Как быть человеку, когда он попал в тюрьму?.. Или в армию… Когда на него направлен ствол автомата?.. Или взгляд врача в реанимации… И вообще: как быть человеку, когда он попадает в эту самую жизнь, на этот белый свет? Кто и что его губит? Кто и что его оберегает? Об этом эти рассказы, главный мотив и важнейшая цель которых – предельная и запредельная искренность. Некуда и не к кому живущему идти – только к самому себе! Со своей смелой любовью к самой жизни. Автора интересует прежде всего человек как таковой. Рассказы публикуются в авторской редакции. На обложке фото из личного архива автора. Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цвет страха. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Люди любят тех, кто пляшет
Каждый это сам по себе знает и понимает! — Чуть вспомнит хотя бы давнишнее семейное застолье… школьный подростковый вечер… весёлую юношескую компанию…
А люди, хотят не хотят, — любят, любят тех, кто пляшет.
Пусть тот даже какой-нибудь такой-сякой — но едва он вышел на середину…
И все — умилились!
Хотя — не ведая того — вовсе и не ему, а традиционным, что у каждого в крови, ритмам и движениям.
Но вмиг — ему, пляшущему, всё простили… ну — вроде бы готовы простить…
Лишь бы он, как говорится, — знал, как надо.
Ведь тот, кто пляшет, особенно искренен, распахнут. — До красноты или до белизны его лица.
Так как искренен — по-особенному.
Тот, кто пляшет, он — откровенен.
Даже если в его пляске угроза. — Всё-таки очевидная!
Даже если его пляска лицемерна. — Зато эта причуда открыта!
…Плясали и пляшут все истинно или отчаянно счастливые.
Плясали, на потеху, и падшие…
Плясали и преуспевающие удачники. — Или пройдохи, или палачи.
Таковые плясали — именно пред очами своих властителей иль нарочно на глазах у своих холуёв.
…Пляшешь — любят.
Запляши — и полюбят!
У нас в армии, в нашей технической части, — в роте, правда, охраны, но одной казарме — был такой: Эдик Багоров.
Даже сию минуту — спустя десятки лет! — это звукосочетание режет мне слух…
Как он резал тогда — всей его роте, всему начальству роты, всей, наверняка, воинской части!
Эдик не Эдик — почти никто из сослуживцев не знал, как правильно, что называется, — по-ихнему.
Но все произносили это имя, точнее — одну фамилию, с восторгом и с ужасом!..
…Первые, в «карантине», дни и недели службы — сумасшедшее дни! — никто друг друга даже вроде бы и не замечал.
«Рота, подъём!»…
Портянки…
Ремень…
И — только бы в строй.
За сорок-то пять секунд!
Потом — стали узнавать друг дружку не только по росту… не только в лицо… но и по именам…
И в первую очередь разобрались, кто кому земляк.
Потом — кто курит, кто не курит… кто к окну в одиночество, кто на спортплощадку…
И короткими минутами между построениями — за пришиванием воротничков и написанием писем домой — стали собираться по углам казармы кучками…
Наконец в одном таком кружке робко зазвенела — словно нечаянно залетев в открытое летнее окно — гитара… голос мальчишеский, тихий и грустный, стал намекать об истинных человеческих чувствах…
…И вот однажды.
Юг?!..
Горы?!..
Да — барабан!
Настоящий?.. Или какой?..
И — с таким-то инородным жгучим акцентом.
Недалеко ведь от самой столицы, что среди лесов и полей, всей нашей бескрайней Родины!
Однажды в углу казармы, в плотном кружке чёрных стриженых голов, — забарабанил барабан…
Бан-бан-бан-бан-бан-бан!
Или как он, может, правильно называется?
Часто-часто-часто-часто!
Просто часто — и всё.
В тишине. В настороженной. Взволнованной.
Барабан у сидящего — на колене под животом и крепкие сжатые пальцы — сверху и сбоку.
Просто вроде бы и всего…
Зато — какой этот кружок у барабана плотный, слитый!
…Завёлся тот барабан — но оживал редко.
И редко кто из светлоголовых к тому кружку и в те минуты подходил.
Инструмент тот гласил — о чем-то… о чём-то…
Ясно о чём.
Этот Багоров — даже в среде своих черноголовых и карих — лишь что-то бормотал: кратко и скупо…
Иногда же — вдруг хохотал во всю огромную белозубую пасть! — Но тоже коротко, солидно.
Мал был очень ростом — последний в строю.
Голова огромная: угловатая, скуластая.
