Связанные понятия
Архиепа́рхия (от греч. αρχή «главный, старший» и греч. ἐπαρχία, также архиепископия, архидиоцез) — церковная территориально-административная единица, епархия, имеющая более высокий статус, чем епископия.
Ка́федра (лат. cathedra, греч. καθέδρα — кресло, трон) — в христианстве почётное кресло в храме, предназначенное для епископа. В переносном употреблении — символ епископской власти. В русском языке от слова «кафедра» произошло название центрального собора епархии — «кафедральный»; во многих европейских языках от него произошло само слово «собор» (англ. cathedral, нем. Kathedrale, исп. catedral и др.).
Собо́р — главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх).
Митропо́лия (греч. μητρόπολις) — епископская кафедра, а также территория или город, возглавляемая митрополитом. Исторически, митрополией назывались разные образования: первоначально так называли город, бывший центром епархии; затем — епископскую кафедру, имеющую в своём подчинении несколько епископий. Впоследствии, в частности в Русской церкви (со времени учреждения патриаршества и до начала XXI века), митрополией называли также епархию, возглавляемую митрополитом, но не имеющую подчинённых епископий...
Титулярный епископ (лат. episcopus titularis) — титул католических епископов, которые имеют епископский сан без соответствующей ему юрисдикции.
Упоминания в литературе
Следующей логичной ступенью духовной карьеры о. Евгения был переход его в епископат Русской Православной Церкви. 23 ноября 1907 г. император Николай II утвердил доклад Святейшего Синода «Об учреждении во Владимирской
епархии на местные средства кафедры второго викарного епископа, с присвоением ему именования Муромский и с переименованием первого викария в епископа Юрьевского и о бытии ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Евгению епископом Муромским». Поставление Евгения Мерцалова во епископа Муромского состоялось в столице 16 декабря 1907 г. Чин хиротонии в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавлял митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). В качестве постоянного местопребывания новому владыке был отведен Спасский монастырь в городе Муроме – одна из самых древних русских обителей.
АРХИЕРЕ́ЙСКИЙ СОБО́Р – один из высших органов церковной власти и управления Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов,
епархий , Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
В 1922 г. Харбинская
епархия была выделена из Владивостокской епархии Заграничным Высшим Церковным Управлением, ее правящим архиереем был назначен архиепископ Мефодий (Герасимов). Для окормления многотысячной православной диаспоры, оказавшейся на территории Маньчжурии после революции в России Указом Высшего церковного управления за границей от 29 марта 1922 года в полосе отчуждения КВЖД учреждалась епархия с кафедрой в Харбине, правящему архиерею усваивался титул «епископ Харбинский и Цицикарский», почти сразу измененный на «епископ Харбинский и Маньчжурский». В ее пределах оказались бежавшие из России архиепископ Мелетий, архиепископ Нестор и епископ Димитрий. Открытие Харбинской епархии было фактически признано Всероссийской церковной властью: ее не приписывали к соседней Пекинской епархии и не назначали в Харбин нового архиерея. В силу своего особого канонического статуса Харбинская епархия претендовала на первенство на Дальнем Востоке.
Некоторые правила относятся к теме юрисдикции митрополитов и экзархов и взаимоотношениям между Поместными Церквами. Так, воспрещается образовывать новые церковные области во главе с митрополитами путем разделения одной области без санкции церковной власти (12); епископам запрещается присваивать себе приходы, принадлежащие другой
епархии (17); в обязанности митрополитов вменяется созывать епископов на регулярные Соборы, а епископов – являться по приглашению митрополитов на такие Соборы (19).
б) учреждает по соборному суждению с прочими архиереями
епархии , по возможности во всех значительных городах своей епархии новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных;
Связанные понятия (продолжение)
Ордина́рий (лат. ordinarius) — в западном христианстве (у католиков и некоторых протестантов) — священнослужитель, занимающий должность, в силу которой он получает ординарную власть. Епископ-ординарий означает то же самое, что и правящий архиерей.
Территориальное аббатство (лат. Abbatia territorialis) — особая церковно-территориальная единица в церковной структуре Римско-Католической Церкви, по своему статусу находящаяся на уровне католической епархии. Территориальное аббатство полностью независимо от других церковных структур и создаётся для духовного окормления мирян. Территориальное аббатство не следует путать с традиционным аббатством, которое по своей сути является монастырём.
Апостольская администратура — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольская администратура устанавливается в тех случаях, когда по каким-либо серьёзным причинам полноценная епархия не может быть учреждена (Кодекс канонического права, глава 371 § 2). В числе возможных причин могут фигурировать неопределённость границ епархии в связи с территориальными претензиями государств друг к другу, сложности в отношениях между Церковью и государством и др.
