Тому есть веская причина, скрытая в том, как исторически строилось и формировалось научное знание не только в области
теории литературы, но и научное знание как таковое.
Телесно-жестикуляционное облачение слова как принцип поэтической и метапоэтической динамики образует влиятельный концепт для формалистской
теории литературы и языка.
Новые тенденции в
теории литературы отвлекли преподавателей от глубинных источников истории и направили их внимание на такие её аспекты, как язык, коды, текст, – иными словами, возобладал внешний взгляд на историю.
Литература является одним из важнейших участков идеологического фронта, а изучение истории и
теории литературы занимает весьма важное место во многих высших учебных заведениях и в особенности в средней школе.
Однако не следует забывать, что именно в XVIII веке
теория литературы, как никогда после, связана с критикой и живой литературной жизнью и что, сосредоточивая внимание на вопросе, как следует строить текст, теоретики XVIII века создавали огромный капитал художественной культуры, на основе которого фактически существовала европейская литература XIX столетия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: иорданка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Курс «Введение в литературоведение» ещё часто именуют «Основы
теории литературы» – базовый предмет на первом курсе филологического факультета.
Согласно его предположению, древнерусский текст слова не только стихотворный, но и написан стихами рифмованными (речь идёт не о литературной, а о народной рифме – аллитерационный стих, рифмовка по созвучию одного ударного гласного в конце строки и проч. – см в разделе, посвящённом
теории литературы – «Тоническая система стихосложения»).
Общепринятыми аксиомами в
теории литературы считаются утверждения, что обычная речь людей и речь художественной прозы – одно и то же и, вследствие этого, что проза по отношению к поэзии – явление первичное, предшествующее.
Причина проста:
теория литературы принадлежит к гуманитарным наукам, изучающим человека и его культуру.
Задача
теории литературы – исследование общих закономерностей литературного творчества и литературного произведения, а также формирование системы понятий, метаязыка, на котором об этом можно говорить.
Таким несовершенным инструментом является существующая
теория литературы.
Парадоксально, но именно в таком состоянии находится
теория литературы, причём не только у нас.
Существующие версии
теории литературы способны описать только плоскость, в которой находится место для единственной фабулы и единственного сюжета.
Для создания теории мениппеи пришлось пересмотреть понятийный аппарат
теории литературы, выразив все его категории через единый параметр, без привлечения метафор.
Одной из самых актуальных на сегодняшний день, центральных проблем
теории литературы является систематическая разработка теории художественного произведения.
Его вклад в общую
теорию литературы был достаточно скромен, при том, что конкретные исследования по средневековому французскому эпосу всегда глубоки и интересны.
Задачи перечислить всё, написать в учебнике
теории литературы список всех задач, которые литература выполняет или может выполнять, – это тоже не научно, потому что литература – это жизнь, психология и так далее.
Речь, конечно же, о звукописи, которая как приём существовала и ранее, но не подвергалась анализу с точки зрения
теории литературы.
Во-вторых, поэтика является частью
теории литературы и призвана заниматься исключительно правилами организации отдельных образов и целостной композицией в поэзии и прозе.
Коль скоро
теория литературы должна прежде всего определиться с объектом, то первый вопрос таков: что есть литературная реальность?
Эта книга – попытка сделать современную
теорию литературы доступной и привлекательной для максимально широкого круга читателей.
Одной из важнейших причин развития
теории литературы с 1960-х годов послужил постепенный упадок высокомерия под натиском нового поколения студентов, пришедших в высшую школу якобы с «задворок» культуры.
С тех пор, и особенно в течение двух последних десятилетий, мы наблюдали активную экспансию
теории литературы: всё, касавшееся «литературы», «чтения» и «литературной критики» подвергалось активному переосмыслению.
Но на самом деле
теория литературы не сложнее многих других теоретических исследований, а иных – значительно легче.
Начиная с 20-х годов XX века в
теории литературы господствует доктрина о разграничении сюжета и фабулы, где фабула – это «правильная» последовательность событий, как они протекают в физическом мире, а сюжет – это та искусственная последовательность событий, в которой располагает их автор для художественных целей и которая может не совпадать с правильной хронологической последовательностью.
Характер постановки и способы решения всех проблем
теории литературы зависят от исходного момента – от решения вопроса о необходимости и закономерности существования искусства (и художественной литературы как его вида).
Логика изложения
теории литературы в значительной степени зависит и от того, какую систему мы примем за «единицу» изложения и анализа.
Я сформулировал задачу несколько иначе: применить к
теории литературы методологию философии, используемую в том числе и в математике.
Получить ответы на эти вопросы можно лишь чётко представляя внутреннюю структуру мениппеи; её описание вылилось в теорию, для создания которой пришлось не только пересмотреть и заново дать определение основных понятий, которыми оперирует
теория литературы, но и сформулировать требования, которым должна удовлетворять любая научная теория и разработанная на её базе методика.
Тогда во вторник и четверг занятия будут идти в следующем порядке: менеджмент, физиология, занятия спортом, обед, а потом
теория литературы и алгебра.
И о том, что в истории и
теории литературы существует всего несколько вечных сюжетов, конечно, слышали?
При этом я обожала
теорию литературы.
Зайдя в гости к одному метру
теории литературы, мы обнаружили у него огромную компанию.