Для меня, как историка, оказались весьма интересными многие выводы автора. Хотя автор и не впервые за последние два века рассмотрел Евангелие от Иоанна как принципиальный спор с остальными евангелистами, однако здесь мы встретим оригинальный подход, позволяющий реконструировать процесс его создания, опираясь лишь на известные церковные предания и евангельские тексты без ссылок на исторические исследования. Художественная форма произведения дает шанс и возможность читателям, не имеющим подготовки погрузиться в тему формирования Нового Завета, увидеть, как противостояние его авторов породило борьбу различных течений начального христианства, победа в которой осталась на стороне Четвертого Евангелия, являющегося до сих пор главным богословским текстом исторических церквей. Следуя за героями, вы окажетесь свидетелями евангельских событий, перипетий начальной церковной истории, и одновременно будете присутствовать при попытках непредставимого в древности научного и технологического прогресса человечества нынешней эпохи найти новую идею Бога. Иннокентий Павлов, церковный историк, член правления РБО, автор многочисленных монографий по раннему христианству, февраль 2020 года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Звезда над Назаретом
Материалы для сценария.
Иоанн — автор Евангелия;
Прохор — его ученик.
Место действия: Эфес, сто второй год по Р. X.
Прохор положил подушку на циновку, и старец сел. Седая курчавая борода учителя казалась выдранной из верхней части головы и приклеенной к щекам и подбородку. Лысина была обрамлена такими же белыми волосами с красивыми завитушками. Выпуклые, большие, голубые глаза старца, слегка белесые от старости, как будто жили отдельно от тела. Они вращались, всверливаясь в собеседника, указывали, смеялись, гневались. Прохор иногда путался и не мог вспомнить, сказал ли учитель что-то языком или этими своими глазищами.
— Прохор, дитя, сядь.
Прохор сел рядом и достал стило и свиток.
— Нет, отложи это. Я хотел просто поговорить с тобой.
— О чём, отче?
— Ты веришь Писанию?
— Каждому слову, отче. Ведь это божественное слово.
— А если в нём ошибки?
— Как это? Если бы так, мы бы не знали, чему верить.
— Хорошо, правильно ты сказал. Но что делать, если всё-таки найдутся несогласия?
— Я не встречал… А разве они есть? Но думаю… Бог разрешит их, если попросить Его. Просто мы не всё знаем… Когда люди спорят, каждый верит своей правде, но истина-то одна. Так ведь, старче?
— Да, сынок, так. Но жизнь сложнее. Ты помнишь евангельскую историю о рождении Иисуса? — Старец прекрасно знал, что Прохор наизусть помнил Евангелия, но каждый раз спрашивал.
— Она есть у Луки и Матфея. Правда, от Марка начинается уже с крещения в Иордане.
— Но благая весть — это свидетельство. Кто же мог свидетельствовать, если апостолы тогда сами были младенцы, а некоторые и не родились ещё? — Глаза старца повернулись в орбитах и указали чёрными точками зрачков куда-то на дальний скат крыши, где была дыра и виднелось небо.
— Мария могла. Сказано, что она слагала всё в сердце своём, — Прохор загорелся, он был вспыльчив.
— Да, дитя. Но она женщина, а им нет веры.
— Разве всё было не так?
— Посуди сам, Прохор. Помнишь, как у Матфея? Когда родился Иисус в Вифлееме, волхвы увидели его звезду, пришли в Иерусалим и спрашивали: где царь иудейский? И их отправили в Вифлеем. Они шли за звездой и пришли к дому, где был Иисус, поклонились ему, отдали дары и отошли в свою страну. А Иосифу сразу после их ухода было видение во сне, он взял Марию с младенцем, и они бежали в Египет.
— Да, так и есть, старче. Вслед за волхвами в Вифлеем пришли посланные от Ирода, чтобы убить Иисуса — законного царя от семени Давида, которого все ждали.
— Сам Ирод был из идумеев и не еврей вовсе, потому ревновал. Но семейство успело убежать. Так, а что там у Луки? Они не бежали в Египет из Вифлеема?
— Сказано, что после рождения Иисуса в Вифлееме его по закону на сороковой день принесли в Иерусалим, чтобы посвятить Господу и принести жертву. А после родители с Иисусом сразу вернулись в Назарет. А Египет, да, Египет… — ученик явно растерялся и опустил голову.