Апо́стольский викариа́т (лат. Vicariatus apostolicus) — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольский викариат устанавливается на территориях, где пока не может быть сформирована полноценная епархия (Кодекс канонического права, глава 371 § 1), и является временной структурой. Апостольские викариаты образуются на миссионерских территориях, часто образуются из апостольских префектур.
Апо́стольская префекту́ра (лат. Praefectura Apostolica) — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольская префектура устанавливается на миссионерских территориях, где пока не может быть сформирована полноценная епархия и является временной структурой. Как правило, развитие территориальной единицы на миссионерской территории идёт по схеме: Миссия sui iuris — Апостольская префектура — Апостольский викариат — Епархия.
Бу́лла (от лат. bulla — «печать», букв. «пузырь») — основной средневековый папский документ со свинцовой (при особых случаях — золотой) печатью, после XV века издавался реже.
Епи́скоп (др.-греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий, надсматривающий»; от ἐπί — «на, при» + σκοπέω — «смотрю»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (др.-греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + др.-греч. ἱερεύς — «священник»).
Лати́нский обря́д , Ри́мский обряд, Западный обряд (правильнее — латинские обряды) — совокупность литургических обычаев, сложившихся в Католической церкви, для которых характерно употребление в качестве литургического языка латыни. Центральный среди западно-литургических обрядов.
Ауксилиа́рий (лат. Auxiliarius), викарный епископ или вспомогательный епископ — в Католической церкви епископ, назначаемый в обширную и многочисленную епархию, с целью помощи епископу-ординарию. Также вспомогательный епископ может быть назначен в епархию, ординарий которой по каким-либо причинам неспособен исполнять свои функции.
Рукоположе́ние — процедура, посредством которой лицо посвящается в духовный сан, то есть определяется как священнослужитель для выполнения различных религиозных обрядов и церемоний. Процесс и церемония рукоположения в каждой религии различаются, а в некоторых, например, в исламе, — отсутствуют. Того, кто находится в процессе подготовки к рукоположению или проходит процесс рукоположения, иногда называют ординантом. Литургия, используемая при рукоположении, иногда упоминается как «рукоположение».
Администра́тор (лат. administrator), в Римско-католической церкви — духовное лицо, управляющее соответствующими церковными структурами.
Монашеский орден в католичестве, а также у некоторых протестантов — сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты. В зависимости от специфики различаются...
Бреве (лат. breve — краткое) — официальное послание папы римского, содержащее декреты, распоряжения, дарование почётных прав и привилегий и т. п., обращённое как к отдельным лицам, так и к отдельным Церквям. Как и булла, бреве пишется на латинском языке, но менее торжественным слогом; бреве не имеет свинцовой печати, а только обычную печать с изображением Святого Петра в лодке, поэтому бреве всегда заканчивается словами sub anulo piscatoris («под печатью рыбака»).
Прелат (от лат. praelatus букв. — поставленный выше) — исторический термин, применявшийся к кардиналам, архиепископам, епископам, генералам и провинциалам монашеских орденов, аббатам и другим лицам, занимающим высокие должности в структурах Римско-католической Церкви; в настоящее время — почётный титул (Почётный прелат Его Святейшества), а также должность лиц, возглавляющих персональные прелатуры и территориальные прелатуры.
Свяще́нник (в литургическом смысле синоним слова иерей) — представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие (совершение таинств) соответственно его чину. В церковно-историческом контексте Ветхого Завета и Евангелий словами священники (первосвященники) могут называться священнослужители древних иудеев.
Коадъю́тор , епископ-коадъютор (Coadjutor) — католический титулярный епископ (то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии), назначаемый Святым Престолом в определенную епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры (ККП, канон 403 § 3).
Экзарха́т (от греч. ἔξαρχος «внешняя власть») — в Византии в конце VI-VII веков административно-территориальная единица, наместничество за пределами митрополии.
Конференция католических епископов — постоянный орган, объединяющий католических епископов какой-либо страны или территории. Целью конференции служит координация деятельности епископов страны или региона и совместное решение проблем, актуальных для Католической церкви на данной территории.
Архиепи́скоп (др.-греч. ἀρχιεπίσκοπος от др.-греч. ἀρχή — «начало» и ἐπίσκοπος — епископ — надзирающий, надсматривающий, «блюститель») — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквях — почётный титул епископа (архиерея). В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви. Также практически всегда титул правящего епископа епархии с викарными епископами.
Католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная в русском языке как Ри́мско-католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе...
Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.
