Центральными являются вопросы о том, как окружающая человека физическая среда становится
фактом сознания, как и насколько адекватно стоится её образ и как он включается в регуляцию выполняемой деятельности.
Если же исходить, наоборот, из анализа объективных физиологических процессов в их связи с внешними воздействиями, то оказывается, что для научногo объяснения этих процессов мы вовсе не нуждаемся в привлечении субъективных
фактов сознания, ибо, по известному выражению, сознание так же не в силах влиять на их естественный ход, как тень, отбрасываемая пешеходом, на его шаги.
Именно по этой причине в текущем столетии сложилась объективная психология, основное правило которой состоит в изучении
фактов сознания извне, т. е. как объектов.
Часто говорят, что рефлексивный взгляд изменяет
факт сознания, на который он направлен.
Что касается природы этих фактов, то простая интроспекция учит нас, что все они являются
фактами сознания, то есть ощущениями, восприятиями, идеями, суждениями, чувствами, волевыми решениями и тому подобным.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: навевание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философия должна исходить из непосредственного
факта сознания: «Я – жизнь, которая хочет жить».
На протяжении всего XIX века они строили свои теоретические работы и курсы лекций в университетах, исходя из анализа
фактов сознания, данных внутреннего опыта, феноменов привычки, памяти, воли, внимания.
Они, конечно, обладают самосознанием, поскольку оно в человеческом бытии неотделимо от общего
факта сознания, т. е. они сознают то, что они переживают.
Переживания по поводу своей жизни, которая делается чуждой, неинтересной, пустой, становятся актуальным
фактом сознания человека, тогда когда в процессе внутреннего диалога он не получает возможности строить свой индивидуальный текст.
Использование в диссертации феноменологического подхода обуславливается тем, что данный подход, не констатируя атеистичность как
факт сознания определённой части молодых учёных, позволяет углубиться в религиозное содержание их жизненного мира.
Но плодотворнее оставить понятие ощущений за наиболее простыми
фактами сознания, а более сложные явления выделить как самостоятельные сущности.
Из этого первичного
факта сознания вырастают интеллектуальные формы познания, категории субстанции, силы, причинности и др.
Этой необходимостью обладает каждое суждение, которое очевидно, а следовательно, и опыт: и при простом констатировании
факта сознания дело идёт о признании необходимости долженствования высказать такое суждение, а не иное.
Как, впрочем, и то, что мы именуем фактом – увы, запущенная машина сомнения не щадит и факт, и уж тем более
факт сознания.
Для того чтобы констатация фактов жизни совпала с констатацией
фактов сознания, необходим зритель или наблюдатель, который присутствует рядом с происходящим и фиксирует такое «совпадение».
Если же вернуться к теме разности
фактов сознания и фактов жизни, то стоит добавить ещё одно соображение.
Всё прочее (если оно вообще существует) – дано через посредство
фактов сознания: либо в виде чувственных образов (если мы признаём, что за образами, в качестве их «внешней причины», стоят «сами вещи»), либо в виде смысловых образований (например, когда мы говорим об элементах научной картины мира – атомах, полях, элементарных частицах и т.п.).
Но ведь речь не о готовом
факте сознания, а о сути процесса перехода от раздражения к факту (сознания).
Но, с другой стороны, практически все авторы этих и других теорий, признавая, что сознание себя свободным является фактом всеобщим и необходимым, почему-то уклоняются от исследования того, «какова роль этого всеобщего и необходимого
факта сознания, – сознания себя свободным, – во всех деятельностях сознания и для его результатов» [41: 297–298].
Эта предметная отнесённость
факта сознания вычленяет его из туманности «чистого» переживания и определяет его как психологический факт.
Болезнь является не иллюзией больного, не просто
фактом сознания, «болью» или личным опытом, а тем, что позволяет отделить план её исключительности и казуальности, распределяемой по частным пользователям, от плана общенаучного описания той же самой казуальности.
Она вовсе не составляет
факта сознания продавцов и покупателей товаров.
Суть времени, или длительности, которая есть сущность жизни, состоит во «взаимном проникновении
фактов сознания».
Само по себе назвать вещи своими именами уже хорошо, но констатация страха как
факта сознания отнюдь не означает определённости в том, как относиться к выявленному страху.
И полагая первым
фактом сознания представление, являющееся первой реализацией первой способности сознания, которой мы считаем обеспечение взаимодействия живого образования с внешней средой, осуществляемое посредством формирования наглядного представления, мы должны будем обратиться к другой познавательной способности сознания, переводящей сознание принципиально в новое состояние.