— У Луки о волхвах ничего не сказано и о бегстве в Египет? — старец хитро прищурился и уколол Прохора взглядом, как спицей.
— Не сказано… но всё это было.
— А когда? Сказано, что из Иерусалима семья пошла в Галилею, так? И жили там. Зачем же волхвы пришли в Вифлеем? Там уже младенца не было.
— А если по дороге домой в Назарет… они… они опять остановились в Вифлиеме? И туда же пришли потом волхвы… А потом — в Назарет… Лука мог это опустить?
Прохор говорил всё менее уверенно.
— Хе-хе. Зашли в Вифлеем? По дороге, говоришь? Значит, в Египет — из Вифлеема, сразу как ушли волхвы? А как же Назарет? В Назарет не попали, значит? Ну-ну… А у Луки… Прочитай! Они просто пошли домой из Иерусалима, и жили в Назарете, и младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нём. А кроме того, подумай, дитя, зачем бы им было опять возвращаться в Вифлеем? В хлев!? Они ведь приходили туда на перепись, а задержались из-за родов.
Прохор за прошедшие годы много раз смущался, когда находил, что евангелисты противоречат друг другу. Но потом всегда всё чудесно разъяснялось. Он привык, поэтому после минутной растерянности пришёл в себя:
— Значит, остаётся одно: волхвы пришли в Вифлеем до прихода семейства в Иерусалим… в сорок дней очищения… Вы меня искушаете, отче?
— Нет, дитя, я учу тебя думать. Кормлю тебя пока молочком, чтобы ты вырос и мог есть твёрдую пищу. Продолжи свою мысль. Если волхвы пришли в Вифлеем в эти сорок дней, то по их отшествии восвояси, как написано, семья бежала в Египет. Как же жертва в Иерусалиме на сороковой день? А-а? И как младенцу оказаться в Назарете и возрастать там? Так вот, дитя: либо из Вифлеема в Египет, как у Матфея, либо из Вифлеема в Иерусалим, а затем в Назарет, как у Луки. Иного не может быть.
— История про волхвов — ложь? И про бегство в Египет? — Прохор окаменел и выглядел так, словно в хижину вбежал лев.
— Получается так, дитя. Не всему написанному в Евангелиях можно верить. Перемалывай всё жерновами ума.
— Мне так нравилась история про Вифлеемскую звезду!
Глаза Прохора стали влажными.
— Ты мог бы, дитя моё, как разумный, по-другому догадаться, что история эта бабья — выдумана. Просто посчитай. По закону Иисуса обрезали на восьмой день, а на сороковой они ушли из Вифлеема. Если волхвы увидели звезду родившегося царя иудейского, сколько времени они потом добирались в Вифлеем через Иерусалим?
— Не знаю.
— Там путь длинный с Востока. Даже от нас в Иерусалим идти было бы больше месяца. Так что они не могли успеть в Вифлеем до ухода оттуда семейства. История про волхвов — красивая сказка.
Прохор едва не плакал. Глаза его блестели, полные слёз. Наконец слеза упала на пол, взбив струйку пыли.
— Ну что ты, дитя. Рыбаки, хотя и апостолы, всего лишь люди. А истину открывает дух святой.
Весь день Прохор ходил понурый и лёг спать до заката. Заснуть ему удалось за полночь.
И вот Прохор спит и видит сон.
Толпа мальчишек бежит за тремя странно одетыми иноплеменниками. Они провели в Иерусалиме несколько дней, и даже сам Ирод принял их, как послов с Востока.
— А вы правда пришли поклониться сыну Давида? А кто он?
— Как вы узнали про него?
— Два года назад мы увидели звезду, которая возвестила нам о его рождении, — ответил один из более разговорчивых путников.
— А что это у вас на головах?
— Эй, а вы из какой страны?
Три иноземца продолжали молча ехать на ослах. Караван с водой, продуктами, вином и подарками будущему царю двигался за ними. Слуги и любопытствующие замыкали процессию. Наконец иноземцы выехали за пределы Иерусалима по дороге в Вифлеем. Караван остановился. Один из трёх, по-видимому, старший, показал рукой остальным:
— Опять звезда появилась. Следуем за ней.
Все обрадовались увиденному, так как в Иерусалиме звезда исчезла, и пришлось всех расспрашивать, где родился царь.
— Но она на севере, а нам нужно в Вифлеем.