Подробнее: Семинария
Римская епархия , другое название — Святая Римская Церковь (лат. Dioecesis Urbis seu Romana, Sancta Romana Ecclesia) — епархия (в статусе архиепархии) Римско-Католической церкви с центром в городе Риме, Италия. Епархия Рима является митрополией по отношению к субурбикарным епархиям Остии, Альбано, Фраскати, Палестрины, Порто-Санта Руфины, Сабина-Порто Миртето, Веллетри-Сеньи, входящих в церковную провинцию Лацио.
Консекратор (лат. Consecrator) — термин, используемый в Римско-Католической Церкви, обозначает назначенного епископа, который собирается рукополагать священника в епископский сан (то есть, в третью высшую ступень священства). Этот термин часто используется в Церкви Восточного обряда и в англиканском сообщества.
Примас (лат. primas — первенствующий, primus — первый), в Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви почётный титул церковного иерарха в стране, обладающего высшей духовной юрисдикцией над прочими епископами страны. В Православных Церквях используется аналогичный титул «предстоятель».
Инкардинация (лат. «incardinatio» — приписка) — название в Римско-Католической Церкви канонического подчинения священнослужителя своему священноначалию.
Свяще́нство , или рукоположе́ние, или хирото́ни́я (др.-греч. χειρο-τονία — «голосование поднятием рук», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τονόω — «придавать силу») — в православном и католическом представлении — посвящение человека, наделяющее его Святыми Дарами и правом совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения во всех исторических церквях отличаются несущественно, в то время как в протестантских церквях такое представление об апостольском преемстве и рукоположении считается...
Канониза́ция (от лат. Canonizatio — брать за правило) — процесс причисления кого-либо к лику святых в христианской церкви.
Блаже́нный (греч. μακάριος, лат. beatus, букв. счастливый) — особый лик святых в христианстве, имеющий в различных христианских церквях разное значение. Сродни ст.‑слав. блаженъ, от блажити — нарицать блаженным (делать благим, хорошим) наряду с исконнорусским бо́лого. В широком смысле блаженный — всякий, кто наслаждается видением Бога и общается с Ним (блаженное видение).
Рязанская митрополия — митрополия Русской православной церкви. Территориальные границы Рязанской митрополии совпадают с административными границами Рязанской области России.
Митрополи́т (др.-греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в христианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях — др.-греч. Μητρόπολις) — административных центрах провинций Римской империи.
Моско́вская епа́рхия — церковно-административная территориальная единица Русской православной церкви. Епархию возглавляет Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февраля 2009 года — патриарх Кирилл). На правах наместника Патриарху помогает в управлении частью епархии в границах Московской области митрополит Крутицкий и Коломенский.
Ирку́тская митропо́лия — митрополия Русской Православной Церкви на территории Иркутской области. Объединяет Братскую, Иркутскую и Саянскую епархии.
Украи́нская епа́рхия — каноническая и территориально-административная структура Русской Древлеправославной церкви на территории Украины (за исключением Республики Крым) с центром в городе Кременчуг.
Саратовская митрополия — митрополия Русской православной церкви на территории Саратовской области. Объединяет Балашовскую, Покровскую и Саратовскую епархии.
Та́ллинская епархия (эст. Tallinna piiskopkond, до 1945 года — Ревельская епархия) — епархия Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
Приморская митрополия — митрополия Русской православной церкви на территории Приморского края России, объединяющая Владивостокскую, Находкинскую и Арсеньевскую епархии.
Донская митрополия — митрополия Русской православной церкви на территории Ростовской области, объединяющая Волгодонскую, Ростовскую и Шахтинскую епархии.
Митрополи́чий о́круг — в Православной церкви форма межъепархиального объединения. В современной Русской православной церкви фактический представляет собой полуавтономную церковь с собственным синодом.
Кафолическая православная церковь Португалии (порт. Igreja católica ortodoxa de Portugal, ранее Православная Церковь Португалии) — неканоническая юрисдикция православной традиции, приходы которой расположены в Португалии и Бразилии, Испании, а также Африке.
Новгоро́дская митропо́лия — митрополия Русской православной церкви на территории Новгородской области, объединяющая Боровичскую и Новгородскую епархии. Глава Новгородской митрополии имеет титул митрополит Новгородский и Старорусский. С момента создания митрополии правящим архиереем является митрополит Лев (Церпицкий).
Экза́рх (греч. ἔξαρχος — «зачинатель»; «начальник хора»; «руководитель, глава») — изначально руководитель хора в Древней Греции. Позднее — титул руководителя, в частности, верховного жреца в Древнем Риме (понтифика) и верховного правителя крупной провинции в ранней Византии (см. Равеннский экзархат, Карфагенский экзархат). В православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа.
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — глава Русской православной церкви заграницей в сане митрополита. Является председателем Собора Епископов и Архиерейского Синода РПЦЗ, епархиальным архиереем Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии, в которой имеет постоянное местопребывание, и настоятелем Митрополичьего соборного храма и управляет церквами, не входящими в состав епархий, а непосредственно ему подчинённых.
