Карта психологического фона развития
старшего дошкольника заполняется воспитателем по запросу педагога-психолога не менее 2-х раз в год – на начало и конец учебного года.
Старшие дошкольники уже могут объединяться в большие группы – до 15 детей, их игра длится довольно долго – до 40 минут, а в некоторых случаях может возобновиться и на следующий день.
Былинные сюжеты вызывают у
старших дошкольников большой интерес.
Народные исторические идеалы и духовные устремления ярко воплощены в образах богатырей, поэтому героические былины – одно из средств патриотического воспитания
старших дошкольников.
Со
старшими дошкольниками можно разговаривать на весьма глубокие темы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сподличать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Методика помогает выявить уровень отношения к учению на этапе адаптации
старших дошкольников и первоклассников к школе.
И в игре, и в продуктивных видах деятельности у
старшего дошкольника начинает формироваться способность действовать или творить в соответствии с собственным намерением.
Здесь вы найдёте ответы на самые важные вопросы, которые волнуют
старших дошкольников и младших школьников, то есть детей пяти-семи лет.
Однако такие дети составляли совсем незначительный процент от общего числа
старших дошкольников.
Старшие дошкольники должны запомнить все основные и некоторые вспомогательные функции разных органов, научиться определять по внешнему виду растений, какие условия жизни нарушены, и знать, как выправить положение.
Иллюстрирование сказок – ещё один ценный компонент творчества
старших дошкольников, связанный с развитием воображения, памяти, изобразительных умений.
Данное обстоятельство актуализирует изучение потенциальных возможностей и критериев оценки уровня освоения
старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики; логики формирования данной лексики у дошкольников с учётом структуры значения слова; поиски педагогических условий обогащения речи детей словами, в значении которых находят отражение эмоции и оценки; создание методических материалов использование которых повышает эффективность обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой.
Если в детском саду есть огород, воспитатель организует помощь детей
старшим дошкольникам, которые в это время собирают урожай.
Если младший дошкольник выполняет задание обычно методом «проб и ошибок», то
старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия.
Ими показаны некоторые особенности эмоционально-оценочной лексики
старших дошкольников, взаимосвязь её усвоения в единстве с нравственным развитием ребёнка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с окружающими.
Первоначально такое знакомство выступает только как конкретная цель действия, мотивированного игровой ситуацией, но постепенно у
старших дошкольников значение результатов такой познавательной активности как бы перерастает в обусловливающие это действие игровые мотивы, и ребёнок начинает интересоваться сведениями об окружающем как таковыми, вне ситуации игры.
Анализ исследований по вопросам развития двигательных навыков и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980) свидетельствуют, что почти у 40%
старших дошкольников уровень развития двигательных навыков ниже среднего.
Кроме того, в серии исследований, обобщённых в книге «Диагностика развития зрительно-вербальных функций» и статьях (Ахутина, Пылаева, 2003), было обнаружено, что среди московских
старших дошкольников и младших школьников есть значительная доля детей, обладающих богатым словарём и крайне бедными зрительными представлениями.
Если это получается, то в зависимости от характера деятельности внимание
старших дошкольников удаётся удержать 15–20 минут.
Таким образом, становится очевидным противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможность усвоения
старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики, признанием необходимости её формирования для эмоционально-нравственного развития детей, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.
Выделение этих факторов связано с повышающейся ролью зрения в жизнедеятельности дошкольника: под контролем зрения ребёнок выполняет многие тонкие и точные действия руками, может продолжительно выполнять графические работы (например, раскрашивать или работать в тетрадях-прописях), некоторые
старшие дошкольники активно овладевают чтением и т. д.
На основе полученных знаний
старшие дошкольники легко познакомятся с понятиями о том, как приспособились растения к распространению плодов и семян: с помощью ветра, животных, человека.
Усилий воли
старших дошкольников хватает минут на двадцать.
Необходимо помнить и о том, что
старшие дошкольники лучше усваивают причинность на тех событиях, с которыми они ежедневно встречаются в реальности.
Главное содержание игр малышей – многократное выполнение определённых действий с одними и теми же игрушками, а игр более
старших дошкольников на ту же бытовую тему – отношения между людьми, роли которых приняли дети.
Игра – единственная ведущая деятельность
старшего дошкольника.
Для
старшего дошкольника нормальная самооценка – завышенная, ребёнок считает себя изначально хорошим, не особенно вдаваясь в особенности собственного характера.
У
старших дошкольников свойства и признаки предметов становятся объектом специального изучения.
Полученные сведения представляются особенно важными для индивидуализации коррекционного процесса с учётом особенностей развития персональной структуры полимодального восприятия
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Круг профессий, с которыми знакомят
старших дошкольников, достаточно широк.
Воспитание гуманности у детей, формирование первичных гуманно-нравственных понятий и умений поступать гуманно как в привычных, так и нестандартных ситуациях у
старших дошкольников является велением времени.
Воображение
старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого.
Обогащение словаря
старших дошкольников существительными, обозначающими эмоции и чувства, образование от них глаголов, прилагательных и наречий значительно расширяет возможности ребёнка для выражения собственных чувств и описания чувств другого человека.
Старшие дошкольники могут принять участие в праздниках малышей.
Личная свобода, независимость, возможность ощущать себя хозяином положения, возможность действовать, сообразуясь с индивидуальными интересами и желаниями, создают у
старшего дошкольника определённый настрой, окрыляя его; повышают творческие силы, помогают достижению высоких результатов, успешности в преодолении трудностей.
Старшие дошкольники принимают участие в оформлении помещения и в создании костюмов.
Современные программы, как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвящённые ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно-патриотическому воспитанию, включают задачи формирования у
старших дошкольников интереса к своей родословной.
В сюжетных играх
старших дошкольников основным содержанием становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, и воспроизведение отношений между людьми (пункты «б» и «в»).
Задачи оценочного характера, как правило, по силам
старшим дошкольникам.
Старшие дошкольники охотно включаются в такие игры, очень любят сами придумывать загадки, изображая стирку белья, приготовление пищи, уборку помещения и другие знакомые им действия.
Нередко
старшие дошкольники с ослабленным здоровьем в течение некоторого времени нуждаются в переводе их на режим предыдущей возрастной группы.
Основной характеристикой их является воспроизведение действий взрослых, в то время как
старшие дошкольники воспроизводят ролевые отношения.
У
старшего дошкольника возникает представление о тех действиях, нормах поведения, которыми он уже овладел.
При доброжелательных отношениях в коллективе
старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают маленьких по собственной инициативе.
Структура управленческого компонента объединяет волевые импульсы и волевую регуляцию познания, которые у
старшего дошкольника выражаются в способности самостоятельно принимать и ставить познавательную цель, руководствоваться ею по ходу деятельности; составлять пооперационный план деятельности; рассуждать в поисках решения; проявлять усилия по преодолению трудностей.
В отличие от
старших дошкольников малыши практически не принимают участие в оформлении зала, поэтому то, что они увидят не должно их испугать.
Так,
старшим дошкольникам предлагают убрать помещение или, изготовить игрушку для малышей, чтобы им было удобно и интересно играть.
Для
старших дошкольников результативен мотив помощи малышам, постановка ребёнка в позицию «взрослого», ответственного, знающего.
Нельзя ставить
старших дошкольников в постоянную зависимость от желаний и нужд малышей.