Без наблюдения, без умозаключения, без абстрагирования и комбинирования, без анализа и критики
факты сознания непригодны для настоящих наук.
Другие чувства, которые, в отличие от «алгедонических» или элементов удовольствия-неудовольствия, возможно, следовало бы называть только чувствами, – это сложные
факты сознания, представляющие себя как состояния субъекта, состоящие из слияния ощущений, алгедонических элементов, интеллектуальных компонентов, возможно, также волевых импульсов, и особенностей хода сознания, при которых тот или иной компонент может преобладать или отсутствовать.
С другой стороны, данные
факты сознания указывают на закономерность, которая лежит не внутри, а вне их; этим занимается естествознание.
Простые непредвзятые умы не без оснований отнеслись к этому субъективному идеализму с его сведением
фактов сознания к чисто личному миру, созданному только нами.
Таким образом, избирательное внимание к потоку времени – это первый и основополагающий акт счета, просто акт мысли; избирательное внимание к этому акту, исключительно как к разделению потока времени, – это второй и характерный акт, наложением которого на первый является собственно акт счета или нумерации; существование порядка или последовательности в отмеченных разделениях обусловлено не актами внимания, посредством которых они отмечаются, а тем конечным
фактом сознания, соединением длительности с изменением, который заставляет нас характеризовать сознание как поток времени.
Может ли каждый психический феномен обязательно рассматриваться как нечто, что непосредственно известно нам, то есть как нечто сознательное, или же из моего определения психического как
факта сознания следует, что я хочу сказать, что каждая психическая жизнь сознательна, что не существует такой вещи, как бессознательная психическая жизнь?
Оно присутствует для нашего сознания и может быть постигнуто только через образ памяти, т. е. через то, что образ памяти есть не только единичный, отдельно существующий
факт сознания, но факт, который в то же время открывается нам как представитель, как представление, как образ того другого, более раннего.
Поэтому его можно рассматривать как первую ступень философии; ибо началом философии должно быть возвышение над истиной, которую дает обыденное сознание, и предчувствие высшей истины; новейший скептицизм с его уверенностью в
фактах сознания должен быть поэтому отнесен прежде всего к этому старому скептицизму и к этой первой ступени философии; или к самому здравому смыслу, который прекрасно понимает, что все факты его сознания и само его конечное сознание преходящи и что в них нет никакой определенности; разница между этой стороной здравого смысла и этим скептицизмом состоит в том, что последний выражает себя: «все преходяще»; скептицизм же, напротив, когда факт установлен как определенный, умеет доказать, что эта определенность – ничто.
Ориентируясь на непостоянство социальной интуиции, мы вспоминаем всякий раз об уже несовременном типе философа, многоопытного в получении
фактов сознания вместо бытия в мире.
Поэтому схваченное как схваченное, то есть не как фактический термин
факта сознания, но как объектный смысл интенции, будет уже не реальностью, а эйдосом.
Хотя… может это моё взбудораженное открывшимися
фактами сознание так шутило, и поэтому казалось, будто крепыш нет-нет да подбирается ко мне поближе, подгадывая это движение к очередной колдобине?
И отчего ж бы это я не могу интериоризировать её своей психикой, сделав внутренним
фактом сознания?
Всеобщим
фактом сознания является не то, что «чувства и мысли существуют», а то, что «я думаю» и «я чувствую».
Тем не менее, он переходит на язык энергетики, анализируя
факты сознания.
С каждой секундой в голове оставалось всё больше общих фраз, стойких ощущений, оформлявшихся в осадок на дне души и только лишь самые основные тезисы, оставались
фактами сознания.
На поверхности лежит слой ощущений; затем следует слой составляющих реальности, вызывающих эти ощущения, которые, согласно психическому монизму, являются
фактами сознания.
Для того чтобы стать знанием, информация должна стать
фактом сознания, субъективирована, т.е. усвоена, осознана субъектом.
Если по-прежнему исключить рассмотрение эмпирических законов природы, принципа причинности и реальной необходимости, если по-прежнему ограничиться сферой субъективных
фактов сознания, то здесь мы сталкиваемся с законами концепции, которые не позволяют изобразить некоторые мыслительные содержания, хотя чисто логический канон не может выдвинуть против них ни малейшего протеста; к этому классу, в частности, относится идея четвёртого измерения пространства.
Отражение немыслимо без постоянного и непрерывного превращения энергии воздействующей на человека материи в
факты сознания человека.