Вика́рий (лат. vicarius — «заместитель», «наместник») — в исторических церквях епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному епископу.
Белору́сская епа́рхия — каноническая и административная структура Русской Древлеправославной церкви на территории Белоруссии.
Упоминания в литературе (продолжение)
Итак, иерархическая система епархиального управления состояла из линии епископ – благочинный – приход. При этом, «епархиальное начальство» состояло не только из епископа, но из епископа в сочетании с духовной консисторией. Консистория же не может рассматриваться лишь как одно из подведомственных архиерею учреждений
епархии – она имела и правительствующее значение, de facto была во многом независима от архиерея и ограничивала его власть. Впрочем, dejure определенной независимостью от архиерея обладал только секретарь консистории. Характерной чертой епархиального управления ко времени начала предсоборной подготовки является также бюрократичность системы управления и фактическая отдаленность аппарата управления (за исключением низшего уровня – благочинных), действующего в основном через бумажные сношения, от управляемых – клириков и паствы. Епископат, связанный обширными административными обязанностями, был отдален от паствы еще и вследствие пространности епархий, а также развившейся практики частых перемещений епископов. Эта неканоническая практика может быть поставлена в одном ряду с другими неканоническими ограничениями епископской власти, как со стороны консистории, так и «сверху», через возведение к Синоду полномочий по ряду внутриепархиальных дел. Наконец, предвосхищая одну из основных тем будущих дискуссий, следует отметить, что, помимо имеющих узкое значение епархиальных съездов, духовенство и миряне не были включены в систему епархиального управления.
30 мая 1922 г. был опубликован Патриарший Томос об официальном открытии архиепископии Северной и Южной Америки с центром в Нью-Йорке. 11 августа того же года в Нью-Йорке на II Соборе духовенства и мирян греческой архиепископии в Америке был разработан новый устав, предоставлявший ей административную автономию. Учреждались три новые
епархии – Сан-Францисская, Чикагская и Бостонская, архиереи которых вместе с архиепископом Нью-Йоркским и Американским должны были составить Архиерейский Синод. Согласно новому уставу, Собору духовенства и мирян принадлежало право избирать трех кандидатов на вдовствующие кафедры, Архиерейский Синод выбирал из них одного и Патриарх утверждал кандидата; только архиепископ Нью-Йоркский должен был выбираться и поставляться Патриархом. Владыка Мелетий утвердил этот устав, но просуществовал он не слишком долго.[62]
14 сентября 1923 г. в Покровском кафедральном соборе произошло событие, важное для всей
епархии . Собрание представителей одиннадцати религиозных общин города постановило протоиерея Александра Беляева принять в качестве своего архиерея и просить об этом Святейшего Патриарха. Так, Александр (в монашестве – Августин) Беляев был возведен на Иваново-Вознесенскую кафедру.
Деловые заседания начались 17 августа в Московском епархиальном доме и проходили в огромном зале, который примыкал к амвону. Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 члена. В состав Собора по должности вошли все присутствующие в Синоде и правящие епархиальные архиереи, члены Предсоборного Совета, а также наместники лавр и настоятели прославленных обителей – Валаамской, Соловецкой, Саровской и Оптиной, протопресвитеры Николай Любимов и Георгий Шавельский. Остальные члены Собора вошли в его состав по избранию: от монашествующих – 12 соборян, от военного и морского духовенства – 10 священников, от действующей армии – 15 мирян, от единоверцев – 11 человек, от духовных академий – 11 профессоров, от Академии наук и университетов – 13 членов, по 3 представителя от Государственной думы и Государственного совета. Но большинство Собора составляли избранники от 66
епархий . Каждая епархия посылала на Собор, помимо правящего архиерея, двух клириков и трех мирян. Епархиальные архиереи, которые не смогли прибыть на Собор, направили вместо себя викарных епископов или протоиереев – всего 12 заместителей. Участвовали и посланцы единоверческих автокефальных Церквей: от Румынской – епископ Гушский Никодим и от Сербской – архимандрит Михаил.
Епархиальная система управления, получившая название консисторской, по своей структуре повторяла центральную. Во главе
епархии находился епископ, а консистория играла роль епархиального правительства. Система епархиальной власти состояла из следующих основных звеньев: института епископальной власти (архиерей, викарий, архиерейский дом); духовной консистории (секретарь и канцелярия, духовное присутствие); приходской организации (институт благочинных, съезды приходского духовенства, местные причты). Первые два звена образовывали епархиальное правление, или, как именовалось в документах, «епархиальное начальство». В историографии утвердилось мнение, что такая «структура церковного управления вела к строгому отделению административно-хозяйственных функций от функции «хранителя веры», то есть идеологической. Это обстоятельство порой служило основанием для разногласий лиц, представлявших эти два направления»[84]. Эти разногласия проявлялись как на центральном, так и на епархиальном уровнях системы церковного управления. В последнем случае они были менее заметны ввиду того, что власть в епархии была сосредоточена в руках духовных лиц – архиереев и членов духовной консистории. На откуп духовенству была отдана и административно-хозяйственная функция.
