1. книги
  2. Религиозные тексты
  3. Ярослав Золотарёв

Комментарии на Кефалайю

Ярослав Золотарёв (2024)
Обложка книги

Современные комментарии на самый большой из известных манихейских трактатов «Кефалайя».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О пяти бегствах

Более адекватно, учитывая последующую историю религий, «о пяти хиджрах».

И ещё сказал Отец наш: «Есть пять [бегств,] [которыми] Свет спасался от архонтов и всех сил тьмы.

[Первое] — бегство и спасение Первочеловека. Ибо, когда Первочеловек убежал из [тюрьмы] архонтов с помощью Духа живого, пришедшего [от Величия, чтобы связать архонтов и вознести] Первочеловека, свет многий и сила [многая] спаслись от всего архонтства и взошли с Первочеловеком к эонам Величия. Таково первое бегство.

Второе — спасение Духа живого. Ибо когда Отец жизни и Мать живых установили [всё сущее] и миры, [верхние и нижние, расставили] миры, земли и их [архонтов], Свет многий, безмерный спасся от них [в высоту: Перво]человек, которого те поглотили [и взяли его] свет, [а также] [сила многая, которая с ним] <…> [три] войны <…> до времени, когда он <…> верхнее <…> их на <…> мир.

[Третье, после этих] двух — бегство Третьего [Посланника. Ибо когда] он явил [свой образ силам тьмы с высоты, вознёс Свет ввысь и спас от] архонтства, [освятил и очистил его и забрал своё досто]яние, которое [было во владении тьмы, тогда Свет многий и сила многая убежали от архонтов и спаслись] от них, [вознесясь с Посланником.] Итак, вот что [сделал Посланник: освобождение через] образ, который [светит в] Третьем Посланце.

Четвёртое — бегство [Иисуса-Сияния. Ибо когда] Он явился в Поясе, явил Свой образ перед землями, очистил [свет,] пребывающий вверху, установил архи[судью и нача]ла всех Церквей, Он принял подобие [и образ божественное], уподобился ангелам в [их эонах,] пока не пошёл, не снизошёл в творение плотское, не установил землю и все насаждения. Он же избавил [часть] Света безмерного во всём строении, дал элементам Призыв и Покаяние, сотворил Иисуса-Младенца, вознёсся и упокоился в стране Света.

Третье — бегство и спасение великой Воли, она же Призыв и Покаяние. Ибо также и она [зовёт и призывает] душу из [страны] Величия, [откуда она была взята: духи заблуждения и закон греха завладели ею,] и она поражена [заблуждением] <…> [избавляет её своим] Духом живым [и мудростью славной,] <…> [освобождает её наве]ки и даёт [ей покой в Свете.

Не следует думать, что добрые силы нам предписывают только наскакивать всё время на тьму, то есть вести себя как петухи какие-то. К тьме-то мы непримиримы, но зачастую уход — это более эффективное действие, чем прямой удар, потому что войну со злом надо вести рационально. Чтобы по результату именно зло побеждалось, а не лежали ненужные трупы героев. При этом, даже отступая, мы никак зло не оправдываем: а вот так и надо прямо признавать, что мы чертей ненавидим, но победить их в данном конкретном случае не можем.

Мани Хайя приводит примеры, когда и боги отступали, а именно: Первочеловек убежал из тюрьмы, в которую его посадили черти. Убежав, он позвал живого Духа себе на помощь, и так его бегство послужило причиной победы в первой войне света с тьмой.

В какой-то степени уходом, как тут говорится, было и всё творение мировой структуры, потому что через живые или неживые структуры свет сохраняется и как бы убегает от агрессии тьмы. Любое живое существо, таким образом, не только сражается с тьмой, но и бежит от неё, пряча свой свет под панцирем, кожей, корой, закапываясь в норы и скрываясь от смерти по всей земле.

Даже и Митра, когда забрал свет у чертей, унёс его с собой в небеса, тем самым, сохранив свет. То есть победа Митры, как это ни парадоксально, заключалась в его бегстве — он их победил, связал, а свет забрал на высоту и на высоту вознёсся.

Также и Иисус-Сияние, совершив своё дело и объяснив доброе учение в полноте, ушёл от нас на небеса и с нами не остался.

