Грамматика служит для создания возможности построить любое высказывание, чтобы оно было адекватно принято носителем данного языка, т. е. совершить
речевое действие независимо от его замысла и назначения.
Мы уже говорили о том, что в корне речевого умения лежит
речевое действие.
Даже полностью сформированные речевые навыки не достаточны для общения. Нужны полностью сформированные
речевые действия.
Ведётся работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы
речевого действия.
Виды речевой стилистики составляют единство, каждый вид способен рассматривать стиль
речевого действия или стиль высказывания с определённой, самостоятельной точки зрения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: палешане — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Из этих двух разновидностей
речевого действия первичной считается диалогическая речь.
Уже здесь обращает на себя внимание трактовка речевого общения как системы
речевых действий, речевых поступков (Handlungen).
Для авторитарного стиля характерны функционально-деловой подход к организации общения, чётко выраженные установки, в основе которых лежит «усреднённое» представление учителя об ученике; как правило, педагог предпочитает руководствоваться стереотипами как в оценке возможностей учеников, так и в собственных
речевых действиях.
Такой вывод, однако, совсем не тривиален, поскольку он требует создания новой оптики в исследовании истории понятий и идей, которая фокусирует феномены в пространстве между глобальной историей одного понятия и атомизмом локальных контекстов
речевых действий.
Отсутствие хотя бы одной составляющей этого согласованного единства порождает
речевое действие, которое можно считать квазириторическим (может быть, поэтому столько упрёков и обвинений за два с половиной тысячелетия было предъявлено риторике).
Именно при осуществлении функции общения особо важную роль начинает играть эстетически-экспрессивная сторона
речевого действия, ведущая к высшему уровню понимания термина «риторика» как искусства речи.
Чтобы общение состоялось, необходимы
речевые действия, при помощи которых мы добиваемся своей цели: спросить, утешить, развеселить, упрекнуть и так далее.
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде
речевых действий, включённых в неречевую деятельность.
Задача интеллектуальной истории как раз и состоит в детальном восстановлении локальных «словарей» или языковых контекстов, внутри которых понятия приобретают своё значение и функцию
речевых действий, подчиняющихся определённым нормам и конвенциям, но при этом реализующих индивидуальный замысел их автора.
Таковы, в частности, перформативные высказывания, которые, будучи непосредственными
речевыми действиями, а не сообщениями о действиях, являют собой автореферентные дискурсы.
Овладевая элементами, необходимыми для реализации коммуникативного намерения, ребёнок всё более грамотно заполняет обобщённую схему
речевого действия освоенными операциями.
Это знание позволяет ему адекватно оценивать
речевые действия детей и понимать, на каком этапе становления речи они находятся.
В этом смысле музыка поддерживает протагониста, который занят
речевым действием, и таким образом делает возможной ещё более глубокую связь в ритмическом соединении.
Однако богатство и многообразие доступных авторам языков, а также возможность языковых инноваций открывают автору, хорошо владеющему словом, существенную свободу
речевого действия.
Последние формируются посредством как языковых упражнений, в результате чего достигается выполнение
речевого действия, осуществляется презентация комплекса признаков, так и речевых упражнений, которые делятся на два типа.
Под речетворческой деятельностью мы понимаем комплекс
речевых действий и операций на основе языковой системы, использование которого направлено на самореализацию личности как личности языковой.
Успешная сдача этого экзамена показывает, что студент научился выполнять
речевые действия эталонно (идеально), что он в состоянии их выполнять самостоятельно, что он теперь легко может решить любую речевую задачу без всякого «речевого советника» или помощника, и что он полностью независим, самодостаточен и самостоятелен в своих действиях.
О результате
речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.
Обратная связь (т.е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля
речевого действия, позволяющий оценить его результат.
В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное
речевое действие.
Сам копирует представленные ему эталонные
речевые действия.
Сам заменяет свою собственную неправильную речь (свои неправильные
речевые действия) и своё неверное мышление на базе неправильных убеждений на эталонные/правильные.
Сначала нужно снять блокирование естественных
речевых действий и только потом развивать разговорные навыки.
Психологически оправданным, эмоционально достоверным, эффективным будет такое общение, которое происходит в благоприятной обстановке, насыщено языковым материалом, а количество
речевых действий всех участников в единицу времени велико.
