В настоящем пособии автор рассмотрел методы и средства применяемых в многолетней программе подготовки в кендо, дзёдо, иайдо. Представлены результаты исследований, посвященных специфике технико-тактической и психологической подготовки атлетов физкультурно-оздоровительных групп, групп начальной спортивной специализации и групп углубленной специализации в избранном виде спорта. Автором разработан богатый методический материал программы многолетней подготовки в кендо, дзёдо и иайдо. Пособие актуально, отвечает современным требованиям к материалам по практическому и методическому обеспечению учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов. Пособие является уникальным исследованием и не имеет аналогов в международной практике. Материалы работы рекомендуются к использованию в работе спортивными тренерами, инструкторам, спортсменам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Детско-юношеские программы спортивной подготовки в кендо, дзёдо, иайдо» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Программа многолетней подготовки по кендо
1. Введение
Концепция КЕНДО заключается в том, чтобы дисциплинировать характер человека через применение принципов катана (меча). Цели практикования Кендо:
— формировать разум и тело;
— развивать сильный дух;
— через правильные и строгие тренировки стремиться к совершенствованию искусства Кендо;
— высоко ценить человеческую вежливость и честь;
— быть искренним с другими и всегда совершенствовать себя;
— это позволит каждому любить своё государство и общество, делать вклад в развитие культуры и продвигать всё человечество к миру и процветанию. (Концепция Кендо была составлена Всеяпонской Федерацией Кендо в 1975 г).
Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области боевых искусств, в частности Кендо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по данному виду спорта к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, учебная программа по Кендо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования (ПДО), и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования.
ПДО по Кендо для детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:
— Конституция РФ;
— Гражданский кодекс РФ;
— Закон «О физической культуре и спорте в РФ»;
— Закон РФ «Об образовании в РФ»;
— Закон РФ «Об общественных организациях»;
— Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»;
— Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13);
— Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
— СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);
— Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»;
— Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002 г.№ 390;
— Типовое положение о ДЮСШ (СДЮШОР), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 № 6/9а;
Содержание дополнительного образования реализуется по специальным образовательным программам, которые, как правило, разрабатываются самими педагогами. Это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественно-научного, социально-экономического направлений. (Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»).
Дополнительное образование мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Его назначение — удовлетворение многообразных потребностей детей и подростков в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Основное (базовое) образование ценно своей системностью, дополнительное — возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. Все это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для личности и общества.
Таким образом, дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, является одним из определяющих факторов развития их способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения. Все это ставит развитие системы дополнительного образования в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики.
В основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных кэндоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Кендо — это наиболее гармоничный вид восточных единоборств, является прекрасным средством гармоничного воспитания личности, физического, психологического и нравственного ее развития и совершенствования. Материал учебной программы предусматривает овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для самосовершенствования и профессионального развития. Средства программы способствуют формированию здорового образа жизни.
Приемы ОФП (общеразвивающей физической подготовки), включаемые в занятия, развивают и совершенствуют разнообразные двигательные качества: различные виды силы, ловкости, скорости, гибкости, выносливости. Кендо формирует у занимающихся твердый характер, умение преодолевать трудности, терпеть боль, с достоинством переносить поражения и сохранять скромность при победах. Занятия Кендо учат трезво оценивать свои силы, ставить реальные цели и достигать их.
К характерным особенностям методики преподавания Кендо относится требование точного технического выполнения упражнений занимающимися. В противном случае не удастся достичь желаемого их воздействия на организм, целенаправленно повысить функциональные возможности органов и систем, воспитать нужные двигательные навыки, добиться гибкости и выносливости, развитие координации, то есть решить основные задачи гармоничного развития тела.
Программа составлена на основе директивных и нормативных документов типового плана-проекта учебной программы для дополнительного образования, утвержденного Минздравом РФ, Министерством образования.
Программа составлена в соответствии с международными правилами по Кендо.
Программа разработана с учетом специфики вида спорта, наличия материально-технической базы, надлежащей квалификации педагогических кадров, а также сложившихся традиций, и не изменяет основные задачи, определенные положением для дополнительного образования.
Рекомендуемая литература:
— Хироси Одзава. Кэндо. Полное практическое руководство. Пер. с англ. В. Пузанова. — К.: «София», 2000. — 192 с.
— Мастер Чой. Кэндо — путь меча для начинающих. Худож. — оформитель г. Крамской. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 128 с. — (Мастера боевых искусств).
