Грамматика служит для создания возможности построить любое высказывание, чтобы оно было адекватно принято носителем данного языка, т. е. совершить
речевое действие независимо от его замысла и назначения.
Мы уже говорили о том, что в корне речевого умения лежит
речевое действие.
Даже полностью сформированные речевые навыки не достаточны для общения. Нужны полностью сформированные
речевые действия.
Виды речевой стилистики составляют единство, каждый вид способен рассматривать стиль
речевого действия или стиль высказывания с определённой, самостоятельной точки зрения.
Из этих двух разновидностей
речевого действия первичной считается диалогическая речь.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пампуша — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Успешная сдача этого экзамена показывает, что студент научился выполнять
речевые действия эталонно (идеально), что он в состоянии их выполнять самостоятельно, что он теперь легко может решить любую речевую задачу без всякого «речевого советника» или помощника, и что он полностью независим, самодостаточен и самостоятелен в своих действиях.
Сам копирует представленные ему эталонные
речевые действия.
Сам заменяет свою собственную неправильную речь (свои неправильные
речевые действия) и своё неверное мышление на базе неправильных убеждений на эталонные/правильные.
Уже здесь обращает на себя внимание трактовка речевого общения как системы
речевых действий, речевых поступков (Handlungen).
Для авторитарного стиля характерны функционально-деловой подход к организации общения, чётко выраженные установки, в основе которых лежит «усреднённое» представление учителя об ученике; как правило, педагог предпочитает руководствоваться стереотипами как в оценке возможностей учеников, так и в собственных
речевых действиях.
Концепция диалога-отношения полагает диалогическое действие как взаимоотношение сторон, каждая из которых обладает субъектным качеством: оба коммуниканта с необходимостью являются субъектами совершаемого
речевого действия.
Визуальное понятие, находящееся в постоянном процессе самодвижения, для самораскрытия требует от участников художественного диалога-отношения осуществления совершенно определённых
речевых действий.
Учебно-тренировочная программа «Эталон» представляет собой свод образцов эталонной речи и чётких инструкций по выполнению правильных
речевых действий, которые ученику надлежит копировать и повторять вслед за образцами учителя-тренера, запоминать и продолжать самостоятельно копировать эти эталоны со 100%-ной точностью для того, чтобы научиться и уметь повторять их одним и тем же эталонно-стандартным способом многие сотни тысяч раз за время его жизни.
Точно так же и науку об эталонной речи не интересует готовый продукт – уже произнесённое слово, являющееся шлаком, результатом, остатком
речевого действия говорящего человека.
При этом, количество
речевого действия, повторённого им эталонно, постепенно переходит в качество – лёгкость и естественность его исполнения.
Такой вывод, однако, совсем не тривиален, поскольку он требует создания новой оптики в исследовании истории понятий и идей, которая фокусирует феномены в пространстве между глобальной историей одного понятия и атомизмом локальных контекстов
речевых действий.
Обучившись естественному алгоритму
речевых действий, он мгновенно начал не просто производить идеально правильную речь, но так же нормализовал работу своей собственной памяти и прочих действий своего тела.
Учебник открывает суть
речевого действия как физического произвольно-автоматического процесса.
Видимо, к проблематике массовой коммуникации тяготеет и более общая проблема, которую можно обозначить как структуру и обусловленность
речевого действия в специфических условиях общения.
Второе требование предполагает противопоставленную реактивным теориям идею речевой активности, трактовку речи как иерархической системы процессов, направляемых представлением о цели
речевого действия и деятельности в целом.
Третье требование связано с понятием эвристичности
речевого действия, с тем фактом, что оно не протекает в застывших однообразных формах, а пластично подстраивается под требования ситуации и речевой задачи, используя разные возможные пути из имеющихся в запасе и широко опираясь на разного рода индивидуальные стратегии порождения и восприятия речи.