О результате
речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, то есть обратной связи.
Концепция диалога-отношения полагает диалогическое действие как взаимоотношение сторон, каждая из которых обладает субъектным качеством: оба коммуниканта с необходимостью являются субъектами совершаемого
речевого действия.
Реконструкция
речевого действия без анализа статуса его автора внутри публичной сферы и без анализа конвенций, регулирующих и ограничивающих коммуникацию, рискует быть принципиально неполной, поскольку автор всегда имеет представления о возможном адресате своего политического послания и об ожидаемом характере воздействия своей речи на адресата в рамках заданного режима публичности.
Политический дискурс включает в себя как текущую речевую деятельность и речевые произведения, так и вербальные и невербальные знаки, комплекс моделей
речевых действий и жанров.
Визуальное понятие, находящееся в постоянном процессе самодвижения, для самораскрытия требует от участников художественного диалога-отношения осуществления совершенно определённых
речевых действий.
Учебно-тренировочная программа «Эталон» представляет собой свод образцов эталонной речи и чётких инструкций по выполнению правильных
речевых действий, которые ученику надлежит копировать и повторять вслед за образцами учителя-тренера, запоминать и продолжать самостоятельно копировать эти эталоны со 100%-ной точностью для того, чтобы научиться и уметь повторять их одним и тем же эталонно-стандартным способом многие сотни тысяч раз за время его жизни.
Точно так же и науку об эталонной речи не интересует готовый продукт – уже произнесённое слово, являющееся шлаком, результатом, остатком
речевого действия говорящего человека.
Далее может следовать стереотипизирующий этап по автоматизации компонентов
речевого действия.
Обучившись естественному алгоритму
речевых действий, он мгновенно начал не просто производить идеально правильную речь, но так же нормализовал работу своей собственной памяти и прочих действий своего тела.
Видимо, к проблематике массовой коммуникации тяготеет и более общая проблема, которую можно обозначить как структуру и обусловленность
речевого действия в специфических условиях общения.
Второе требование предполагает противопоставленную реактивным теориям идею речевой активности, трактовку речи как иерархической системы процессов, направляемых представлением о цели
речевого действия и деятельности в целом.
Третье требование связано с понятием эвристичности
речевого действия, с тем фактом, что оно не протекает в застывших однообразных формах, а пластично подстраивается под требования ситуации и речевой задачи, используя разные возможные пути из имеющихся в запасе и широко опираясь на разного рода индивидуальные стратегии порождения и восприятия речи.
Предречевая (и более широко – предкоммуникационная) ориентировка заключается в соотнесении
речевого действия с ситуацией общения, в «выделении отдельных элементов (ситуации) в качестве последовательных ориентиров, на которые направляется и по которым контролируется выполнение отдельных операций» (Гальперин, 1966, с. 248) или действия в целом.
Её становление проходит стадию преддиалога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных
речевых действий, направленных на поддержание социального контакта (фатическая беседа), практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением.
В процессе изучения языка ребёнок совершает последовательность
речевых действий, способствующих усвоению звука, звукосочетания, интонационного контура, слова, словоформы, словосочетания, фразы, текста – собственно говоря, любого языкового элемента.
Все
речевые действия отрабатываются по определенным этапам: от понимания во взаимодействии со взрослым – к самостоятельному пониманию, от понимания в конкретной ситуации – к пониманию в любой ситуации, от говорения при помощи взрослого – к самостоятельному говорению, от ритуального обмена репликами по правилам – к реальному обмену репликами.
Если человеку удаётся овладеть речью на иностранном языке как родной или хотя бы довести её до уровня автоматизма, то в его голове как бы включается надёжный «автопилот», управляющий
речевыми действиями.
Речевая деятельность (как и другие виды деятельности) включает этапы ориентировки и выработки плана действия, осуществления
речевых действий, механизмы контроля и коррекции [44, 47, 65 и др.].
Целью описания воспитательного дискурса как разновидности педагогического является его параметрическое моделирование, т. е. комплексное описание лингвопрагматической специфики стилей воспитывающего общения, отражающих прагматику
речевых действий в англоязычном воспитательном дискурсе.
Для этого необходимо формировать у учащихся сначала языковые навыки – автоматизированные приёмы
речевого действия, затем речевые навыки.
Успех
речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка; насколько сформированы у человека речевые навыки и умения.