2. Цели и задачи программы:
Цель программы — формирование физически здоровой, творчески активной личности, включенной в постоянный процесс самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, отдающей предпочтение волевым, нравственным и эстетическим ценностям.
Задачи обучения:
1) Обучающие:
— дать знания по истории возникновения и развития Кендо;
— способствовать освоению техники Кендо в пределах требований, предусмотренной программой экзаменов ВФК;
— способствовать участию спортсменов в соревнованиях различного уровня;
— способствовать подготовке занимающихся к выполнению спортивных достижений.
2) Развивающие:
— развить основные двигательные качества: силу, ловкость, гибкость, выносливость, координацию движений;
— сформировать тактические навыки при проведении технических действий, при ведении поединка и выступления на соревнованиях;
— расширить круг знаний о Кендо (обеспечение теоретической подготовленности);
— усовершенствовать физические качества, присущие человеку, закаливание занимающихся, повысить устойчивость их организма к инфекционным, простудным заболеваниям;
3) Воспитательные:
— научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни»: рациональное питание, двигательная активность, вред наркотиков, никотина, алкоголя и т. п.
— способствовать адаптации каждого ребенка в детском коллективе;
— развивать у детей способность заниматься самостоятельно в команде;
— сформировать потребность в самостоятельных занятиях физической культурой;
— приобщить учеников к духовно-нравственным основам Кендо;
— воспитать волевые качества, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, дисциплинированность, выдержку и т. д.
Программа составлена для детей и подростков от 6 до 18 лет и рассчитана на 4 этапа обучения. В группе от 10 до 20 детей и подростков, группы смешанного состава, разновозрастные. Прием в секцию Кендо (девочки и мальчики) ведется при предоставлении медицинской справки о состоянии здоровья и страхового полиса. Занятия проходят в соответствии с запланированным расписанием три раза в неделю. Обязательная форма одежды на занятиях — кендоги и хакама (или куртка, штаны и пояс).
3. Характеристика этапов обучения
1-й этап обучения — Этап начальной подготовки (возраст 6–9 лет). Продолжительность 2–3 года.
Цель этапа — привлечение к занятиям физическими упражнениями с минимальным погружением в специализацию, расширить базу двигательных действий и способностей. Основной формой проведения занятий является групповая, индивидуально — групповая. Приемы и методы занятий: игровая в сочетании с комплексами упражнений, направленных на развитие технической и физической подготовки, повторный, равномерный, круговой, соревновательный (только на контрольном занятии).
Особое внимание обращается на развитие физических качеств занимающихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координации. Отдельное важное место на данном этапе занимает формирование у занимающихся правильной осанки.
Формой подведения итогов является проведение контрольного занятия, на котором в индивидуальном порядке проверяется пройденный материал.
Задачи этапа начальной подготовки:
— укрепление здоровья, улучшение физического развития;
— овладение основами техники выполнения физических упражнений;
— приобретение разносторонней физической подготовленности на основе средств и методов Кендо;
— выявление задатков и способностей детей;
— привитие стойкого интереса к занятиям Кендо;
— воспитание морально — волевых качеств;
— стабильность состава занимающихся;
— динамика прироста индивидуальных показателей физ. подготовленности занимающихся.
Повышенное внимание обращается на изучение и освоение детьми санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности при занятиях Кендо.
2-й этап обучения — Учебно-тренировочный этап
(возраст 9–14 лет). Продолжительность 4–5 лет.
Цель этапа — утверждение в выборе спортивной специализации, овладение техниками Кендо, наработка и закрепление двигательных навыков.
Задачи первой ступени учебно-тренировочного этапа (ступень начальной специализации):
— укрепление здоровья, освоение навыков здоровье — сберегающих технологий;
— повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
— овладение основами техники и тактики Кендо;
— приобретение тренировочного опыта, закрепление навыков и умений;
— уточнение спортивной специализации.
Задачи второй ступени учебно-тренировочного этапа (углубленной тренировки):
— совершенствование техники и тактики Кендо;
— развитие специальных физических качеств;
— повышение уровня функциональной подготовленности;
— освоение допустимых тренировочных специальных нагрузок;
— накопление тренировочного опыта за счет участия в семинарах, соревнованиях, показательных выступлениях, специальных стажировок.
