Эта книга поможет вам освоить и правильно вести бухгалтерский учет предприятия: последовательно от первой операции до финансового результата. Рассмотрены основные термины и понятия: начисление зарплаты, налог НДФЛ и страховые взносы по новым правилам с 2024 года. Познакомитесь со счетами 10, 15, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 40, 41, 42, 43, 44, 50, 51, 60, 62, 75, 80, 84, 90, 91, 98, 99. Приведен 51 пример и 34 задания с ответами, а также 7 практических примеров, включая оборотно-сальдовые ведомости.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Азбука бухгалтера по учёту предприятия на примерах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3 шаг. Двойная запись и формы двойной записи
1. Двойная запись.
2. Бухгалтерская проводка.
3. Субсчет 1 и субсчет 2 у счетов 60 и 62.
4. Формы двойной записи.
— Строчная запись.
— Шахматная запись.
— Регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая и систематическая запись).
— «Красное сторно» (или сторнировочная запись).
— Оборотно-сальдовая ведомость (оборотный баланс, сальдовый баланс).
5. Пример 2—8.
6. Задание 1—2.
Двойной записью называется такой способ учета, когда каждую хозяйственную операцию записывают на двух счетах, т.е. по дебету одного и по кредиту другого счета равновеликими суммами в денежном измерении.
Счета, взаимодействующие в хозяйственных операциях, называются корреспондирующими.
Бухгалтерской проводкой называется указание двух корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции.
Пример №2.
Составление проводки по хозяйственной операции: списание материалов.
Дано:
Отпустили материалы в производство на сумму 3500 рублей.
Ответ:
Д 20 К10 3500—отпущены материалы со склада в производство.
Эта проводка означает: материалов (счёт 10) на складе стало меньше, то есть расход (кредитовый оборот), а на счёте 20 «Основное производство» затрат стало больше, увеличение активного счёта происходит по дебету.
Внимание!
Как написать проводку?
Чтобы написать проводку необходимо следовать алгоритму:
1. Определить по таблице (смотри приложение №1) вид счёта: активный, пассивный, активно-пассивный;
2. Определить наименования и коды синтетических счетов согласно плану счетов;
3. Внимательно прочитать хозяйственную операцию, так как в операции сказано о каких счетах идёт речь;
4. Начинать писать проводку лучше от активных счетов, пассивных или денежных счетов.
Пример №3.
Составление проводки по хозяйственной операции: движение по расчетному счету.
Дано:
Поступили деньги на расчётный счёт от покупателя в сумме 1900 рублей за полученный товар.
Ответ:
Корреспондируют два счёта: расчётный счёт (51) и расчёты с покупателями и заказчиками (62).
Счёт 51—активный, значит увеличение счёта по дебету (деньги пришли на расчётный счёт — их стало больше), значит Дебет 51.
Счёт 62 — активно-пассивный, поэтому рассуждайте от денежных счетов; таким образом мы определили часть проводки (Дебет 51), осталось определить кредит (значит Кредит 62).
Итак проводка: Д51 К 62.1 1900 — поступили денежные средства на расчётный счёт предприятия от покупателя.
Использование субсчетов 1 и 2 у счетов 60 и 62
Когда используется субсчет 1и субсчет 2 у счетов 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»?
Субсчета — это счета второго порядка.
Счета:
60.1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками за поставленные ценности» (пассивный субсчет).
60.2 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» (активный субсчет).
62.1 «Расчёты с покупателями и заказчиками за поставленные ценности» (активный субсчет).
62.2 «Расчёты с покупателями и заказчиками по авансам полученным» (пассивный субсчет).
Пример №4.
Составление проводки по хозяйственной операции: оплата поставщику.
Дано:
Сделана предоплата поставщику ООО «Светлый путь» за материалы по счёту №Х по платёжному поручению №ХХ.
Ответ:
Корреспондируют два счёта.
Расчётный счёт (счёт 51 — активный, уменьшение денежного счета по кредиту). Итак, определили кредит счета — К51, то есть часть проводки, значит осталось определить дебет счета.
Перечисляем поставщику (счёт 60, счёт активно-пассивный). Итак, вторая часть проводки Д60. Осталось определить субсчёт у счёта 60. Перечислен аванс, значит 60.2.
Итак, проводка: Д 60.2 К 51 перечислен аванс поставщику за поставку материалов
Используется субсчёт 2 потому, что сделана предоплата. Некоторые используют счёт10 «Материалы», неправильно так как счёт 51 не корреспондирует со счётом 10, только через счёт 60 или счёт 76.