Содержались архиереи за счет доходов, получаемых от прихожан, церквей и монастырей своих
епархий . При назначении на должность митрополиты Антиохийских епархий получали от своего патриарха специальные документы, которые назывались бараксисами (аль-бараксис), или «благословениями», наделявшими их владельцев полномочиями в духовной и административной сферах (923, с. 257).
В конце апреля – начале мая состоялся Владикавказский епархиальный съезд духовенства и мирян. На съезде была принята программа церковных реформ, предусматривавшая широкое участие духовенства в политической жизни (для отстаивания прав обездоленных слоев населения), создание православного союза духовенства и мирян (для реформирования церковной жизни), введение приходских советов для управления приходами, выборность приходского духовенства, замену института благочинных Советом духовенства и мирян (коллективным управлением), запрещение перевода или наказания клирика без решения церковного суда, учреждение выборного Владикавказского епархиального совета духовенства и мирян, который должен стать высшим органом власти в
епархии наравне с архиереем, выборность епископа из черного или белого духовенства, признание справедливым образования самостоятельной Осетинской епархии, организация печатного органа – журнала «Владикавказское церковное обновление», введение автономии монастырей, выборность всех монастырских должностных лиц, равное пассивное избирательное право в монастырях монахов и послушников старше 25 лет[190]. Епископ Владикавказский Макарий (Павлов) не только признал законными требования обновленческого духовенства, но и посчитал возможным провести программу предлагаемых реформ в рамках епархии временно «до окончательного решения поднятых вопросов на будущем Поместном соборе»[191].
Что же говорить в таком случае о местном епархиальном управлении? Епископы на местах были лишены самостоятельности и были обязаны повиноваться Синоду, которому принадлежал надзор за всем, что происходило в
епархиях , представлять ему всевозможные и разнообразные отчеты и испрашивать у него разрешения на совершение тех или иных действий. Они не могли, например, назначить или уволить того или иного чиновника епархиального управления, учредить новые приходы[330] и монастыри, построить церкви, их права были ограничены и в таких вопросах, как заведование учебными заведениями и епархиальным хозяйством. Наконец, для ведения дел епархиального управления при епископах находились консистории, секретари которых непосредственно подчинялись обер-прокурору Синода. Таким образом, контроль за деятельностью епископов, формально принадлежащий Синоду, находился в руках обер-прокурора и секретарей консисторий. Более того, в системе бюрократического управления церковью установилась практика беспрерывного перемещения епископов с одного места на другое.[331] В результате влияние постоянно работающего чиновника на местные приходы и священнослужителей превышало возможности церковной иерархии и епископов: власть бюрократии глубоко проникает во все сферы церковного управления, и высшего, и епархиального, что не способствует единению верующих и их пастырей.[332]
Административно разделена на восемьдесят четыре
епархии : митрополии «Старой Греции», которые входили в состав греческого государства до Балканских войн (1912–1913), и митрополии Вселенского престола, или так называемых «Новых территорий» (Нэон Хорон), которые включены позже. Иерархи Нэон Хорон имеют равное представительство в Синоде Элладской Церкви вместе с иерархами «Старой Греции».
Епископ является центральной фигурой иерархического церковного устройства. Епископ является наследником апостолов и в качестве такового главой той
епархии (впоследствии в терминах Западного канонического права – партикулярной Церкви), которая ему вверена.
Другая часть старообрядцев решила, что можно прибегать к священникам, получившим поставление в «Никонианской Церкви», если они проклянут «Никоновы новины» и получат надлежащую исправу. Эти старообрядцы стали называться поповцами, или беглопоповцами, так как принимали «беглых», т. е. покинувших своего епархиального епископа священников. У старообрядцев-беглопоповцев всегда была мечта о собственном епископе, но получить его они смогли только в середине XIX столетия. Причем и среди этих приемлющих священство старообрядцев нет литургического единства, так как одна часть из них признает иерархию, восстановленную в 1846 году находившимся за штатом Константинопольского Патриархата боснийским митрополитом Амвросием, а другая принимает иерархию, основанную в 1923 году перешедшим в старообрядчество викарным епископом Саратовской
епархии Николаем (Позднеевым), который разорвал общение с Московским патриархом по причине своего уклонения в обновленчество.