Предречевая (и более широко – предкоммуникационная) ориентировка заключается в соотнесении
речевого действия с ситуацией общения, в «выделении отдельных элементов (ситуации) в качестве последовательных ориентиров, на которые направляется и по которым контролируется выполнение отдельных операций» (Гальперин, 1966, с. 248) или действия в целом.
Отсутствие хотя бы одной составляющей этого согласованного единства порождает
речевое действие, которое можно считать квазириторическим (может быть, поэтому столько упрёков и обвинений за два с половиной тысячелетия было предъявлено риторике).
Именно при осуществлении функции общения особо важную роль начинает играть эстетически-экспрессивная сторона
речевого действия, ведущая к высшему уровню понимания термина «риторика» как искусства речи.
Чтобы общение состоялось, необходимы
речевые действия, при помощи которых мы добиваемся своей цели: спросить, утешить, развеселить, упрекнуть и так далее.
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде
речевых действий, включённых в неречевую деятельность.
Ведь невозможно улучшить что-либо ни «до», ни «после» реального
речевого действия, потому что действовать наилучшим образом, старательно повышая качество своего действия до эталонного уровня, говорящий способен только «здесь» и только «сейчас».
Затем, он должен выбрать и почувствовать то одно единственное
речевое действие, которое собирается выполнить (резонировать телом-умом) в момент настоящего времени.
Речи ещё нет до старта мускульного
речевого действия и уже нет после финиша этого действия.
Вот почему заикающиеся допускают так много неточностей в своих неумелых
речевых действиях.
Вместо разумного исправления своих ошибок точно по образцу-эталону учителя, «не взирая на насмешки окружающих», они начинают активно избегать
речевых действий или безуспешно бороться со своими ошибками мускульной силой.
Овладевая элементами, необходимыми для реализации коммуникативного намерения, ребёнок всё более грамотно заполняет обобщённую схему
речевого действия освоенными операциями.
Это знание позволяет ему адекватно оценивать
речевые действия детей и понимать, на каком этапе становления речи они находятся.
В этом смысле музыка поддерживает протагониста, который занят
речевым действием, и таким образом делает возможной ещё более глубокую связь в ритмическом соединении.
Однако богатство и многообразие доступных авторам языков, а также возможность языковых инноваций открывают автору, хорошо владеющему словом, существенную свободу
речевого действия.
Под речетворческой деятельностью мы понимаем комплекс
речевых действий и операций на основе языковой системы, использование которого направлено на самореализацию личности как личности языковой.
О результате
речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.
Обратная связь (т.е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля
речевого действия, позволяющий оценить его результат.
В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное
речевое действие.
Последние формируются посредством как языковых упражнений, в результате чего достигается выполнение
речевого действия, осуществляется презентация комплекса признаков, так и речевых упражнений, которые делятся на два типа.
О результате
речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, то есть обратной связи.
Политический дискурс включает в себя как текущую речевую деятельность и речевые произведения, так и вербальные и невербальные знаки, комплекс моделей
речевых действий и жанров.
Таковы, в частности, перформативные высказывания, которые, будучи непосредственными
речевыми действиями, а не сообщениями о действиях, являют собой автореферентные дискурсы.
Ведётся работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы
речевого действия.
Далее может следовать стереотипизирующий этап по автоматизации компонентов
речевого действия.
Сначала нужно снять блокирование естественных
речевых действий и только потом развивать разговорные навыки.
Её становление проходит стадию преддиалога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных
речевых действий, направленных на поддержание социального контакта (фатическая беседа), практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением.
В процессе изучения языка ребёнок совершает последовательность
речевых действий, способствующих усвоению звука, звукосочетания, интонационного контура, слова, словоформы, словосочетания, фразы, текста – собственно говоря, любого языкового элемента.
Все
речевые действия отрабатываются по определенным этапам: от понимания во взаимодействии со взрослым – к самостоятельному пониманию, от понимания в конкретной ситуации – к пониманию в любой ситуации, от говорения при помощи взрослого – к самостоятельному говорению, от ритуального обмена репликами по правилам – к реальному обмену репликами.