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Методы: повторный, переменный, повторно-переменный, круговой, игровой, контрольный. На данном этапе важнейшим звеном в тренировочной работе становится самоподготовка и самосознание спортсмена. Его умение работать индивидуально. Лучшей является работа наедине с самим собой, что позволяет значительно улучшить качество исполнения техник Кендо.
Форма подведения итогов — контрольное занятие, участие в аттестации, участие в семинарах, показательных выступлениях, соревнованиях по Кендо.
3-й этап обучения — Этап спортивного совершенствования (возраст 14–16 лет). Продолжительность 3 года.
Цель этапа — углубленное овладение технико-тактическим арсеналом Кендо, изучение морально — этических и философских принципов «будо».
Задачи этапа спортивного совершенствования:
— совершенствование техники и тактики Кендо;
— принятие и освоение принципов «будо»;
— совершенствование физических и морально-этических качеств;
— освоение повышенных тренировочных нагрузок;
— достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов, аттестация на 1 дан;
— освоение принципов спортивного долголетия;
— результативное выступление на Всероссийских соревнованиях;
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Методы: повторный, переменный, повторно-переменный, круговой, игровой, контрольный. На данном этапе важнейшим звеном в тренировочной работе становится самоподготовка и самосознание спортсмена. Его умение работать индивидуально. Лучшей является работа наедине с самим собой, что позволяет значительно улучшить качество исполнения техник Кендо.
Форма подведения итогов — контрольное занятие, участие в аттестации, участие в семинарах, показательных выступлениях, соревнованиях по Кендо, подготовка реферата на темы Кендо.
4-й этап обучения — Этап высшего спортивного мастерства (возраст от 18 лет).
Цель этапа — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Задачи этапа высшего спортивного мастерства:
— автоматизм выполнения приёмов;
— умение ориентировать движения во времени и пространстве;
— быстрота двигательных реакций и движений;
— ловкость как многовариативное выполнение приёмов, управление мышечным напряжением;
— выносливость, идеомоторные представления;
— дальнейшее совершенствование техники движений с особым вниманием к индивидуальному стилю и особенностям спортсмена;
— достижение самого высокого уровня специфических по виду спорта двигательных способностей и их лучшего использования в правильно избранной индивидуальной манере;
— достижение тактического мастерства, расширение набора технико-тактических действий, совершенствование и автоматизация технико-тактических навыков;
— достижение спортивных результатов от 1 дана и выше;
— стабильность результатов выступлений на Всероссийских и Международных соревнованиях;
— число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.
Форма занятий: контрольные занятия, аттестации, семинары, соревнования.
4. Формы и методы обучения
Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в процессе подготовки обучающегося. Основной формой проведения являются беседы и лекции. Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно-тренировочного этапа и этапа спортивного совершенствования. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки вносятся коррективы. Основные темы теоретической подготовки на этапе начальной подготовки: правила гигиены, история Кендо, традиции, история и предназначение фехтования.
Основные темы теоретической подготовки на учебно-тренировочном этапе: история физической культуры, история Кендо и других боевых искусств, философские основы «будо», методические особенности построения тренировочного процесса, закономерности развития человеческого организма.
Основные темы теоретической подготовки на этапе спортивного совершенствования: комплексная система контроля и самоконтроля.
При подборе средств и методов практических занятий руководитель секции составляет занятие таким образом, чтобы оно было интересным и увлекательным, поэтому используются для этой цели комплексные занятия. Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Каждое практическое занятие должно состоять из четырех частей:
1. Ритуал
2. Разминка
3. Техническая подготовка
4. Ритуал.
В результате выстроенной системы занятий достигаются высокие результаты.
5. Критерии эффективности
В результате освоения программы, обучающиеся должны окрепнуть физически, меньше болеть, почувствовать потребность в ведении здорового образа жизни, уметь реализовывать эту потребность благодаря занятиям Кэндо.
Подтверждением успешности усвоения данной программы служат следующие показатели:
— стабильный состав и минимальная «текучесть» занимающихся;
— рост функциональных возможностей детей;
— успешная сдача квалификационных экзаменов;
— успешные выступления на соревнованиях.
Учебно-тематический план первого этапа обучения
Учебно-тематический план второго этапа обучения
Учебно-тематический план третьего этапа обучения
Учебно-тематический план четвёртого этапа обучения
6. Этапы обучения
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Понятие о физической культуре и спорте в России, их роль и значение в общем развитии и культуре человека. Классификация средств физического воспитания и видов спорта. Место Кендо в общей системе средств физического воспитания. Понятие «здоровый образ жизни». Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормативы и требования по Кендо.