Лицом — симпатичный, как почти все южане, с блестящими маленькими глазками… курносенький… с тонкой аккуратной — умелой! — ниточкой усиков…
…И вот он, месяц за месяцем, стал бормотать всё громче и уже на всю казарму.
Также коротко — но неожиданно смело.
Даже, в конце концов, дерзко!
Прикажут ему выйти из строя — он шагнёт с наигранной широтой… и хахакнет как бы в смешной игре…
Очевидно было, что он попросту не понимает: как это так может быть, чтобы один человек другому человеку мог велеть стоять или шагать — всерьёз!.. а другой бы шагал или стоял — тоже всерьёз!..
Всем это было вроде бы просто забавно.
Но уже таилась в этих причудах какая-то странность и скрытность…
Наконец он всех командиров — от сержанта до майора — стал называть «министрами».
Сначала под нос…
Потом — прямо в глаза и упрямо!
…И — пошло-поехало.
Багоров… Багоров…
Багоров! Багоров!
Что ж — всем всё понятно.
Рядовым — потеха. Любому же начальнику — и чем выше он должностью и званием, тем очевиднее — страх, ужас, вплоть до краха карьеры!
Но раз в день воскресный…
Или это был у них, у южан, какой-то особенный день…
На самом свободном и открытом месте казармы, где всегдашние построения, — огромный образовался круг.
Громко, во всю свою природную — на тот миг далёкую! — громкость, бил-трещал барабан!
Как уверенно, как прочно!
Как крепко, понимающе крепко, забил в тёмные ладоши весь этот тесный черноголовый круг!
И… вышел Багоров.
Сам Богоров!
Хохот необычный в экзотичном том кругу привлёк всю казарму.
Вмиг громкий круг оброс светловолосой толпой!
Багоров — он, и без того статный, особенно тожественно и величаво выпрямился, вырос…
Вся казарма уже была в самом естественном и редкостном восторге!
Прибежал офицер, дежурный по роте, с красной повязкой на рукаве и в фуражке, пробился — вдруг по-детски улыбчивый! — в первый ряд толпы.
Барабан!
Барабан!
Как прорезавшийся, и неведомый, и красноречивый, язык!
Багоров — он, прямой и с вскинутым чёрным подбородком, развёл в стороны руки…
Как-то — опытно, умело!
Чуть опустил кисти с короткими, в черных волосиках, пальчиками…
Барабан!
Барабан!
Барабан!
Гром слаженный тёмных ладоней — как грозный грохот с недоступных гор!
Богоров!
Багоров!
Багоров!
Он — стройный, с распахнутыми руками и стоя на одной ноге… стал медленно подымать другую ногу перед собой…
Чуть согнутую ногу, в кирзовом-то сапоге, стал подымать, едва не падая назад, — всё выше и выше…
Со строгим серьёзным лицом! Сдвинув грозные чёрные брови к переносице!
…Всеобщий был в целом мире смех и восторг!
Не было ни казармы, ни части, ни забора с «колючкой»…
Был только солнечный и звонкий — накаченный людским духом и обжитый людьми — радостный Земной шар!
Земляк Багорова, с которым я больше, чем с остальными, дружил (я тогда писал стихи, а он считал себя похожим на Раджа Капура), сказал мне потом поясняюще азартно, что эти жесты Багорова были только одной малой частью их народного южного танца, лишь одним, характерным в том их танце, фигурой-па…
Объяснил это он мне и с гордостью, и с жалостью.
Да я и сам так, о коротком миге того танца, понимал — и тоже с жалостью…
Бездна, бездна — он, многоликий человек!
Для самого же Багорова тот день и то его выступление в новым для всей части — и славном! — качестве никак не повлияли на его дальнейшее «прохождение службы».
Он если не лежал на койке, спустив сапоги к полу, то расхаживал вдоль казармы, уперев руки в бока…
…Режет мне память и такая малая мелочь: когда случайно мои и его взгляды друг на друга натыкались — он часто-часто моргал и отводил в сторону глаза.
…Перед самым «дембелем» он вообще отказался ходить в наряд, в караул… и едва ли вставал в строй… в каждой армейской ситуации повторяя бесцеремонное и значительное, всем, однако, на свете известное и понятное «нахойнюжно»… и безвылазно обитал на гауптвахте… бродя, без ремня, лишь в столовую — в сопровождении рыжего рядового с автоматом на плече, его близкого товарища.
Ярославль, 11 февраля 2019
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цвет страха. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других