Да и Колонна Славы, то есть добрая воля всех святых и праведных тем же самым сейчас и занимается, а именно она хочет уйти из этого злого мира в новый и добрый. И для этого и строит последнюю статую, которая будет и нашей победой, и нашим бегством.

Такова, в принципе, война, которая осуществляется на принципах ненасилия — наша задача в войне не захватить, а сохранить. Потому что у нас как у детей света всё уже есть, Отец величия уже дал нам всё наследство, а воюем мы против воров, чтобы не забрали наше.

Образ победы, таким образом, заключается не в том, что кого-то убил, а в том, что куда-то убежал. И унёс весь свой внутренний свет, который и был изначально.

Поэтому когда в манихейских источниках рассуждают о войне и победе — а это у нас часто бывает, эта символика очень популярна — в голове не надо рисовать картинку «кого-то режут и убивают», как это бывает на материальной войне. Под победой исключительно имеется в виду, что «мы убежали и нас не трогают». Это примерно как для мирных крестьян победа над бандитами заключается в том, что от воров отбились и то, что они похитили, забрали обратно, а не в том, что сами стали бандитами и сами пошли кого-то грабить. В силу того, что мы уже всем обладаем, грабить что-то у тьмы нам нет никакой необходимости.

Вот каковы эти пять] бегств: [многочисленный Свет освобождён пятью Спасителями.]

Первый — [это Первочеловек, когда он вышел на битву, а потом] вознёсся и [упокоился в Свете.]

[Второй — Дух живой, что пришёл] и пос[троил миры и всё существующее своим искусством и] мудростью.

[Третий — это Третий Посланец, что явил свой образ царю тёмных и его силам и вознёс Свет.]

Четвёртый — [Иисус-Сияние, Он явился в Поясе и очистил верхний Свет Своей славной мудростью.

А пятый — [Воля жизни: жизнь в конце взойдёт] в неё, она поместит её [и] её образ светлый в Последней Статуе. Таковы пять великих Сил — [Спасители, которые] явились и пришли ко благу, оч[истили Свет] и установили на <…>

Пер[вый из них — ] Первочеловек, [ибо] когда он пришёл к [мирам тьмы, а потом вышел] из боя, он расставил и [установил свет в] нижнем мире[. А Дух живой, когда снизошёл и вознёс] Первочеловека, [установил мир; гр]ех не [возносился с] его прихода. Таким [образом, они] встали с <…> <…> из-за света, который он отнял [у Тьмы] <… > Посланника.

Воля жизни, она же Призыв и Покаяние, сделает <…> запечатлеть заповедь и [благовествование] всех Апостолов в этот последний срок, и они [увидят] <…> [явление] Статуи, и она совершит приговор над душами [грешников] и пошлёт [их в Шар.] <…> сила <…> из <…> и она живёт [в них и выполняет] волю, [которую её] Отец, Стояние [крепкое, возгласил ей: он послал пять богов] сильных, они пошли [на своего] врага, они <…> все на <…> [одержали] победу над этой страной, которая <…> [связали её силы и заключили] их в ней навеки [по воле Света,] из [которого] они вышли вначале, возвратятся к Свету и вознесутся к нему окончательно.

Благословен каждый, кто узнает эти таинства [пяти вознесений] С[вета,] от начала до [исполнения] <…> её <…>.

Ну, то есть, бегства — они же и вознесения, причём, даже убегая, свет что-то создаёт, в силу своей креативной природы:

Убегая в форме Первочеловека, свет создал демонические «нижние» миры, они, хотя и делают зло, но сама их структуризация и сила у них присутствуют благодаря тому, что они удерживают частицы света от Первочеловека.

Дух Живой создал в процессе своего бегства от тьмы весь физический мир.

В результате деятельности Третьего Посланника был создан человек — демиургом, но по образу Митры.

Про Иисуса-Сияние тут непонятно, однако «очистил верхний свет» — деятельность, явно противоположная деятельности Первочеловека по созданию нижних миров — первый из них действует, в основном, внизу, а второй — наверху. Верхний свет — это что-то концептуальное, раз верхний: очистил смешанные учения, вероятно — относительно иудаизма эта деятельность Иисуса-Сияния очевидна, когда он в Нагорной проповеди отделяет свет христианства от тьмы иудейского сатанизма.

Воля жизни, убегая окончательно от тьмы, при этом созидает совершенный мир и совершенного человека.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я