Рейсики — правила поведения в зале. Содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах Кендо (согласно правилам ВФК).
Личная гигиена
Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках. Понятие о гигиене труда, отдыха, занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы, занятий спортом.
Психологическая подготовка. Содержит в себе курс обучения саморегуляции психологического состояния, уроки психологической подготовки. Данная тема затрагивается крайне осторожно и при постоянных консультациях с родителями учеников.
Техническая подготовка — изучение ударов Мэн (удар по голове), Котэ (удар по руке), До (удар покорпусу), Тски (тычок в горло). Изучение стоек — Дзёдан-но-камаэ, Чудан-но-камаэ, Гэдан-но-камаэ, Хассо-но-камаэ, Ваки-гамаэ.
Подготовительные упражнения включают в себя упражнения для разминки и разогрева мышц, на растяжку, упражнения на дыхание, субури, кирикаяси, хаясубури.
Техники перемещения — тайсабаки, содержат весь перечень перемещений принятых в Кэндо в различных положениях. К ним относятся: аюми-аси, цуги-аси, окури-аси.
Техники защитных действий — Утиотоси-вадза (отбив вниз, сразу нанести удар).
Техники атакующих действий — Оки-вадза (удары с максимальным замахом, амплитудные), Хараи-вадза (отбив в сторону, с последующим нанесением удара).
Методы тренировки в Кендо — Хитори-кейко (работа в субури одного человека), Кокари-кейко (мотодачи открывается для удара, не атакуя), Митори-гейко (наблюдение за сиаем, замечание ошибок и удачных действий), Сиай-кейко (Дзи-кейко) — свободный поединок. Кирикаяси. Хаясубури.
КЕНДО — 4 (Котэ-учи)
Вводное занятие. Инструктаж по Технике безопасности. Травмы и заболевания и первая медицинская помощь.
История развития и современное состояние Кендо.
Истоки Кендо. История рождения, развития в Японии и на международной арене. Задачи, тенденции и перспективы развития Кендо. Кендо — современное японское боевое искусство, основанное на техниках и принципах различных школ, некоторые из которых насчитывают многовековую историю.
Существует мнение, что основы современного Кендо были заложены в конце 15 века, в виде боевого искусства, получившего название «кен-дзюцу». Считается, что развитию кен-дзюцу способствовало изучение на трупах погибших врагов эффективности ударов мечом.
Рейсики — правила поведения в зале — содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах Кендо (согласно правилам ВФК).
Правила личной гигиены содержит в себе правила по уходу за своим телом, одеждой и помещением для занятий, приучает к здоровому образу жизни.
Психологическая подготовка. Содержит в себе курс обучения саморегуляции психологического состояния, уроки психологической подготовки. Данная тема затрагивается крайне осторожно и при постоянных консультациях с родителями учеников.
Кодекс чести спортсмена содержит в себе правила поведения, обучающегося в спортивном зале, на улице, в общественных местах, дома. Предусматривает воспитание в занимающихся принципов «БУДО».
Техническая подготовка. Второй этап включает частичное содержание первого этапа. Выполнение отдельных техник в усложненных условиях.
Техники защитных действий — Суриагэ-вадза (отбив вверх, затем удар)
Техники атакующих действия — Хики-вадза (удар из тая-тари на отходе, из цубадзариай), Дзёдан-вадза (удары из Дзёдан-но-камаэ), Саси-вадза (короткий удар по сокращённой прямой траектории).
Методы тренировки в Кендо — Учикоми-кейко (серия заданных атак: мэн, котэ-мэн, котэ-мэн-до, мэн-хики-мэн, мэн-хики-котэ, мэн-хики-до, мэн), Сиай-кейко (Дзи-кейко) — свободный поединок. Кирикаяси. Хаясубури.
Вводное занятие. Инструктаж по Технике безопасности.
