1. Книги
  2. Общая психология
  3. Фарит Авхунович Габдулхаков

Очерки по методике обучения русскому языку

Фарит Авхунович Габдулхаков
Обложка книги

В книге предложены эффективные пути внедрения инновационных технологий и интерактивных методов в обучении русскому языку, определены пути подготовки выпускников школ, способных вести межкультурный диалог на изучаемом языке. Формирование коммуникативной компетентности принято в качестве основной цели обучения русскому языку.Затронуты вопросы демократизации и гуманизации взаимоотношений учителя и учеников.Освещена разработанная автором технология ускоренного обучения языку «Радость общения».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Очерки по методике обучения русскому языку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Общие вопросы методики обучения русскому языку

Изучение русского языка в нашей республике имеет особое значение, соответственно, отношение к нему всегда было положительное. Это связано с тем, что люди практически ощущают необходимость русского языка, чувствуют конкретные сферы его применения.

Анализ материалов средств массовой информации, наблюдения за общением людей в быту подтверждают, что с каждым годом интерес к русскому языку меняется в положительную сторону. Многие родители предпочитают теперь обучать своих детей в школах с русским языком обучения.

Владение русским языком для людей означает владение информацией, общечеловеческими ценностями и передовыми технологиями. Это может обеспечить успех носителю языка в его практической деятельности. В действительности владение русским языком может позволить нашему современнику:

— продолжить образование в престижных вузах;

— вести плодотворную деятельность в области экономики, решать социальные проблемы, заниматься торговлей;

— получать самую передовую информацию по многим направлениям человеческой деятельности;

— успешно заниматься бизнесом, занять достойное место в науке, внести свой вклад в дело общественного и государственного строительства.

Многими исследователями отмечено, что овладение вторым языком благоприятно влияет на процесс общего и интеллектуального развития ребенка. В науке закрепилось мнение о положительном влиянии билингвизма на человека. Отмечено, что почти все выдающиеся личности, вошедшие в историю человечества результатами своей интеллектуальной деятельности, были многоязычными.

Казалось бы, как минимум на три вопроса методической науки давно получены точные ответы: чему учить, как учить и с помощью чего учить. Являясь основными вопросами методики обучения, они служат ориентиром и в практике обучения русскому языку. Но вся парадоксальность положения заключается в том, что до последних лет продолжаются споры специалистов по поводу содержания обучения (чему учить?). Методы и приемы обучения (как учить?) все еще совершенствуются и с каждым годом появляются все более достойные из них. Выбор средств обучения (с помощью чего учить?) целиком зависит от уровня развития общества. Его прогресс в нашей стране способствует появлению и внедрению в практику обучения языку самых современных и передовых педагогических и информационно-коммуникативных технологий обучения.

В то же время говорить о стабильных результатах процесса обучения русскому языку, которые гарантировались бы при соблюдении определенных условий, пока рано. Картину «мира обучения языку» можно охарактеризовать следующим образом: методической наукой наработано и декларируется много, а реализуется из этого богатства лишь определенная часть. Успешному внедрению новых педагогических технологий и инноваций в практику обучения порой мешает консерватизм, характерный процессу обучения в целом. Не надо забывать и о том, что изменения, происходящие в методической науке, не всегда в полном объеме отражаются в сознаниях учителей-практиков. В практике обучения русскому языку местами все еще применяются устаревшие методы и приемы. Используемые средства обучения не выполняют функции, возлагаемые на них. Выполняемые на занятиях учащимися упражнения не всегда несут коммуникативно-направленной нагрузки. Особо остро на этом фоне встает проблема подготовки специалистов высокого уровня, способных обучать языку на уровне требований общества и формировать у своих подопечных коммуникативную компетентность. Следовательно, сам процесс обучения русскому языку и подготовки специалистов по языку все еще нуждается в совершенствовании, а конечные результаты процесса обучения не в полном объеме удовлетворяют запросы общества.

Это особо актуально и тем, что в наше время пересматриваются цели обучения языкам. Применительно к родному языку они формулируются как задача подготовки языковой личности, коммуникативно-компетентной, способной не только обрабатывать и анализировать тексты, но и создавать их. При составлении современных вариантов программ по родному языку акцент делается не на перечислении языковых фактов, а на их интерпре-тации, на том, как язык функционирует, и какие универсальные языковые механизмы обеспечивают общение. Обращается внимание на становление ученика в качестве полноценной творческой языковой личности. В современные программы русского языка, отражающие новые концепции обучения, имеющие целью формирование языковой личности, органично вводится компонент, направленный на формирование у школьников умений не только текстовосприятия, но и текстообразования. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения. Текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении языку.

При обучении русскому языку в условиях узбекской школы задачи обучения сводятся к подготовке носителя языка, способного вести межкультурный диалог, ибо глобальной целью овладения иностранным языком в современном мире считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования у учащихся способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, с учетом социального заказа общества, является отличительной особенностью современного процесса обучения русскому языку.

Коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение русскому языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях социального взаимодействия общающихся людей.

Современные люди, представители разных областей науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности требуют обучения русскому языку как орудию производства. Их меньше всего интересует теория и история языка — иностранные языки, в первую очередь английский и русский, необходимы им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран.

Учитывая эти положения, самым важным среди вопросов методической науки мы назвали бы вопрос «чему учить?», только не в традиционной его трактовке, а в смысле «чем должно завершаться обучение?». Если ответить на него как «умением обучаемых общаться на изучаемом языке», то станет ясно, что общение является и главной задачей, и основным составляющим, и конечным результатом процесса обучения языкам.

Решить вышеперечисленные проблемы процесса обучения языкам невозможно без учета основных положений психолингвистики. Специалист, обучающий языку, должен знать, что данный процесс предполагает, прежде всего, обучение речевой деятельности на изучаемом языке. Следовательно, курс психолингвистики мог бы стать обязательным для всех филоло-гических направлений образования, включая и те, где готовят специалистов по родному языку.

Настало время обобщить теоретический материал, накопленный психолингвистами в последние годы. Необходимо учесть также новые данные лингвистики, психологии, теории общения, речевой деятельности и коммуникации и на основе этих материалов подробно изложить ту часть прикладной психолингвистики, которая непосредственно осветила бы проблемы процесса обучения языкам. Данный подход обусловлен еще и тем, что студенты филологических факультетов высших учебных заведений остро нуждаются в знаниях, раскрывающих проблемы процесса формирования коммуникативных навыков по основным видам речевой деятельности. Современный учитель языка должен готовить носителей языка на уровне творческой языковой личности, кто умел бы вести речевую деятельность на изучаемом языке. Не представляя, как формируется языковое сознание человека, трудно решить задачи такого масштаба.

Ведение спецкурса по психолингвистике на отделении русского языка и литературы позволит будущим специалистам более осознанно представить основные этапы работы над формированием речевой деятельности на русском языке. При формировании у своих подопечных необходимых навыков по всем основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) учитель может опираться на свои знания по теории речевой деятельности, как по-другому называют психолингвистику.

Литература

— Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М., Наука, 1987.

— Воробьев В. В. Лингвокультурология. Теория и методы. — М., 1997.

— Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М., Смысл, 2005.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я