А между тем католическая церковь – одно из наименее сговорчивых, наиболее цепких проявлений
религиозного миросозерцания.
В своих обоих больших фазисах развитая, в древности и в новое время, западно-европейская философия стоит чаще всего в натянутом отношении к традиционному
религиозному миросозерцанию, переходящем нередко в открытую вражду.
Только обращаясь к аналогиям, только восполняя недостающие ему сведения о
религиозном миросозерцании родовых сообществ данными этнографии, в состоянии он достигнуть той всесторонности и отчётливости в понимании родовых порядков, без которых всё его построения не могут иметь иного значения, кроме более или менее остроумных догадок.
Философия старается теперь побороть эту противоположность изнутри; она всюду старается – и это, можно сказать, есть движущий момент во всём развитии новейшей философии – сделать
религиозное миросозерцание и научное объяснение природы совместимыми друг с другом.
До тех же самых пор будет, с другой стороны, возводиться подозрение во внутренней неправде и на философию, которая рядом с научным исследованием говорит о границах человеческого познания и о праве
религиозного миросозерцания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отрёпки — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Результатом этого стало сложное
религиозное миросозерцание, переплетение христианских и языческих идей в поздних народных верованиях.
Греческая философия, которая считается образцом наиболее чистой и автономной философии, была религиозна по своим истокам и по своему пафосу и отражала
религиозное миросозерцание грека.
И вот то, что мы именуем натуралистической метафизикой и натуралистическим богословием, есть выражение направленности духа, отражение
религиозного миросозерцания, одна из внутренних эпох в судьбе познания.
Здесь не может быть изложен методический приём, при помощи которого эти трудности разрешаются; мы воспользуемся лишь его результатами в целях расчленения
религиозного миросозерцания.
Этим обусловливается и отличительный момент в структуре
религиозного миросозерцания.
Характер, который могут принимать религиозное общение, религиозный опыт и сознание о нём, определяет различные исторические ступени и формы, в которые выливается
религиозное миросозерцание.
Эти примитивные идеи образуют основу
религиозного миросозерцания.
Везде, где условия допускали нормальное развитие, образовалось
религиозное миросозерцание, независимо от того, много ли времени потребовало это изменение в общении с невидимым там, где оно началось, независимо также от того, какие были при этом пройдены ступени и были ли преданы забвению имена религиозных личностей.
Религиозное миросозерцание нации порождает лишь инстинктивное, бессознательное (психологическое) стремление к монархической власти.
Второй – это процесс секуляризации как постепенное освобождение социальной мысли, общественного и индивидуального сознания от власти церковных догматов и традиционных стереотипов
религиозного миросозерцания.
Верность истине и применение её ко всем жизненным явлениям расширят в его уме самые религиозные понятия и создаст цельное и стройное
религиозное миросозерцание.
Мы конструировали
религиозное миросозерцание первобытного человека, не спросившись близкого к нам опыта, объектом которого служит наше простонародие, служим мы сами; строили фонетические законы для языков, звуки которых никогда до нас не доносились, а рядом с нами бойко живут и развиваются диалекты, развиваются по тем же законам физиологии и психологии, как и у наших прародителей арийцев.
Велика сила
религиозного миросозерцания и поклонения предкам!
Необходим диалог
религиозных миросозерцаний и готовность к диалогу, который не заменят манипуляции мировоззренческими штампами.
Новейшая философия религии обнаруживает несомненную наклонность построить
религиозное миросозерцание без помощи каких-либо супранатуралистических воззрений и даже устранив их, как совершенно побочный мифологический элемент.
Но и помимо этого, при более широком понимании морального и имморального, добра и зла, идеи супранатурализма получают значение необходимых звеньев
религиозного миросозерцания.
На первой стадии действительность ставится в зависимость от божественных существ, здесь безраздельно господствует
религиозное миросозерцание.
Ни поиски духовной сущности человека через исследование философии истории, истории, как величайшей духовной реальности, включающей историческую память, ведущей борьбу вечности с временем, ни приобщение своего духовного мира к абсолютному духу потусторонней жизни, существовавшей от века до рождения человека и представляемой после его смерти загробным миром, ни поиски истины на путях
религиозного миросозерцания, – ни множество других замечательных в своём роде описаний и откровений этого философа не могут быть равноценными его суждению о поиске смысла жизни.
Вопрос о соотношении научного и
религиозного миросозерцаний стал в XIX веке предметом широкого публичного обсуждения, многие философы, теологи и учёные стремились доказать ошибочность популярного мнения об их принципиальной несовместимости.
Впрочем, эти патриархальные верования в богинь устроительниц человеческого счастья являются в патриархальном быте только остатками первичного
религиозного миросозерцания, в котором, как мы видели, женский элемент играл такую важную роль.
Остаётся третий путь – с помощью отвлечённой мысли логически утверждать тот минимум
религиозного миросозерцания, который достижим на этом пути, и затем, здраво осознавая всё же недостижимость всеобъемлющей, целостной веры для трансцендентной мысли, открыть для себя опыта веры, которая хотя и недоказуема научно, но и не противоречит действительности.
Каково же было
религиозное миросозерцание греков в те времена, непосредственно предшествующие возникновению философии?