Кендо в России. Этапы развития. В России Кендо впервые было показано в МГУ в 1964 г. В 1997 г. основана Русская Федерация Кендо, входящяя в состав Всемирной (FIK) и Европейской (EKF) Федераций Кендо. В 2010 г. Русская Федерация Кендо переименовывается и регистрируется как Российская Федерация Кендо, Иайдо, Дзёдо. 18 октября 1998 г. в Москве прошёл 1 Чемпионат России по Кендо. С 1998 г. Русская Федерация Кендо принимает участие в международных соревнованиях. 22 апреля 2022 г. основана Всероссийская Федерация Кендо. Основными центрами развития кендо признаны Казань, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. Кендо развивается примерно в полусотне регионов России. Где число занимающихся состовляет около двух тысяч. В двухтысячных годах российские юниоры четырежды становились чемпионами Европы. Так же выигрывались серебрянные награды континентального турнира среди взрослых. В России кендо развивается в вузах, МЧС, а также ведется работа по включению кендо в подготовку учебных заведений МВД.
Рейсики — правила поведения в зале. Методика проведения учебно-тренировочных занятий. Общая характеристика задач учебно-тренировочных занятий. Структура занятия. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной, заключительной частей проведения тренировки. Понятие об объеме и интенсивности проведения тренировочных нагрузок. Факторы, обуславливающие эффект тренировки. Планирование тренировки.
Правила личной гигиены содержит в себе правила по уходу за своим телом, одеждой и помещением для занятий, приучает к здоровому образу жизни.
Психологическая подготовка
Сущность психологической подготовки, ее значение, задачи, виды. Характеристика видов предстартовых состояний. Методика формирования состояния боевой готовности команды в целом. Методика преодоления неблагоприятных состояний команды. Психорегулирующая тренировка. Психологическая подготовка в тренировочном процессе. Значение, методика морально-волевой подготовки.
Кодекс чести спортсмена содержит в себе правила поведения, обучающегося в спортивном зале, на улице, в общественных местах, дома. Предусматривает воспитание в занимающихся принципов, заложенных в Кендо. Тактика и техника взаимодействия с партнером содержит правила взаимодействия партнеров во время исполнения техник Кэндо, с соблюдением принципов «от простого к сложному», «постепенности», взаимоуважения друг к другу, безопасности проведения занятий.
Техническая подготовка
Повторяется предыдущий этап обучения, совершенствуются основные стойки, усложнение техники в парах, быстрота выполнения техник, опыт участия в соревнованиях.
Техника защитных действий — Нуки-вадза (увернуться или отскочить, сразу нанести удар).
Техника атакующих действий — Нидан-вадза (серия из двух ударов), Кацуги-вадза (удар то левого плеча), Дэбана-вадза (атака на опережения).
Методы тренировки в Кендо — Хикидатэ-кейко (рациональное использование СЭН; СЭН — атака на опережение), Сиай-кейко (Дзи-кейко) — свободный поединок. Кирикаяси. Хаясубури. Ката (Нихон Кендо Ката).
КЕНДО — 5 (До-учи)
Вводное занятие. Инструктаж по Технике безопасности. Изучение правил соревнований. Обучение оказания первой медицинской помощи.
Психологическая подготовка нацелена на полную приверженность к достижению мастерства, приобретение наиболее высокого уровня уверенности в себе, саморегулирование процесса поведенческой активации, эффективный эмоциональный контроль и психологическая устойчивость. Мотивация. Концентрация.
Техническая подготовка
Техника защитных действий — Каэси-вадза (используя силу удара соперника, нанести контрудар).
Техника атакующих действий — Сандан-вадза (серия из трёх ударов), Кататэ-вадза (удары одной левой рукой).
Методы тренировки в Кендо — Гокаку-кейко (отработка малоизученных техник, сложных упражнений и ударов), Утиката (разнообразные способы ударов), Сиай-кейко (Дзи-кейко) — свободный поединок. Кирикаяси. Ката (Нихон Кендо Ката).
Для определения уровня подготовки обучающихся в Кендо существует система квалификационных экзаменов для каждого этапа.
7. Условия допуска к экзамену обучающихся
8. Итоговые требования по программе
9. Учебно-методическое обеспечение
1. Видеозаписи с соревнований по Кендо.
2. Репродукции и альбомы мастеров российского и международного класса.
3. Книгопечатные издания освещающих Кендо.
4. Комплект учебно-методических материалов.
5. Художественная литература по Кендо.
6. Психологическая литература:
— рекомендации для детей и педагогов;
— методические разработки проведения занятий;
— методическое пособие по организации соревнований.
1. Додзё (зал для занятий).
2. Типовые учебно-наглядные пособия и учебное оборудование по физической культуре согласно государственным документам.
3. Специальная одежда кэндоги и хакама (кимоно).
4. Медицинское оборудование. Медицинская аптечка.