Внимание!
Д10 К51 такой проводки не существует согласно плану счетов.
Задание 1.
Напишите проводки по хозяйственным операциям.
— Сотрудница Берёзкина Е. И. внесла неиспользованную подотчётную сумму 800 рублей в кассу.
— Сотрудник Дубров С. В. получил заработную плату из кассы в сумме 27000 рублей.
— ООО «Луна» (покупатель) перечислило аванс (предоплату) за мебель на расчётный счёт ООО «Радость» в сумме 19400 рублей.
Ответы в приложении 2.
Задание 2.
Напишите наименование счетов в «самолётиках», посчитайте обороты и сальдо конечное.
№1
№2
№3
Ответы в приложении 2.
Формы двойной записи
1. Строчная запись Д20 К10 10 000 отпущены материалы в производство.
2. Шахматная запись.
Пример №5.
Отражение бухгалтерских проводок в шахматке.
Д 20 К10 1 000 — отпустили материалы в производство.
Д 10 К 60.1 12 000 — поступили материалы от поставщика.
Д 50 К 51 3 000 — получены деньги в кассу с расчетного счета.
Д 71 К 50 5 000 — выданы деньги в подотчет из кассы.
Д 60.1 К 51 8 000 — оплачено поставщику за полученные материалы с расчётного счёта.
Итоги по дебету и по кредиту равны. Если обороты по дебету не равны оборотам по кредиту, значит, допущена ошибка.
3. Регистрационный журнал хозяйственных операций (это хронологическая и систематическая запись).
При отражении операций на счетах бухгалтерского учета записи производятся в следующем порядке:
3.1 На основании документов составляется бухгалтерская проводка.
3.2 Проводки регистрируются в хронологическом порядке, т.е. в порядке оформления по времени. При этом каждой проводке присваивается очередной порядковый номер, под которым она в дальнейшем записывается на счетах. Эта запись называется хронологической. Хронологическую запись осуществляют в регистре, который называется журналом регистрации хозяйственных операций.
3.3 Систематическая запись — представляет собой регистрацию операций в соответствии с их экономическим содержанием на счетах бухгалтерского учета.
Пример №6.
Регистрационный журнал хозяйственных операций за июнь месяц.
— «Красное сторно» (или сторнировочная запись)
Когда в учёте допущены ошибки и требуется их исправление, то используется «красное сторно», т.е. проводка сторнируется, а потом делается верная запись:
Д10 К60 (2000) — поступили материалы от поставщика (неверная запись—сторнирована)
Д 10 К 60 2800 — поступили материалы от поставщика (верная запись — исправлена).
Операция в скобках, значит, со знаком минус. На операцию составляется бухгалтерская справка, которая подписывается бухгалтером и подшивается в отдельную папку (назовите папку «Бухгалтерские справки»), прилагается копия исправленного документа.
5. Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам
Пример №7.
Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам
Рассмотрим оборотно-сальдовую ведомость по синтетическим счетам. В ней видим:
— наименование синтетических счетов и суммовые показатели по каждому счёту;
— каждый счёт состоит из трёх частей (сальдо начальное, обороты по дебету и по кредиту, сальдо конечное);
— в каждой части есть итог, причём итог по дебету равен итогу по кредиту.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам называется оборотным балансом.
Баланс, в котором не приводятся обороты, называется сальдовым балансом.
Пример №8.
Сальдовый баланс
Сальдовый баланс показывает, что за данный период операций не было (не было движения по счетам), деятельность не велась.
Система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать:
а) полноту информации (получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям);
б) отражение объектов бухгалтерского учета в хронологической последовательности (далее — хронологическая запись) и систематическое накапливание информации о них на счетах бухгалтерского учета (далее — систематическая запись);
в) ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах (далее — синтетический учет) и аналитических счетах (далее — аналитический учет);
г) системность информации (взаимосвязь хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета, учетной и отчетной информации);
д) обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов);
е) достоверность информации (полнота и точность представления объектов бухгалтерского учета);
ж) своевременность информации (формирование информации об объектах бухгалтерского учета в период, когда эта информация необходима ее пользователям);
з) юридическую значимость учетных записей (свойство учетных записей выступать в качестве подтверждения объектов бухгалтерского учета, включая свершившиеся факты хозяйственной жизни).
Правильность отражения объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие регистры бухгалтерского учета.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Азбука бухгалтера по учёту предприятия на примерах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других