Для меня, как историка, оказались весьма интересными многие выводы автора. Хотя автор и не впервые за последние два века рассмотрел Евангелие от Иоанна как принципиальный спор с остальными евангелистами, однако здесь мы встретим оригинальный подход, позволяющий реконструировать процесс его создания, опираясь лишь на известные церковные предания и евангельские тексты без ссылок на исторические исследования. Художественная форма произведения дает шанс и возможность читателям, не имеющим подготовки погрузиться в тему формирования Нового Завета, увидеть, как противостояние его авторов породило борьбу различных течений начального христианства, победа в которой осталась на стороне Четвертого Евангелия, являющегося до сих пор главным богословским текстом исторических церквей. Следуя за героями, вы окажетесь свидетелями евангельских событий, перипетий начальной церковной истории, и одновременно будете присутствовать при попытках непредставимого в древности научного и технологического прогресса человечества нынешней эпохи найти новую идею Бога. Иннокентий Павлов, церковный историк, член правления РБО, автор многочисленных монографий по раннему христианству, февраль 2020 года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Крещение назорея
Материалы для сценария.
В верхнем левом углу листка пометки карандашом:
Эпизод 1. Крещение назорея. Почему Иоанн отказывался крестить Иисуса. Библия, Книга Чисел: Во все дни назорейства своего свят он Господу.
Действующие лица:
Ефрем, торговец шерстью из Вифании близ Иерусалима;
Наум, его собеседник, житель Иерусалима;
Толпа на берегу Иордана;
Иоанн Креститель и назорей.
Место пустынное, до ближайшего селения два дня пути. Толпа приготовилась к крещению и ждет указаний от Иоанна. Двое уже оделись и стоят в сторонке, сохнут, наблюдая за происходящим. Их имена: Наум и Ефрем. Подходит назорей с длинными волосами и нестриженой бородой, становится рядом с народом. Иоанн подзывает его.
— Ефрем, глянь-ка, назорей пришёл. Ты его знаешь?
— Нет.
— Иоанн с ним разговаривает.
— Угу.
— Кажется, назорей просит его крестить. Вот так да-а!
— А что такого?
— Назорей свят по закону. Как же он может креститься в покаяние? Это он должен крестить! Назорей перед Богом как первосвященник. Так книжники говорят.
— Как это?
Наум посмотрел на собеседника с удивлением:
— Да так. Обет назорейства — это обет не пить вина и… ну ещё там… не стричься. Но главное… В общем, фарисеи говорят — это священство, только добровольное. Давай посмотрим, чем всё закончится.
— Смотри-ка, да они спорят.
Иоанн отказывается его крестить, а назорей явно не хочет уходить.
Ефрем цокает языком:
— А ты прав, брат Наум. Иоанн не может принять покаяние от того, кто свят.
Наконец спор окончен, и Иоанн, к удивлению собеседников, допускает назорея. Толпа входит в Иордан. Назорей тоже вошёл.
— Смотри, Ефрем, а Иоанн таки крестит его. Не пойму, в чём безгрешный кается? Он таки назорей или нет?
— Ух ты, смотри-ка, смотри. Видишь голубя — над ним порхает. Сел на него. Это Божий знак!
— Ага, у тебя повсюду знаки. Ты и жену по знаку выбрал, и что?
— Толпа выходит из воды. Ты видишь назорея?
— Нет, он… он где-то затерялся. Пойдём ближе, посмотрим.
Подходят. Наум обращается к крещёным:
— Шалом. Вы не видели, куда назорей исчез?
Из толпы:
— Нет. Кажется, он ушёл сразу.
Эпизод 2. Иисус в Капернауме. Иисуса называли «святый Божий», зная, что он назорей.
Через восемь недель в синагоге Капернаума. Посреди синагоги, рядом с возвышением лежит человек, над ним склонился старейшина и ещё двое. В двух-трех шагах от них стоит некто с небритой головой, явно назорей. Человек десять сбились в толпу возле выхода и обсуждают происшедшее, но почти шёпотом. Остальные уже вышли. Говорили в основном Иосиф, державший рыбную лавку, его зять Левий и Иуда из Вифсаиды, привозивший рыбу свежего улова. Он обычно оставался в ночь на субботу на ночлег в Капернауме, в доме у сестры.
Левий говорит возбуждённо и скороговоркой, обращаясь к Иосифу:
— Нет, ты видел? Дядя Авдей подошёл к нему, чтобы обличить, и тут же упал с пеной.
Иосиф отвечает ему медленно, словно подмороженная рыба. Открывает рот и выдыхает почти беззвучно слова:
— Тише ты. Да, я рядом с ними стоял. Авдей слушал его, слушал, а потом и говорит: «Знаю, кто ты! Назорей, святой у Бога? Так зачем же пришёл сюда к нам? Мучить своими речами? Всё, что ты говоришь, никто не в силах исполнить. А мы соблюдаем закон и угождаем Богу». И пошёл на него. А назорей ничего и не делал особенного, только сказал: «Замолчи и выйди из него».
— А ты понял, о чём это он проповедовал? — Иуда тоже говорил шёпотом, поглядывая на назорея. — Кажется, про царство благоденствия, что оно грядёт. Сказал: «Не заботьтесь о дне завтрашнем, делитесь тем, что имеете, любите даже врагов». Чего дядя Авдей к нему прицепился?
— А, видать, заело его. Вишь, мучил его назорей новым учением. Авдей же закон соблюдал — у-ух, — Иосиф взмахнул рукой и ухнул, словно птица сорвалась с ветки. — И себя чуть не цадиком считал. А тут-делитесь!