В византийские времена патриарх Константинопольский жил в роскоши. Он располагал жильем в соборе Святой Софии и в примыкающих зданиях, обладал личным дворцом. В его привычках было завтракать в одном из этих жилищ после утренней службы в соборе. Он часто принимал там императора. Кроме того, патриарх владел несколькими кабинетами и залами для заседаний, в которых вместе с собранием священников, известным как Священный синод, занимался делами церкви. Только епископы константинопольские имели право служить на нем, но когда церковные владения были поделены на провинции, названные митрополиями и управляемые митрополитами, а те – на
епархии , порученные заботам епископов, и митрополиты, и автокефальные (то есть автономные) епископы призывались на такие собрания.
В Пловдиве, Созополе, Анхиале, Месемврии и Варне наряду с болгарскими иерархами находились греческие митрополиты, подчиненные Константинопольскому Патриархату. Они оставались в Болгарии до 1906 г., когда местное население, возмущенное жестокими репрессиями греческих властей против славян в Македонии, захватило храмы, где служили эти архиереи, и добилось их высылки[11]. На территории княжества Болгария в начале XX века было 1987 храмов, 1992 клирика и 104 монастыря, из которых самыми известными были Рильский (основанный в X веке), Банковский (XI века) и Троянский (основанный в XVII веке). Кроме того, в Македонии и Одринской
епархии в состав экзархата входили 1600 храмов и часовен, 73 монастыря и 1310 клириков[12].
Решением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 года из состава Пензенской
епархии в границах Мордовской ССР была выделена новая епархия – Саранская и Мордовская. Постановлением Священного Синода от 30 января 1991 года епископом Саранским и Мордовским определено быть архимандриту Варсонофию, клирику Пензенской епархии.
Книга Регельсона содержит много исторических сведений о сделанных несколькими русскими иерархами попытках установить фактические временные «автокефалии» в соответствии с Указом 1920 г. Наиболее значительными среди них были митрополит Ярославский Агафангел и митрополит Казанский Кирилл. Можно напомнить о том, что Северо-Американская
епархия в 1924 г. провозгласила себя «временно самоуправляющейся» на том же основании Указа 1920 г. Во всяком случае, в 20-х и 30-х годах возникло несколько «автокефалий». Некоторые из них находились в несколько двусмысленных отношениях с установленным в 1922 г. обновленческим «высшим церковным управлением»: так, управляющий Петроградской епархией епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – будущий патриарх – вместе с другим Петроградским викарием, епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем), тоже учредили «автокефалию» в 1922 г., о которой в свое время подробно писал А. Левитин в своей истории обновленчества. 9 июня 1922 г. епископ Алексий снял запрещение с Введенского и хвалился, что его управление епархией получило «согласие» обновленческого ВЦУ. Лев Регельсон не вполне прав, обвиняя епископов Алексия и Николая в прямом принятии обновленчества. Епископ Алексий ограничился – и то очень кратковременно – полупризнанием обновленческого управления, но уже через две недели (24 июня 1922 г.) отказался от прямого сотрудничества с ВЦУ и за это был сослан. Сведения и документы об этих событиях опубликованы архиепископом Сергием (Лариным) в «Вестнике русского западноевропейского экзархата» (1964. № 45–48). Это издание осталось автору неизвестным.
В середине XIX в. в Сирии имелось 4 митрополита (один из них, Илиопольский, был титулярным и управлял Антиохийским подворьем в Москве), 9 архиепископов (из числа которых Пальмирский – титулярный, жил в Бухаресте и управлял там монастырем, принадлежавшим Антиохийскому патриарху). Достойно замечания, что все эти архиереи, за исключением титулярных, жили не при патриархии, как было в Иерусалиме, а непременно в своих
епархиях , являясь действительными пастырями душ христианских.
Нельзя забывать, что и к своим, совершенным в ее недрах хиротониям Церковь относится не без рассуждения. Существует целый ряд православных хиротоний, которые объявлены недействительными. Например, Максим Киник был и сам православным, и даже незаурядным, и хиротонию получил от православных и правильно поставленных епископов, однако «и соделанное для него, и соделанное им, все ничтожно» (II Вселенский Собор, [правило] 4). Сюда же относятся и все те правила, которыми объявляются недействительными православные хиротонии, совершенные с существенным отступлением от правил, например без воли митрополита области (I Вселенский Собор, [правило] 6), или епископом в чужой
епархии (Апостольское правило 14), или над чужим клириком (I Вселенский Собор, [правило] 16; Сардикский[17] собор, [правило] 15; Карфагенский собор, [правило] 91 и подобные).