5. Защитная экипировка (богу).
6. Синаи (бамбуковые мечи) и боккены (деревянный макет меча).
Программа развития вида спорта «кендо» в Российской Федерации на период 2025–2028 гг
Введение
Настоящая Программа развития вида спорт «кендо» в Российской Федерации (далее — Программа) разработана Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией «Всероссийская федерация кендо» (далее — ВФК) в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 503 (зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2021 г., регистрационный № 64568), вступил в силу 16 августа.
Программа разрабатывалась в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства от 30.09.2021 № 1661, федеральным проектом «Спорт-норма жизни», утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Демография» от 14.12.2018 № 3, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р.
При разработке Программы учитывались российский и передовой зарубежный опыт развития олимпийских и неолимпийских видов спорта, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Представленная программа является основным (директивным) документом, определяющим стратегию (цели, задачи), увязанным по срокам, средствам и методам реализации мероприятий, обеспечивающим решение приоритетных задач развития вида спорта «кендо» (далее — кендо) в Российской Федерации, включая подготовку спортсменов сборной команды страны по кендо к официальным международным соревнованиям.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская федерация кендо», а также экспертным советом и соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу.
Ограничить административный риск неэффективного управления Программой позволит: регулярная и открытая публикация данных о выполнении мероприятий Программы и выполнения участниками программы взятых на себя обязательств; обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и иных ресурсов, разработка рекомендаций для участников программы.
1. Паспорт программы развития вида спорта «кендо» в Российской Федерации
2. Анализ состояния и перспективы развития вида спорта «кендо» в мире
Кендо зародилось в Японии, но сегодня его практикуют во всем мире.
В настоящий момент в мире насчитывается около 6 миллионов человек, занимающихся кендо, из них более 2 миллионов — в Японии.
Как правило, кендо имеет более сильные традиции в странах с сильными историческими связями с Японией, таких как Корея и Тайвань, а также в странах с большими общинами японских иммигрантов, таких как США, Канада и Бразилия.
В Международной федерации кендо (FIK) в настоящий момент входит 63 страны. Международная федерация кендо проводит чемпионаты мира 1 раз в 3 года.
В Европейскую федерацию кендо (EKF) входит 44 страны. Европейская федерация кендо проводит чемпионаты и первенства Европы ежегодно в промежутке между чемпионатами мира
В первенствах Европы наряду с вышеперечисленными, до 2019 года, была и Россия, занимавшая призовые места в индивидуальных и командных соревнованиях.
С 1995 года Россия вошла кандидатом в Европейскую Федерацию Кендо (англ. EKF) а с 1998 года является ее постоянным членом. В 2022 году, по политическим соображениям, Россия была исключена из EKF.
Проводятся следующие международные спортивные соревнования, на которых разыгрываются следующие комплекты наград:
Таблица № 1
В связи с объявлением Пандемии коронавируса, сборная России участие в международных Чемпионатах и турнирах в 2020–2021 годах не принимала, а в 2022 году Россия была исключена из состава членов Европейской федерации кендо.
Последний официальный турнир с участием сборной команды России проходил в 2019 году — Чемпионат и Первенство Европы по кендо в г. Белград (Сербия).
Таблица № 2
Таблица № 3
Несмотря на ограничение по участию в соревнованиях, проводимых в Европе, спортсмены ВФК используют возможности по участию в турнирах, проводимых в странах СНГ, Китая.
Таблица № 4
В связи с вышеизложенными основными соперниками сборной России на Чемпионатах Европы являются Франция, Италия, Германия, Польша, Бельгия, Сербия, а на Чемпионатах мира помимо этих стран еще и Япония, Южная Корея, США, Бразилия и Тайвань.
В мае 2022 года Россия была исключена из Европейской федерации кендо по политическим соображениям.
Всероссийская федерация Кендо не является членом Международной федерации кендо.
В настоящее время представители Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «ВСЕРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕНДО» в руководящих и технических органах международной спортивной федерации отсутствуют.
Такая же ситуация и с судьями: представители ВФК не принимают участие в судействе Чемпионатов Европы и Мира.
Для справки выбор судей на предстоящий Чемпионат Европы проводит Европейская Федерация Кендо во время судейского семинара в начале каждого года, в котором проводится чемпионат. На основании оценок судейства судья может быть приглашён судить Чемпионат Мира
В настоящий момент ВФК такими сведениями не располагает. Ведется сбор информации об уровне обеспеченности объектами спорта, соответствующими современным требованиям или современной спортивной инфраструктурой, для осуществления тренировочного процесса и проведения спортивных соревнований в странах, занимающих с 1 по 6 место на спортивных соревнованиях.
