Идея «социальной революции» по существу не творческая идея, и она предполагает неизбежность социального катаклизма именно потому, что никакого творческого социального процесса, устраняющего зло, не происходило, а происходило лишь фатальное и неотвратимое нарастание
социального зла.
Неточные совпадения
Борьба против темных и
злых сторон капиталистического развития должна у нас начаться в первоначальных стадиях этого процесса, и организованные рабочие не могут не оказывать воздействия на
социальную структуру его.
До тех же таинственных времен и сроков может быть лишь
социальная эволюция, лишь
социальные реформы, регулирующие целое, но всегда оставляющие иррациональный остаток в
социальной жизни, но никогда не преодолевающие до конца
зла, коренящегося в жизни космической и в приливающих из ее недр темных энергиях.
Но величайшее дело есть соединение всех сил христианского мира против грядущего
зла, ибо борьба с ним должна вестись не только во внешнем, политическом и
социальном плане, но и во внутреннем, духовном и религиозном плане.
Полупросвещение, интеллигентское, пролетарское мышление видит в общественной жизни, с одной стороны, исключительно субъективные интересы людей и людских групп, их
злую волю, их насилие и эксплуатацию, что и составляет содержание истории, с другой стороны, борьбу против всего этого и безграничную возможность достигнуть совершенного
социального строя путем организованной и активной человеческой воли, пролетарской или интеллигентской.
Источника
социальных бедствий и
зол русские слишком исключительно склонны искать в
злой воле людей, буржуазных и имущих классов, и никогда не ищут его в низком уровне культуры, в слабой степени овладения стихийными силами природы.
Проблема
социальная превратилась у нас в проблему розыска тех «подлецов» и «мерзавцев», тех «буржуев», от которых идет все
зло.
«Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я нечестен. Но ведь сам по себе я ничто, я только частица необходимого
социального зла: все уездные чиновники вредны и даром получают жалованье… Значит, в своей нечестности виноват не я, а время… Родись я двумястами лет позже, я был бы другим».
Для гуманности совсем не существует греха, а зло она знает только как следствие плохой общественности; для христианства
социальное зло есть лишь одно из проявлений зла космического, и притом не высшее, не предельное.
Неточные совпадения
— Какое мне дело, что вам в голову пришли там какие-то глупые вопросы, — вскричал он. — Это не доказательство-с! Вы могли все это сбредить во сне, вот и все-с! А я вам говорю, что вы лжете, сударь! Лжете и клевещете из какого-либо
зла на меня, и именно по насердке за то, что я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные
социальные предложения, вот что-с!
— Человек — свят! Христос был человек, победивший дьявола. После Христа врожденное
зло перестало существовать. Теперь
зло —
социальная болезнь. Один человек — беззлобен…
Обнаруживается несостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир в этом
злом природном мире, как безгосударственная анархическая свобода в этом мире необходимости, как всемирное
социальное братство и равенство в этом мире раздора и вражды.
В этом, а не в его
социальной системе, было демоническое
зло коммунизма.
Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность,
социальный коллектив, космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и
злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности.