесса и психологическое состояние коммуникативного удовлетворения возникают при равновесии взаимосвязанных метаязыковых репрезентаций, с одной стороны, актуализируемых в сознании интерпретатора языковыми знаками реконструируемого метатекста, и, с другой – репрезентаций прошлого опыта интерпретатора.
Как показали два примера (о том, что я вернулся, поскольку пошёл дождь), фабула и сюжетная схема существуют не только в специфически
повествовательных текстах.
В структуре
повествовательного текста (особенно текста девятнадцатого века) заложена философская концепция, отводящая поступательному движению времени главную роль в формировании человеческой жизни, а это предполагает идею конечности.
Анализ когнитивной гармонии в
повествовательном тексте позволяет создать когнитивную модель организации порождения и восприятия текста.
Представляется допустимым выведение данной модели когнитивной гармонии за пределы
повествовательного текста и изучение природы когнитивной гармонии в различных других видах текста.
Таким образом, то, что в сознании приобретает статус ретенции, «одновременно делает возможной перспективу ожидания протенции» (об ожиданиях-дивинациях в
повествовательном тексте см. гл. 3).
Ну, хорошо, он обнаружил длинный
повествовательный текст, и для тех, кто всерьёз интересуется древней цивилизацией дракониан, это просто восторг: до сих пор нам удалось отыскать несколько стихотворений, несколько коротких мифических сказок, кое-какие фрагменты хроник, но сравнимого масштаба – ничего.
Умение находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание; производить разбор слова: фонетический, по составу, как части речи; синтаксически разбирать предложение с однородными членами; знать изученные части речи и их признаки: определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована; составлять план текста; распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи; писать изложение
повествовательного текста с элементами описания и рассуждения; писать сочинение повествовательного характера; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и знаками препинания [13, с. 191].
Это общее правило касается в первую очередь
повествовательных текстов, когда рассказывается о каком-то событии (он пошёл туда-то, увидел то-то, пощупал, поднял).
Дело в том, что понимание
повествовательных текстов есть одновременно понимание человеком самого себя.
Из моего интереса к истории меланхолии выросло её первое последовательное изложение, почти
повествовательный текст, останавливающийся на судьбоносной дате – 1900 год.
Но если такое возможно со сложным
повествовательным текстом, в котором мысли и события постоянно меняются, тем более это возможно с короткой молитвой, которая одна и та же.
При работе над
повествовательным текстом необходимо прежде всего установить основные (узловые) события, продолжительность каждого события, последовательность их изложения, связь между ними.