В настоящий момент ВФК такими сведениями не располагает. Ведется сбор информации об обеспеченности различных категорий граждан и групп населения объектами спорта для проведения занятий, осуществления подготовки и проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в странах, где вид спорта входит в число приоритетных.
Кендо представляет собой современное искусство фехтования, которое произошло от традиционных техник по владению мечом самураев.
Во время занятий и соревнований кендо принято использовать специальный тренировочный меч, который состоит из связанных между собой бамбуковых пластин. Благодаря такой технологии, тренировочным мечом тяжело нанести вред своему оппоненту. Защита в данном виде спорта состоит из: специального головного убора; панциря, защищающего туловище; специальных перчаток, защищающих предплечья; также, есть специальная защита, надеваемая на бёдра.
Спортсмены носят традиционную японскую одежду — хаками (широкие штаны) и кейкоги (куртку) как правило темно-синего цвета. Практически все оборудование и экипировка для кендо производится в 3 странах мира: Японии, Южной Кореи и Китае
3. Анализ состояния и перспектив развития вида спорта «кендо» в Российской Федерации
Основными причинами развития массовых видов спорта, является доступность самостоятельных занятий для разных категорий граждан, наличие клубной системы, системы массовых спортивно-рекреационных мероприятий, популярности и соответственно условий в стране.
Массовый спорт по дисциплинам вида спорта «кендо» развивается в России благодаря усилиям региональных федераций по виду спорта «кендо».
Ежегодно в календарный план развития вида спорта «кендо» включаются мероприятия:
— чемпионат и первенство России
— чемпионаты федеральных округов (ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, СФО, ДВФО);
— фестивали спортивных единоборств, организуемые на уровне муниципальных образований;
— спортивные сборы для юношеско-юниорского возрастов на регулярной основе проводятся показательные выступления на спортивных фестивалях, спортивных вечерах и праздниках в школах и вузах.
Таблица № 5
График № 1
График № 2
График № 3
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране является не только количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки, но и количество и квалификационный уровень их тренеров.
График № 4
Увеличение количества отделений кендо, тренеров и занимающихся в них спортсменов, в целом, является одной из задач программы.
Важным аспектом развития вида спорта «кендо» является вовлечение девочек и девушек в занятия кендо, что служит важнейшим фактором укрепления системы подготовки спортивного резерва и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене. Кендо имеет большую популярность как среди мужчин, так и среди женщин. Помимо этого, в занятия кендо вовлечены все возрастные категории граждан, начиная с 10 лет.
В целях подготовки, повышения квалификации и аттестации тренеров, инструкторов, контролёров-распорядителей и судей Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Всероссийская федерация кендо» в настоящей Программе развития запланировала мероприятия по созданию единой системы теоретического онлайн и практического обучения кадров.
В спортивной общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация кендо» входит 45 региональных отделений и 25 аккредитованных региональных федераций.
В таблице 6 представлены показатели развития вида спорта «кендо» в федеральных округах Российской Федерации.
Анализ показателей, представленных в таблице, позволит выявить особенности территориального распределения спортсменов по спортивным специализациям, количество штатных тренеров, а также охарактеризовать перспективы развития вида спорта «кендо» в регионах Российской Федерации.
Одним из самых острых вопросов развития вида спорта в регионах Российской Федерации является кадровое обеспечение учебно-тренировочного процесса.
Таблица № 6
Таблица № 7
График № 5
В таблице 8 и Графике № 6 представлены данные о количестве участников чемпионатов и первенств России за период с 2021 по 2024 гг.
Таблица № 8
График № 6
Из Таблиц № 7, № 8 и Графика № 6 видно, что уровень развития кендо в Российской Федерации динамично растёт, о чём свидетельствует увеличение числа региональных сборных команд, которые пройдя предварительный отбор, борются за призовые места.
Проводя анализ состава спортивной сборной команды России по виду спорта «кендо» на 2024 год (Таблица 9), видно, что в её составе представлены спортсмены из 7 субъектов Российской Федерации, представляющие четыре федеральных округа.
Таблица № 9
В научных исследованиях установлено, что количество подготовленных мастеров спорта международного класса может служить объективным критерием конкурентоспособности сборной команды Российской Федерации по соответствующему виду спорта на предстоящих соревнованиях.
