Для народнического сознания народ не есть великое целое, в которое входят все классы, все группы, все человеческие личности, не есть соборная личность, существо, живущее тысячелетие своей самобытной жизнью, в котором прошлое и будущее органически связаны и которое не подлежит никаким социологическим определениям; для этого сознания народ есть часть,
социальный класс физически трудящихся, крестьяне и рабочие, более всего и прежде всего крестьяне, все же остальные выпадают из народа, отщепенцы народной жизни.
Выздоровление России должно прийти от идей совершенно противоположных: от идеи личности, сознавшей себя свободной, ответственной и творческой силой, от идеи нации как реальности, превосходящей все
социальные классы, от идеи государства и идеи церкви как высочайшей реальности.
Неточные совпадения
Если под выражением «
социальная революция» нужно понимать социалистическую революцию, то остается непонятным, как можно по существу буржуазную революцию превратить в социалистическую какими-либо насильственными, диктаторскими мерами, борьбой за политическую власть рабочего
класса, не соответствующую его
социальному весу в данный исторический момент.
Это ясно должен сознать русский промышленный
класс и этим сознанием изготовить себе творческую роль в
социальном перерождении России.
И следует всеми силами выяснять, что захватная борьба за власть отдельных личностей, групп и
классов не имеет ничего общего с природой
социального процесса и
социальных задач.
И
классам, настроенным враждебно к социализму, следовало бы освободиться от унизительного страха перед
социальной революцией.
Классы экономически господствующие должны будут пойти на самоограничение и жертвы во имя
социального возрождения русского народа.
Ярость, злоба, ненависть, жажда крови и насилий прекратится, когда народная масса просветится сознанием того, что в России сейчас невозможен социализм и безграничное увеличение благосостояния рабочих и крестьян, невозможно полное
социальное равенство не потому только, что этого не хотят буржуазные, имущие
классы, но прежде всего потому, что это невозможно объективно, что это противоречит непреложным законам природы, что этого не допускает бедность России, ее промышленная отсталость, некультурность народа, духовная немощь русского общества и т. п.
Но духовное ядро человека, но индивидуальный человеческий образ никогда не определяется
классом, не зависит от
социальной среды.
Социальной, а глубже и духовной сущности русской революции нужно искать не в столкновении
классов трудящихся с
классами имущими, не в борьбе пролетариата с буржуазией, а прежде всего в столкновении жизненных интересов и в противоположности жизнеощущений представителей труда материального и труда духовного.
Ныне же в русской социал-демократии возрождается старый народнический утопизм, буржуазия объявляется
классом контрреволюционным, торжество
социальной революции считается возможным в стране, прошедшей лишь первые стадии промышленного развития и культурно отсталой, еще не прошедшей элементарной школы свободной гражданственности.
Борьба партий и
классов, политические и
социальные страсти многих заставляют забывать, что русская революция протекает в атмосфере страшной войны и что все партийные группировки с их громкими лозунгами создаются под давлением войны.
Московское частное совещание не представляло собой никакой политической комбинации, оно не было классовым объединением, оно стремилось создать национальный блок, в который могут войти представители всех
классов и
социальных групп, поскольку они настроены патриотически и государственно.
Источника
социальных бедствий и зол русские слишком исключительно склонны искать в злой воле людей, буржуазных и имущих
классов, и никогда не ищут его в низком уровне культуры, в слабой степени овладения стихийными силами природы.
Социалистический строй не может быть сейчас введен в России, стране промышленно отсталой, бедной и некультурной, с рабочим
классом непросвещенным и неорганизованным, при несомненном
социальном антагонизме крестьян и рабочих.
Но «народ», который мыслится естественно близким к истине и правде, не есть великое целое, объемлющее все
классы и все поколения, возвышающееся над всеми
социальными категориями и перегородками, — «народ» этот есть простонародье, для одних преимущественно крестьяне, для других преимущественно рабочие, трудящиеся
классы, противополагаемые и
классам имущим, и культурному слою.
Он, в конце концов, увидел человека как исключительный продукт общества, класса и подчинил целиком человека новому обществу, идеальному социальному коллективу вместо того, чтобы подчинить общество человеку, окончательно освободить человека от категории
социального класса.
Неточные совпадения
А
социальное начало требует тесного контакта с соседями по
классу.
— Я утверждаю: сознание необходимости
социальной дисциплины, чувство солидарности
классов возможны только при наличии правильно и единодушно понятой национальной идеи. Я всегда говорил это… И до той поры, пока этого не будет, наша молодежь…
«История — результат культурной деятельности интеллигенции. Конечно — так. Учение о роли
классов в истории? Это — одна из бесплодных попыток теоретического объяснения
социальных противоречий. Не буржуа, не пролетарии пишут историю, а некто третий».
— Рабочему
классу философский идеализм — враждебен; признать бытие каких-то тайных и непознаваемых сил вне себя, вне своей энергии рабочий не может и не должен. Для него достаточно
социального идеализма, да и сей последний принимается не без оговорок.
В прошлом были трагические конфликты, которые зависели от бедности и необеспеченности жизни, от предрассудков сословий и
классов, от несправедливого и унизительного
социального строя, от отрицания свободы.