— Кому верить, этому хитрецу, которого называют царём, или знаку свыше? Мы поедем за звездой.
Прохор проснулся и схватился за свитки. Нигде нет такого, что волхвы направились в Вифлеем. Их туда посылали. Но опять появилась звезда, и они пошли за ней. Придя, вошли в дом и нашли там младенца с матерью. Но в Вифлееме семейство жило с овцами, а не в доме!
Прохор вскочил:
— Старче, старче. Я всё понял. Звезда привела волхвов в Назарет, а не в Вифлеем. Через два года после рождения Иисуса. Семейство с младенцем вернулись туда из Иерусалима, совершив всё по закону, как и написано у Луки. А потом через два года пришли волхвы, и семейство отправилось в Египет. Из Назарета. Это уже у Матфея — продолжение сказанного Лукой.
— Не умничай, Прохор. Волхвы спрашивали, где родился царь, и им рассказали пророчество и направили в Вифлеем.
— Но они не пошли, куда указал им царь! Не пошли! Они ему не поверили, а пошли за звездой!
Прохор от возбуждения начал жестикулировать, едва не задевая старца:
— Волхвы видели её на востоке. Их страна на востоке, они там жили. А потом она вновь появилась, когда они вышли из Иерусалима, и они обрадовались и пошли за ней. Так и сказано у Матфея, что они увидели звезду и обрадовались — это уже после Иерусалима, — Прохор говорил громко, почти кричал.
— И сколько, по-твоему, было младенцу, когда они пришли в Назарет? — старец усмехнулся одними глазами, а голосом погасил возбуждение Прохора.
— Думаю, года два-три. Ирод всех убил в Вифлееме от двух лет и меньше, выведав возраст от волхвов. Зачем убивать двухлетних, если Иисус только родился? И почему волхвы назвали такой возраст?
— Волхвы могли обмануть его, сказав, что увидели звезду раньше.
— Да, учитель. Но зачем было обманывать? Они же не знали, что он собирается всех убить.
— Ты сам сказал, что волхвы Ироду не поверили.
— Учитель, они на развилке поверили звезде, это правда — здесь был выбор, куда идти. Ирод сказал одно, а звезда показала другое. Ирод не знал… или… или сказал из зависти. Но убивать младенцев! Они и представить не могли!
— Это они тебе сказали? — старец округлил глаза, будто удивился. Потом рот его растянулся в улыбке.
— Да н-н-нет же! — Прохор очень разволновался, глядя на старца, и стал заикаться. — Н-н-нет, но Бог знал, что они хотели вернуться и известить Ирода. Почему же ещё было им откровение не возвращаться? Так что ясно — они не думали, что Ирод пошлёт убийц.
— Да ты не иначе фарисей, друг мой. Цепляешься, выкручиваешься. Будь проще. Истина — она в простоте.
— Я не цепляюсь, отче. Я увидел сон.
— Сон? Снам, братты мой, верить не должно. Только некоторые могут правильно истолковывать сны. А младенцам в вере нужно слушать наставников.
— Сон меня только навёл на мысль, а я проверил по Евангелию. И всё сложилось.
Старец задумался. Хотя он и был упрям, но прислушивался к доводам разума и любил красоту и стройность мысли. «Надо признать, — подумал он, — Прохор смышлён. Если бы волхвы пришли в Вифлеем, о них бы знали все, от мала до велика: откуда пришли и куда направились. Всё бы выведали! Даже в огромном Иерусалиме какой переполох был от иноземцев! Стражники мигом пустились бы в погоню, разведывая по дорогам, где шло семейство и куда отправились волхвы. И догнали бы их. А так… Получается, если волхвы не выдумка, то Прохор прав: о них никто в Вифлееме не слыхал и сказать стражникам ничего не мог. Никто ничего не утаивал, просто семейство покинуло Вифлеем два года назад, во время переписи. Кто бы их вспомнил? Они были как все, пришедшие тогда на перепись».
Хм. Да, так вполне могло быть. И Евангелия согласуются. Старец похвалил Прохора и отправил собирать упавшие смоквы, а сам решил ещё поразмыслить.
А ведь стражники могли подумать, что будущего царя прячут, и доложили Ироду. Ирод же велел убить всех младенцев в Вифлееме и округе. Чтоб наверняка. Теперь всё стало на места.
Старец, кряхтя, поднялся и вышел во двор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других