Ежегодно в России проводится более 30 соревнований различного уровня.
Таблица № 10
График № 7
Доступность занятий кендо как массовым спортом, средством физического самосовершенствования и укрепления здоровья различных категорий российских граждан определяется также возможностью заниматься изучением кендо, причем практически в любом возрасте — с самого раннего детства до преклонных лет.
В 2021 году принят Федеральный стандарт спортивной подготовки, что дает возможность более широкого использования спортивной инфраструктуры для подготовки спортсменов.
В 2025–2026 годах планируется пересмотр и актуализация стандарта спортивной подготовки
Как уже отмечено выше экипировка в кендо основана на базе традиционной одежды и доспехов Японии, в связи с этим производство доспехов и одежды практически полностью сосредоточено в Японии, Южной Корее и Китае.
Федерация проводит мероприятия информационного характера, рассказывающие занимающимся о российских производителях сопутствующих товаров: сумок и чехлов для экипировки, деревянного оружия и частей оружия, одежды и т. п
Антидопинговые программные мероприятия ВФК направлены на формирование культуры нулевой терпимости к допингу в целях сохранения сущности понятия «духа спорта». В целях реализации мер по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 24 июня 2021 г. № 464, ВФК реализует следующие мероприятия:
— назначает должностных лиц, ответственных за организацию работы ВФК по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с Министерством спорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством «РУСАДА». Соответствующее должностное лицо ВФК также взаимодействует с Международной федерацией кендо;
— размещает на официальном сайте ВФК в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общероссийские антидопинговые правила, Всемирный антидопинговый кодекс и соответствующие международные стандарты ВАДА, нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации, содержащие положения об ответственности за нарушение антидопинговых правил и антидопинговые правила, утвержденные Международной федерацией кендо, на русском языке (на сайте ВФК имеется раздел «Антидопинг» (https://ruskendo.ru/antidoping/), в котором освещается работа ВФК в данном направлении;
— обеспечивает ознакомление спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена с положениями действующих редакций Всемирного антидопингового кодекса и соответствующих международных стандартов ВАДА, общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил Международной федерацией кендо;
— предоставляет в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую информацию Российскому антидопинговому агентству «РУСАДА» для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
— уведомляет спортсменов о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию, в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
— оказывает содействие в предоставлении информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;
— оказывает содействие в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 13 мая 2009 г. № 293;
— обеспечивает условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействует проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
— применяет санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
— информирует Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российское антидопинговое агентство «РУСАДА», Международной федерацией кендо о принятых в отношении спортсменов и персонала спортсмена, нарушавших антидопинговые правила, санкциях;
— оказывает содействие в поиске и предоставлении контактной информации по спортсменам и (или) персоналу спортсменов, находящимся под юрисдикцией ВФК;
— обеспечивает спортсменов, тренеров и иной персонал спортсмена антидопинговыми информационно-образовательными материалами и методическими пособиями в целях информирования относительно всех последних изменений в Запрещенном списке ВАДА и соответствующих положениях международных спортивных объединений;
— участвует в образовательных семинарах, круглых столах, рабочих группах и иных мероприятиях по вопросам борьбы с допингом в спорте;
— осуществляет информационно-пропагандистскую деятельность по профилактике применения и использования спортсменами, тренерами и иным персоналом спортсмена субстанций и методов, запрещенных в спорте;
— обеспечивает прохождение антидопинговых образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников, ответственных за организацию работы по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним в ВФК;
— ведет список спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена, находящихся под юрисдикцией ВФК, к которым применены санкции (в том числе спортивная дисквалификация) за нарушение антидопинговых правил;
— осуществляет проверку спортсменов находящихся под юрисдикцией ВФК, на предмет наличия спортивной дисквалификации (в том числе, по которым проводится проверка о возможном нарушении антидопинговых правил) за нарушение правил вида спорта кендо, положений, регламентов спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, утвержденных Международной федерацией кендо, ВФК, при согласовании документов по кандидатам на присвоение спортивных званий и спортивных разрядов в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. № 108.
Ответственным за антидопинговое обеспечение в ВФК является технический директор Кусургашев Андрей Викторович (Email: kusurgashev.a@yandex.ru).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Детско-юношеские программы спортивной подготовки в кендо, дзёдо, иайдо» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других