Назорей вышел, и толпа оживилась. Кто-то из стоящих рядом с Иосифом подал голос:
— Это бес из Авдея вышел. Видели пену? Меня как холодом окатило!
Все живо включились в обсуждение:
— Какой ещё бес?
— Все одно, что боги, что бесы. Для эллинов это все боги, они им кадят и называют по именам.
— Кто этот Авдей, разве он язычник? Разве язычники в синагогу ходят?
— Ты, смотрю, новенький здесь. Из Иудеи? У вас там нет таких? А здесь многие поклоняются богам тайно или когда ездят по торговле к эллинам в Тир или Сидон. Заходят в храмы, кто к Аполлону, кто к Астарте, кто ещё к кому. Приносят дары, выпрашивают успеха. Род неверный.
— И что? Авдей из таких?
Никто не ответил.
Наконец все вышли и стали расходиться. Иосиф с Левием и Иуда остались возле синагоги снаружи. Иосиф кивнул в сторону назорея:
— Говорит, царство Божие приблизилось. Покайтесь и веруйте в эту благую весть. То же, что и Иоанн проповедовал.
— А я вот не вижу его, царство это. Назорея крестил Иоанн, говорят. От кого крестился, от того и научился, значит, и последует за ним. Начинают всегда с проповеди, а потом — бунт и тюрьма.
— Иоанн не бунтовщик был. Но его уже взяли, сидит в Махе ро не.
— Все говорят, что Иоанн — пророк. А ведь казнят его, как Иуду из Гамалы! Да?
— Да. И за Иудой тогда много народу пошло. Он Израиль объявил царством Бога. Так римляне не стерпели такого царя, который на небе и не кесарем назначен.
Трое увлеклись разговором и не видели, как поодаль, где стоял теперь назорей, собрались любопытствующие. Иуда опять спросил про учение:
— Иосиф, так назорей в каком смысле учит, что царство Бога приблизилось? Это как Иуда из Гамлы проповедовал?
— Да нет, кажется. Назорей говорит, что царство внутри нас.
— Странно как-то… Как же оно приблизилось? Что внутри, у меня всегда с собой, кроме того, что… входит и выходит. Гы-ы.
— Пророки всегда говорили про новый завет и что Бог напишет закон в сердце, а не на каменных скрижалях. Я так понимаю, что царство — это там, где законы царя действуют и исполняются. Если внутри себя исполняешь закон, а не снаружи, для притворства, то царство уже внутри.
— Хочешь сказать, жить по совести? Это как-то смутно всё… — Левий почесал затылок.
— Скажи, Левий, ты всегда знаешь, как поступить по закону? Или спрашиваешь у фарисея, чтоб растолковал, что в законе написано?
— Бывает.
— Вот, то-то. А будет просто — внутрь посмотрел, а тебе ответ: поступай так-то и так. Как это сбудется, и будем так жить — вот тебе и царство Божие. Тогда оно и внутри, и снаружи будет. Если все так будут жить. А пока только приблизилось. И то не для всех. Я так разумею.
— Толково. У него услышал?
— Понятно — от него. Не от рыбы же в лавке.
Из синагоги давно все вышли, кроме Авдея и старейшины. Наконец Авдей пришёл в себя и появился в дверях, оглядываясь по сторонам и щурясь от солнца. Подошёл к назорею и протянул руку. Они говорили.
Иуда прервал молчание:
— Смотри, а Авдей-то присмирел. На пользу ему пошло. А то чуть что, так он первый в драку. И горластый был очень, глаза навыкате.
Назорей в сопровождении Симона и ещё нескольких рыбаков пошёл по главной улице.
Левий — вниз по дороге. Пройдя немного, обернулся к Иуде и Иосифу:
— Пойдём за ним. Видите, они в дом Симона пошли. У Симона там тёща, который день в горячке, если не померла.
Назорей с Симоном, Андреем и ещё человек пять вошли в дом.
— Ага, шумят. Тёща, кажется, встала. Никак, он чудотворец — даром, что ли, обет принял? А я до него назореев-то не видал. Он откуда и как его зовут? Иуда, что молчишь?
— Зовут Иисусом. Сам, по слухам, из Назарета. Мать у него там и братья, а отец умер. Иосифом звали. У меня родственница из тех мест.
— И что там?
— Да я и расспросить-то не успел. Говорит, ничего особенного, обычный плотник. Только он ещё обет назорейства принял. А ещё недавно ходил в Иудею на Иордан, к Иоанну, крестился от него. Вот только вернулся, и из Назарета — сразу в Капернаум. Здесь у него теперь несколько учеников: братья Зеведеевы и Симон с Андреем.
Постепенно народ расходился. Назорей остался в доме Симона.
Иуда отправился к сестре, Иосиф с Левием пошли домой. По дороге зашли в лавку, посмотреть, всё ли в порядке. Придя домой, услышали, как женщины громко и быстро что-то говорят, явно не слушая друг друга. Громче всех был голос Сары, жены Левия. Когда мужчины вошли, все мигом смолкли, как по команде. И после паузы Сара затараторила стой же громкостью и скоростью, обращаясь к мужу и свекру одновременно, не разделяя речь на смысловые отрезки:
— Я была у соседки. Вы слышали, что у нас творится? Появился назорей, родственник рыбаков с Базарной. Он исцелил у них тёщу. Из Авдея бес вышел. Я с Заной собираюсь к ним после захода солнца. Они никак маленького не зачнут. У меня суставы ломит. Гила с нами идёт, у неё…
Иосиф и Левий, одновременно:
— Да замолчи ты!
Сара замолчала.
Левий, спокойно:
— Ладно, иди, потом расскажешь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других