В действительности её основой был исторический факт существования шакьев и колиев, который и задал
художественную структуру легенды.
Повтор в художественном тексте – это традиционное название отношения элементов в
художественной структуре сопоставления, которое может реализовываться как антитеза и отождествление.
Эти системы отношений представляют собой генеральный принцип организации
художественной структуры.
Перечисленные (далеко не полностью) аспекты изучения произведения составляют в своей совокупности полное описание
художественной структуры произведения.
И снова приходится заметить, что в данном случае прозаическое литературное произведение не равно тексту: текст – лишь одна из образующих сложной
художественной структуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: затомиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, анализ
художественных структур словесного искусства естественно начинать с поэзии как наиболее элементарной системы, как системы, чьи элементы в значительной мере получают выражение в тексте, а не реализуются в качестве «минус-приемов».
Однако не менее важно ощутить в последовательности действия, в чередовании его бытовых компонентов ту внутреннюю
художественную структуру, благодаря которой ряд будничных событий приобретает свойства поэтики авторской речи.
Так, в поэзии сороковых годов XVIII века, в период складывания силлабо-тоники как нового типа
художественной структуры, взявшего на себя функцию поэзии в данной системе культуры, отклонения от метрических норм были явлением мало характерным и воспринимались как «поэтическая вольность» – дозволенная, но всё же ошибка.
Чередование такого рода может прослеживаться на любом уровне
художественной структуры: так, чередуются трагические и комические сцены (в шекспировской драме), диалогические и монологические сцены (в расиновской драме), сюжетно-повествовательные и описательные части (в поэме, в романе), напряжения и ослабления действия (в рассказе), наглядно-образные и отвлеченно-понятийные отрывки (в лирическом стихотворении).
Она написала и издала более тридцати книг, в которых легко внедряет в
художественную структуру документы, мифы, легенды и «сливается» со своими героями, умело «читая» сюжеты их судеб.
Единственным выходом из существующего на сегодняшний день положения, при котором имеющиеся у литературоведа профессиональные приёмы анализа не только не помогают ему верно понять и оценить детектив, но зачастую и прямо затрудняют такую оценку, следует считать дальнейшую разработку теории этого жанра и выработку специфических научных понятий, с одной стороны, позволяющих логично и непротиворечиво рассуждать о
художественной структуре детективных произведений, а с другой – совпадающих с теми интуитивно ощущаемыми представлениями о «хорошем детективе», которые руководят как писателем, стремящимся построить увлекательный детективный сюжет и воплотить его в идеальной художественной форме, так и читателем, простодушно следящим за развитием этого сюжета.
Мы чувствуем, что когда в маленьком стихотворении встречаются два риторических вопроса подряд или три ударных «у» подряд, то это не может быть случайно, а стало быть, входит в
художественную структуру стихотворения и подлежит рассмотрению исследователя.
Это обусловило выделение следующих аспектов
художественной структуры прозаического произведения, выбранных для специального анализа: фабула, высказывание героя, смех и плач, атмосфера произведения, место человека в пространстве, интертекстуальные связи произведения.
Внетекстовая часть
художественной структуры составляет вполне реальный (иногда очень значительный) компонент художественного целого.
Слова, предложения и высказывания, которые в грамматической структуре находятся в разных, лишённых черт сходства и, следовательно, несопоставимых позициях, в
художественной структуре оказываются сопоставимыми и противопоставимыми, в позициях тождества и антитезы, и это раскрывает в них неожиданное, вне стиха невозможное, новое семантическое содержание.
Движение
художественной структуры подчиняется любопытной закономерности: сначала устанавливается общий тип художественного построения и обнаруживаются доступные ему типы значений.
Они включали «мотивировку» приёма или мотива (помещая их в художественно значимый контекст); «деформацию» существующей нормы; «замедление» (ретардации) нарратива для усиления сюжетного напряжения и читательского интереса и нарушения привычного восприятия; «обнажение приёма», при помощи которого организована
художественная структура (что даёт читателю познавательное удовольствие); различие между «фабулой» (события, воспроизводимые в реальном времени) и «сюжетом» (те же события, оформленные в литературном нарративе).
Следовательно, попытка найти
художественную структуру сводится к развитию художественного видения.
Она всегда является одним из важнейших компонентов
художественной структуры жанра, имеющего дело с освоением неизведанных пространств.
Здесь, в нераздельном слиянии числа и света,
художественные структуры обретают символ миропорядка с подвижным равновесием и многообразным единством.
Мысль писателя реализуется в определённой
художественной структуре и неотделима от неё.
Ни одна из существующих
художественных структур не могла бы его выдержать.