Около четверти столетия с появления в Литве унии (1596–1621) Западнорусская Церковь не имела у себя православного митрополита и принуждаема была оставаться под гнетом униатских митрополитов, с которыми и вела непрерывную борьбу. Митрополит и владыки, принявшие унию, возвратились с Брестского Собора на свои прежние православные
епархии , делали все, что могли, для привлечения подведомого им духовенства и мирян к излюбленной унии, поддерживаемые самим королем и другими латино-польскими властями. Православные же имели у себя только двух епископов, которых притом не признавало светское правительство, и еще вдалеке, в Константинополе, своего верховного первосвятителя – патриарха и могли находить для себя поддержку только в лице доблестного князя Константина Константиновича Острожского и других православных дворян и властей. Нападающими в этой борьбе были постоянно униаты, православные же старались только защищать и охранять свою веру и Церковь. Степень нападений и самый характер их обусловливались преимущественно личными качествами униатских митрополитов, которые владычествовали тогда в Западнорусской митрополии и заправляли всем делом распространения и утверждения унии среди православной паствы.
Первоначально эти условия Лаврой не были приняты, однако в последующие месяцы церковная ситуация в Петрограде значительно усложнилась. К сентябрю 1922 года владыка Николай оставался, по существу, единственным православным архиереем в пределах Петроградской
епархии , которого не коснулись большевистские преследования. Вступив в управление епархией, он был вынужден передать ведение дел Лавры своему заместителю архимандриту Иоасафу (Журманову) и членам лаврского Духовного Собора.
Для того, чтобы решить это недоразумение, при Св. Синоде было созвано особое совещание «для обсуждения вопроса о том, может ли епископ Русской церкви совершать богослужение в русском храме, находящемся в
епархии греческого епископа, без его разрешения». Во главе совещания был поставлен архиепископ Ярославский Тихон (Беллавин), будущий патриарх – членами его были назначены чиновники Св. Синода В. И. Яцкевич, Н. Ф. Марков, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. И. Соколов и канонист С. В. Троицкий. Заседание совещания состоялось 25 января 1910 г. За исключением С. В. Троицкого, все высказались за необходимость получения еп. Владимиром разрешения на служение от Иоакима III.
Благовещенская деревянная церковь, как считают некоторые исследователи воронежской старины, существовала ещё внутри действующей крепости в XVI веке. А после образования Воронежской
епархии в 1682 г. и назначения епископом Митрофана начато было строительство каменного храма. Епископ держал там свою кафедру, и храм стал называться кафедральным собором. В соборе и сам епископ Митрофан был похоронен в 1703 г. На похоронах присутствовал царь Пётр I.
22 августа 2012 г. богослужение в день памяти святого апостола Матфея в храме святителя Иннокентия Иркутского возглавил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Владыке сослужили клирики Хабаровской
епархии , а также гости города – священники православного храма в честь Святой Троицы г. Пхеньяна Феодор Ким Хве Ир и Иоанн Ра Гван Чер, сообщил сайт информационного отдела Хабаровской епархии.
20 июня 1934 г. был рукоположен во диакона, а на следующий день во иерея в Софии архиепископом Серафимом (Соболевым). За отсутствием вакантных мест был устроен владыкой в Болгарскую Православную Церковь и назначен приходским священником церкви Успения Божией Матери в г. Пазарджике Пловдивской
епархии . Одновременно преподавал ряд таких предметов, как Закон Божий, логика, психология, пропедевтика, русская литература и история в гимназии, сельскохозяйственном институте. Был членом церковного суда, потом его председателем. Нес священнические обязанности в церкви при городской тюрьме. Отказался отслужить панихиду по немцам, погибшим в Сталинграде.
Однако переход рода Огинских в католичество не прекратил связей князей с православным населением и духовенством Польско-Литовского государства. С избранием на престол польского короля Яна III Собеского активизировались усилия склонить православных Речи Посполитой к унии. Еще во время сейма элекции 1674 г. Собеский вместе с нунцием Франческо Буонвизи строили планы ликвидации в стране православной иерархии. С этой целью под предлогом борьбы со шпионажем в пользу Османской империи сейм 1676 г. запретил православному духовенству и мирянам выезжать за границу, и в первую очередь в Константинополь. Отныне ставропигиальные православные братства должны были прекратить всякие сношения с константинопольским патриархом и подчиниться местным епископам. Духовные и светские власти Польско-Литовского государства при активном участии папского нунция строили даже планы создания отдельного от Константинополя Киевского патриархата, подчиненного напрямую папе, а вакантные должности в четырех существовавших православных
епархиях Речи Посполитой (луцкой, перемышльской, львовской и могилевской или белорусской) предполагалось давать только тем кандидатам, которые согласятся перейти в унию. Осуществление всех этих мер поставило бы православное население Польско-Литовского государства перед выбором: либо остаться вообще без рукоположенных в соответствии с каноническими нормами священников, либо принять унию.
