Когнитивный подход не прошёл и мимо социальной психологии, где он означает выявление закономерностей
социального поведения людей в связи с особенностями системы их знаний о мире и себе.
У всех людей имеются механизмы и правила выводов о причинах
социального поведения людей или о качествах этих актёров, но работа данных механизмов приводит к неодинаковым выводам.
При этом могут актуализироваться стандартные, шаблонные объяснения
социального поведения людей.
Все виды
социального поведения человека, его реализация себя как личности обеспечиваются путём освоения и реализации в поведении социальных норм, предписанных ему как представителю той или иной социальной общности.
Политическое выступление – тоже мотивационное, но предлагает изменение
социального поведения людей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фокстротный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это – крайняя биологизация человека, заключающаяся в объяснении мотивов
социального поведения человека только с точки зрения биологических потребностей, унаследованных им ещё от животных.
Учёные обнаружили, что биологические истоки сложного
социального поведения человека в целом подобны таковым у других представителей царства животных.
Социальный подход направлен на понимание
социального поведения человека, определяемого его знанием о мире и способами получения им этих знаний.
Социальное поведение людей изучалось только на протяжении одного века – двадцатого.
Однако внешнее сходство поведения животных и человека нередко принимается как доказательство законов
социального поведения человека.
Тем не менее моральная оценка действий учитывается при принятии решения о действии и составляет важный аспект адаптивного
социального поведения человека.
Под мировоззрением понимается не просто сумма сведений о мире, а система взглядов, которая определяет роль и место человека в нём, задаёт «систему исходных ориентиров, обусловливающих в конечном счёте программу
социального поведения человека» (Лекторский, Швырев, 1972, с. 21–22).
Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности
социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности.
Науки естественно-научного цикла, такие как физика, биология и химия, могут быть применены для изучения физиологических и биологических аспектов
социального поведения человека, а также для анализа биологических и химических процессов, влияющих на социальные явления.
Когнитивизмтрактует
социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).
Кроме общей проблемы истинности психологического знания, добываемого с помощью лабораторных исследований
социального поведения человека (особенно в случае сложных психологических явлений), исследование конфликта имеет собственные особенности и трудности, на которых мы подробнее остановимся в разделе о методах исследования.
Для понимания динамики текучести и устойчивости современности представляется весьма заманчивым осознать эволюционный смысл роли религии и искусства в историко-эволюционном процессе развития человечества: искусство выступает как овладение и расширение человечеством границ современности и как наращивание культурных практик освоения неопределённости; а религия, упаковывающая хаос в «закрытые структуры» – как особая, испытанная веками культурная практика психотерапии неопределённости, ценностная герметизация инвариантных моделей мира, духовное производство нравственных установок и традиций как стабилизаторов
социального поведения человека в разных культурах[Асмолов 2012].
С одной стороны, киберпространство предложило новый способ
социального поведения людей, в том числе гражданского и политического участия.
Несомненно, нельзя не признать, что слом устоявшихся стереотипов и моделей
социального поведения людей – один из сложнейших и интереснейших для изучения исторических процессов, происходящих в обществе.
Эти структуры выступают реальными регуляторами
социального поведения людей.
Для начала можно сказать, что увеличение мозга и появление речи не только способствовали усложнению
социального поведения человека, но были для него необходимыми условиями, а может быть, и результатами этого усложнения.
Иными словами, демографическими, да и многими другими формами
социального поведения людей теперь управляет не жёсткое, одинаковое для всех нормативное предписание, а «невидимая рука» «рынка выборов».
Они определяют
социальное поведение людей, обусловленное отношениями «этноносителей».
Если программа социального поведения животных осуществляется в границах одной модальности, выраженной в воспроизводстве генетически унаследованных образцов (у людей подобная воспроизводящая деятельность называется «традиционной»), то культура как программа
социального поведения людей осуществляется в рамках двух модальностей – традиции и новации.
Но культура – это именно нормативное
социальное поведение человека, которое по существу функционально аналогично социальному поведению стадных животных и превосходит его лишь качественно.
Культура, понимаемая как продукт трансформации форм социального поведения животных в нормы
социального поведения человека, не имела какого-то видимого начала.
Но с точки зрения перспективы развития культуры как системы
социального поведения человека, действительно, культура постепенно становится «пространством свободы».
Новая информационная среда обитания человека формирует новые стереотипы
социального поведения людей, качество их жизни, новые привычки.
Эта идея биосоциального параллелизма предполагала, что инстинкты и
социальное поведение людей равнозначны и требуют удовлетворения.
Предпринятое в её границах установление сходных черт
социального поведения людей и коллективного поведения животных, безусловно, способно предоставить ценные в эвристическом плане результаты.
Поэтому ценности оказывают огромное влияние на поведение людей и играют важную роль в регуляции
социального поведения людей.
Он выдвинул гипотезу о том, что глубинную мотивацию
социального поведения человека определяет его подсознание.
Можно конечно допустить, что группа совершенно схожих по типу
социального поведения людей сможет организовать жизнеспособный коллектив, но даже на примере простейшего коллектива, состоящего из мужа и жены, видно, что если в доме два “наполеона”, то ничего хорошего из этого не получается.
Тем не менее, это – мировоззренческая ориентация, определяющая конкретное
социальное поведение человека.
Чтобы понять
социальное поведение человека, нужно проанализировать его животный аспект.
Но нередко мы можем лишь с какой-то долей вероятности предположить присутствие в
социальном поведении человека элементов, унаследованных от животных предков.
По моему глубокому убеждению, будущее – за методом, который соединяет два подхода к внутреннему миру человека: психологический, когда изучается
социальное поведение человека и причины, делающие это поведение неэффективным.
Говорил: сотрясающие страну политические и экономические пертурбации не отменяют архетипы
социального поведения человека.
Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает
социальное поведение человека.
Социальная роль: представляет собой характеристику
социального поведения человека, имеющую устойчивый характер.
Все эти поразительные противоречия находят естественное объяснение и полностью поддаются классификации, если заставить себя осознать, что
социальное поведение людей диктуется отнюдь не только разумом и культурной традицией, но по-прежнему подчиняется ещё и тем закономерностям, которые присущи любому филогенетически возникшему поведению, а эти закономерности мы достаточно хорошо узнали, изучая поведение животных.
Соотношение, в котором находятся эти три источника физического и психического удовлетворения, имеет огромное практическое значение для последующего
социального поведения человека.
В
социальном поведении человека существуют заслуживающие внимания различия, также соответствующие той стадии развития либидо, производной которой является его характер.
Он придерживался эволюционной перспективы, принимая точку зрения, что
социальное поведение людей коренится в физических и психологических предрасположенностях, помогавших нашим предкам выживать и продолжать свой род.
Теоретики эволюционного подхода интересуются общими характеристиками нашего биологического вида, поэтому они исследовали общие паттерны
социального поведения людей в разных частях мира (например, Kenrick & Keefe, 1992; Matsumoto & Willingham, 2006; Schmitt, 2006).
Транзактные терапевты работают с сознательной частью психики, так как это помогает им лучше объяснять и предсказывать
социальное поведение человека.
Я говорю это с оглядкой на определённую когорту социологов, которые считают биологию неуместной и даже идеологически подозрительной, когда дело касается
социального поведения людей.
Казалось, он просто не воспринимал тех незримых сигналов, на которых основана человеческая коммуникация, а правила, регулирующие
социальное поведение людей, были для него китайской грамотой.
Отсюда только шаг к изучению биологических основ
социального поведения человека.