Именно на эти элементы
художественной структуры обращено основное внимание во второй главе книги.
Таким образом, смысловое наполнение символа лестница в
художественной структуре романа тесно сопряжено с раскольниковским теоретическим мировидением, искажающим действительный мир.
Принципиально другой подход к экранизации предполагает включение в
художественную структуру фильма лишь части текста литературного первоисточника.
Содержание данной главы вращается вокруг ряда особенностей
художественной структуры, позволяющих говорить о наличии отчётливой фрагментирующей тенденции в произведении.
Читатель остаётся за рамками
художественной структуры, в эмпирической действительности.
При том, что на её основе впервые был предпринят тончайший анализ
художественной структуры текста, внятно обусловленное проникновение в систему образов произведения, прочтение глубинных мотивов авторского замысла.
Роман по своей
художественной структуре состоит из 9 самостоятельных глав, которые перекликаются друг с другом, отражают жизнь одного советского интеллигента, который всецело был предан партии и её идеалам, его окружение поражали честность, деловитость, порядочность высокая работоспособность, умение ладить с людьми, находить консенсус в конфликтных ситуациях.
Подобные задачи вряд ли вставали перед мастерами ежедневно, но способ их решения говорит об определённой творческой свободе, понимании содержательной разницы между двумя манерами, существующими в пределах одного стилистического направления, и умении использовать эту разницу для усложнения
художественной структуры произведения.
Я анализировал не целостные
художественные структуры, интенциональные конструкции значений, формы репрезентации, но прежде всего – общественные и художественные условия, в которых могли в рамках театрального опыта появиться те или иные аффекты.
Но дело обстоит иначе: усложнённая
художественная структура, создаваемая из материала языка, позволяет передавать такой объём информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарной собственно языковой структуры.
Эта волна началась в самом начале 60-х, когда целая группа молодых аргентинских кинорежиссёров (Р. Кун, Д. Х. Коон, Л. Фавио, Х. Мартинес, Л. Муруа и др.) предложила иной путь развития местного кинематографа – совершенствование
художественной структуры фильмов.
Между выходом в свет первого и второго томов прошло 11 лет, и за этот период
художественная структура претерпела изменения, в некоторых отношениях существенные.
Я уже не говорю о литературных жанрах: публицистике и прозе, где подробности идут потоком, –
художественная структура проседает под их напором!
Замкнутые
художественные структуры произведений наиболее эффективны в объяснении как исторических явлений, так и футурологических предупреждений.
Это впечатление соответствует действительным свойствам
художественной структуры «Медного всадника».
Единая или родственная структура тем экспозиции, «тоски» и «духа зла», собственно и становится символическим, основополагающим для образной, композиционной и в целом
художественной структуры произведения, музыкальным воплощением центральной гетевской идеи о дуализме существа человека, о противоборстве в нём двух «полярных» начал, раскрывающем себя через нигилистический опыт разочарования и отрицания, обрушения в пустоту.
Следуя
художественной структуре произведения, я призвана обработать идеологию эпохи и расшифровать смыслы, имеющие своё отражение в психике индивида.
В этих лентах мода играет не второстепенную роль, а определяющую: организует
художественную структуру фильма, ход действия и специфику сюжета.
Разумеется, литературное произведение – это не лекция, а сложная
художественная структура.
Однако такое взаимодействие разных элементов
художественной структуры не исключает факта самостоятельного существования каждого.
Но такова сама
художественная структура романа: его образы и мотивы переплетаются, пересекаются, налагаются друг на друга.
Художественная саморефлексия обостряется в переходные моменты истории искусства, когда происходит массовая смена одних типов
художественных структур другими.
Дробность мира «пёстрых рассказов», глобальные различия между ранними и поздними произведениями, бесконечное разнообразие героев и ситуаций, кажущаяся случайность их характеристик, «лишние» предметы, детали и эпизоды, полярное освещение сходных событий (комическое и драматическое), отсутствие чёткой границы между важным и неважным, нарушение причинно-следственных связей на всех уровнях
художественной структуры, – всё это препятствует литературоведческой работе обобщения.
До сих пор мы говорили о писателе как о компоненте
художественной структуры.
На уровне же самой
художественной структуры произведения это взаимодействие может воплощаться в разнообразных цитатах, аллюзиях, реминисценциях, которые указывают на творческий диалог и взаимовлияние.
И на то, чтобы острый эмоциональный опыт отлежался и обрёл внутреннюю
художественную структуру, у него уходит не год и не два.
Во многом это объясняется своеобразием
художественной структуры произведения, к которой с большим или меньшим основанием оказывались приложимы самые различные, иногда прямо противоположные истолкования философского, исторического, социологического, политического порядка.