Из числа всех русских
епархий только две возведены были в настоящий период на степень архиепископии: Суздальская и Ростовская. Но и те недолго или непостоянно пользовались этим преимуществом: по крайней мере, иерархи их не все назывались архиепископами. О Дионисии Суздальском говорят летописи, что он в 1382 г. «исправил у патриарха архиепископию себе и сущим по себе епископом в том пределе». А в грамоте, данной тогда патриархом Дионисию, сказано, что Суздаль должен отселе считаться второю архиепископиею после Новгорода, архиепископ Суздальский имеет право занимать второе место в ряду иерархов Русской митрополии, грамота же эта должна быть положена в судохранилище Суздальской архиепископии на вечные времена для преемников Дионисия. И действительно, как сам Дионисий, так и преемник его Евфросин носили имя архиепископа, но дальнейшие преемники – Митрофан и Авраамий – назывались только епископами Суздальскими. Равным образом и о Феодоре Ростовском замечено в одной из летописей, что, после того как патриарх Антоний дал ему в 1389 г. архиепископство, и все последующие за ним Ростовские иерархи назывались архиепископами. Но из других летописей видно, что даже непосредственный преемник Феодора Григорий по большей части называем был епископом и только изредка архиепископом, а его преемник Дионисий – уже всегда епископом. Некоторые иерархи других епархий, вероятно, только лично удостаивались архиепископского сана. Таковы: Феодосий Полоцкий, который даже в грамоте Литовского Собора 1415 г. назван архиепископом, и Исаакий Черниговский, который, впрочем, именуется архиепископом лишь в некоторых летописях, а в других, равно как и в названной грамоте соборной, носит титул епископа.
Сербы в Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не имели права на своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. После перехода Далмации во владение французов здесь в 1810 году была открыта православная епископская кафедра. В 1815 году по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии, и Далматинская
епархия была подчинена митрополиту Карловацкому.
К началу Великой Отечественной войны отношения между государством и религиозными организациями в СССР были далеки от нормальных. Особенно жестокие антицерковные гонения осуществлялись в 1930-е гг., правда, к 1940-м гг. сталинское окружение, в основном под влиянием внешнеполитических обстоятельств, уже отказалось от запланированного полного уничтожения Православной Церкви в стране. Однако ее положение оставалось трагичным – множество запретов опутывало со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Так, в одной из крупнейших
епархий страны-Ленинградской к лету 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм, отсутствовали монастыри, духовные учебные заведения и т. п. На всей территории Российской Федерации (не учитывая Прибалтику, Украину, Белоруссию и Молдавию) к этому времени имелось лишь два правящих архиерея: возглавлявший Московскую Патриархию Патриарший Местоблюститель Сергий (Страгородский) и митрополит Ленинградский Алексий.
В юрисдикции Иерусалимского патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского патриархата – приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликийского входят
епархии Ливана, Сирии и Кипра.
К 1926 г. настоятелями большинства монастырей Скопленской
епархии уже были русские, но в ноябре того же года митрополит Варнава (Росич) решил принять в своей епархии всех 35 изгнанных с Валаама насельников, выделив им самый большой и самый богатый монастырь – св. Афанасия в с. Лешок. Оттуда через неполных два года братство группами по 2–3 человека расселилось по другим монастырям епархии, зачастую став там духовниками, настоятелями, наместниками и т. д.[84]
Тем не менее польско-католическая экспансия в Беларуси осуществлялась успешно. Количество католических приходов увеличилось в 2 раза, католические монашеские ордены открывали новые костелы и монастыри. Законами Речи Посполитой 1668 и 1674 гг. был нанесен еще один удар по православию: отступничество от католицизма и униатства объявлялось уголовным преступлением и подлежало наказанию путем изгнания из государства. Была сломана и такая форма сопротивления католической экспансии, как православные братства, которые печатали книги на свои средства, проводили большую пропагандистскую работу, направленную против унии. К XVIII в. деятельность православных братств прекратилась. В конце XVIII в. более 75 % населения Беларуси являлось униатами. В Беларуси осталась только одна православная
епархия – в Могилеве. Она, как и Киевская митрополия, была подчинена Московскому патриархату. Православная церковь, сохранившаяся небольшими островками, продолжала жить и бороться за свое будущее.
Однако патриарх Феофан, невзирая на королевское запрещение, возвел в архиерейский сан нескольких духовных лиц. В частности, полоцким православным архиепископом стал Мелетий Смотрицкий. И хотя открыто появиться в Полоцке новый архиерей не мог (польское правительство приказало его арестовать), он рассылал по
епархии свои послания, в которых, помимо прочего, обвинял Кунцевича в вероотступничестве.