Так поиски общей
теории культуры при помощи психоанализа заставили обратиться к исследованиям детства.
Так, в рамках
теории культуры зародились теория динамики культуры, морфология культуры, типология культур, герменевтика культуры, культурных образцов и людей.
Современные историко-культурные исследования ведутся на основе последних разработок в области
теории культуры, социологии культуры, культурной динамики.
В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания
теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.
Интерес к вопросам
теории культуры имеет глубокие практические основания, а это стимулировало разработку философских проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разнополюсный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В структуру культурологического знания входит
теория культуры, пытающаяся осмыслить культуру как систему понятий, категорий, теоретических схем, позволяющих описать культуру и её развитие.
Современные историко-культурные исследования основаны на последних достижениях в сфере
теории культуры, социологии культуры, культурной динамики.
Теория культуры появляется в европейской науке лишь в XVIII в.
Новое время дарит целый ряд
теорий культуры, идёт переосмысление античного и средневекового понимания культуры.
Культурная антропология выявила серьёзные проблемы
теории культуры, связанные со взаимоотношениями различных типов культур, аккультурацией (подчинение, попадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.
Создавался курс как введение в современную
теорию культуры и может быть отнесён к книгам типа «как это работает».
Идея функции является ключевым понятием во всех его работах – от ранней «Семья среди австралийских аборигенов: социологическое изучение» (1913 г.) до завершающего теоретического утверждения в «Научной
теории культуры» (1944 г.).
Более того, в процессе работы он сформулировал основные положения концепции, которая была названа его функциональной
теорией культуры, и постоянно шлифовал технику исследования.
К числу основных проблем общей
теории культуры могут быть отнесены такие, как формирование категориального и понятийно-терминологического аппарата культурологии, методологий и методов её исследования, разработка общих объяснительных концепций морфологии (структуры) культуры как системы (или совокупности систем) и её типологии (многообразия форм и их распределения в пространстве и времени), социальной стратификации и этнической дифференциации культуры, социальной и исторической динамики культуры (теории культурных процессов), систематизация функций культуры по отношению к человеку и обществу, исследование закономерностей соотнесённости социального и индивидуального в культуре, мотивации творчества и порождения культурных инноваций, исследование проблем пространства и времени в культуре, жизни культурных явлений и т. п.
Но и в этих разных моделях он стремился найти нечто общее и создать некую единую
теорию культуры всего человечества, основанной на принципе мозаичности, заключающемся в том, что каждая культура самоценна, но все они связаны воедино благодаря сложной системе взаимодействия и взаимозависимости.
Кроме того, я также предложил и аргументировал «новую теорию открытости», «новую теорию жилья», «новую теорию населения», «новую теорию государственных предприятий», «новую теорию частного предпринимательства», «новую теорию земли», «новую
теорию культуры», «новую теорию распределения», «новую теорию потребления», «новую теорию финансов», «антиинфляционную теорию» и т.д.
В культурологии выделяются
теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология.
В таком толковании невозможно обойти термин «культура», в результате происходит обращение к проблемам культурной антропологии, поскольку начинается исследование взаимоотношений индивида и культуры, культур различного типа и т. д.; антропология и философия сближаются, развиваются антропологические/этнологические теории, выступающие в некотором смысле историей
теорий культуры.
Та значимость, которую он придаёт термину здесь, с необходимостью вытекала из его собственной
теории культуры и подразумевала отказ от такого понятия, которое трактует культуру как совокупность характерных черт и их комплексов.
По идеологической
теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку с помощью различных действий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).
Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая
теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) – с общей физикой.
Сегодня в культурологическое знание включают
теорию культуры, историю культуры (историческая культурология), прикладную культурологию, описывающую и осмысляющую культурную конкретику.
В целом марксистская
теория культуры успешно развивается сейчас в сочетании с феминистской критикой, с психоанализом.
У тех, кто прочтёт эту книгу, не останется сомнений в том, что речь в ней идёт о христианской
теории культуры.
Это книга «Очерки
теории культуры» (1969).
Теория культуры позволяет выбирать из реальности те факты, которые связаны с феноменами культуры, с базовыми культурными процессами в их отличии от других процессов (например, экономических или политических).
Так постепенно формируется методологическое обоснование
теории культуры.
Что касается нашей монографии, то она, как уже подчёркивалось, посвящена формированию информационно-семиотической
теории культуры в контексте идей, представлений и методологических принципов постнеклассической науки, в предположении, что это несомненно послужит подъёму как уровня теоретичности и фундаментальности, так и функциональности и практической эффективности культурологической науки.
Поскольку вся культура в различных её проявлениях входит в сферу применения знаковых средств, теория этой сферы может рассматриваться как семиотическая
теория культуры.
Он важен не только для построения целостной
теории культуры, охватывающей все области и сферы культуры, но и для решения целого ряда практических задач коммунистического строительства.
Именно тогда возникли первые
теории культуры и сложилось несколько научных направлений: эволюционизм, диффузионизм, функционализм, историзм, представители которых осуществляли обобщение накопленного фактического материала.
Именно
теория культуры ответственна за то, чтобы сравнение культурных феноменов между собой имело единое основание, за то, чтобы в исследовании феноменов культуры присутствовала логика, применялись логические законы.
Теория культуры указывает на нераздельное единство двух основных начал: материального (видимого объекта) и духовного (художественного образа) в любом произведении искусства: образ сам по себе никогда не возникает – всегда нужны средства, чтобы его выразить.
Традиция – центральное понятие
теории культуры.
Загадка как форма некоторой речевой традиции представляет собой предмет
теории культуры, в рамках которой её уместно рассматривать как жанр культуры.
Диапазон его научных интересов необычайно широк – от изучения философско-исторических концепций локальных цивилизаций до осмысления проблемы внеземных цивилизаций, от построения собственной системной
теории культуры до разработки общих принципов самоорганизации живых систем любой природы, от философских проблем происхождения культуры и человеческого общества до выявления первопричин глобального кризиса современной мировой цивилизации и аналитического моделирования её дальнейшего развития.
Метафизический аспект, с его разнокалиберными абсолютами и абсолютиками, в культурологии исчезает вместе с абстрактными философскими вопрошаниями и абстрактным «философским» человеком, которого смыслогенетическая
теория культуры решительно отвергает.
Например, в современной социологической
теории культуры социолог спорта может найти ответы на вопросы о том, что такое культура, как правильно подходить к исследованию различных форм культуры и т. д.
Теория культуры изучает взаимоотношения между элементами образа жизни в целом.
Так складывается
теория культуры функционализма.
Экспериентная
теория культуры: культура как социально значимый опыт деятельности.
Теория физической культуры исходит из основных положений
теории культуры и опирается на её понятия.
Согласно этой
теории культура имеет шесть основных характеристик (или уровней): отношение человека к окружающему миру, взаимоотношения людей, степень активности, природу людей, культурную оценку времени и концепцию пространства.
Надо заметить, что в те годы высказывались предложения о том, чтобы назвать
теорию культуры культурологией, но это вызывало негативное отношение в «инстанциях», поэтому решили «не возникать».
Поиск новых путей в российской
теории культуры связан с «поворотом к человеку».
Трудно отделаться от простодушного, но неизбежно возникающего удивления по поводу категоричной невостребованности
теории культуры европейской мыслью.
Теория культуры отражает систему логико-методологического и теоретического знания о целостном феномене культуры.
Излагаемый в исследовании эскиз смыслогенетической теории носит по необходимости постулативно-гипотетический характер, поскольку построить полностью доказательную
теорию культуры на основе современных научных данных невозможно.
Его идеи и термины я всего лишь использую там, где они оказываются релевантными теоретическим положениям смыслогенетической
теории культуры.
Постепенное расширение границ психоанализа и его трансформация из терапевтического метода в самостоятельную
теорию культуры было обусловлено личностью его создателя.