Неточные совпадения
Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно
идеями, и притом
идеями социального характера.
Интеллигенция всегда была увлечена какими-либо
идеями, преимущественно
социальными, и отдавалась им беззаветно.
Она стала восприимчивой ко всякого рода
идеям, к духовным и
социальным движениям.
По душевной своей структуре он имел в себе типически интеллигентские черты, он был нетерпимым фанатиком, склонен к сектантству, беззаветно увлечен
идеями, постоянно вырабатывал себе мировоззрение не из потребности чистого знания, а для обоснования своих стремлений к лучшему, более справедливому
социальному строю.
Русские романтики-идеалисты 40-х годов бежали от
социальной действительности в мир мысли, фантазии, литературы, в отраженный мир
идей.
И потому во имя жизненного идеализма, во имя осуществления
социальной правды начали утверждать грубый материализм и утилитаризм, отрицать все возвышенные
идеи, всякую возвышенную риторику.
Идея «
социального заказа» в искусстве и литературе в писаревщине утверждалась даже в более крайней форме, чем в коммунизме.
Но
идея «
социального заказа» продолжала господствовать над интеллигентским сознанием.
Если это незначительное меньшинство целиком одержимо титанической
идеей пролетариата, если его революционная воля экзальтирована, если оно хорошо организовано и дисциплинировано, то оно может совершать чудеса, может преодолеть детерминизм
социальной закономерности.
Но очень характерно для раскола русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного
социального движения вдохновлялись совсем не теми
идеями, которые господствовали в верхнем слое русской культуры, им была чужда русская философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Но самый большой парадокс в судьбе России и русской революции в том, что либеральные
идеи,
идеи права, как и
идеи социального реформизма, оказались в России утопическими.
Временное правительство возложило свои надежды на учредительное собрание,
идее которого было доктринерски предано, оно в атмосфере разложения, хаоса и анархии хотело из благородного чувства продолжать войну до победного конца, в то время как солдаты готовы были бежать с фронта и превратить войну национальную в войну
социальную.
В коммунизме есть также верная
идея, что человек призван в соединении с другими людьми регулировать и организовывать
социальную и космическую жизнь.
Вся Европа пришла теперь к необходимости деспотизма, чтоб как-нибудь удержать современный государственный быт против напора
социальных идей, стремящихся водворить новый чин, к которому Запад, боясь и упираясь, все-таки несется с неведомой силой.
Уже за рубежом, в эмиграции, я вернулся на новых духовных основаниях к некоторым
социальным идеям моей молодости, но об этом речь впереди.
— Под этими фактами, — начал он, — кроется весьма серьезное основание, а видимая неустойчивость — общая участь всякого народа, который
социальные идеи не оставляет, как немцы, в кабинете, не перегоняет их сквозь реторту парламентских прений, как делают это англичане, а сразу берет и, прикладывает их к делу. Это общая участь! И за то уж им спасибо, что они с таким самоотвержением представляют из себя какой-то оселок, на котором пробуется мысль человеческая. Как это можно? Помилуйте!
Неточные совпадения
— Я утверждаю: сознание необходимости
социальной дисциплины, чувство солидарности классов возможны только при наличии правильно и единодушно понятой национальной
идеи. Я всегда говорил это… И до той поры, пока этого не будет, наша молодежь…
Они раздражали его тем, что осмеливались пренебрежительно издеваться над
социальными вопросами; они, по-видимому, как-то вырвались или выродились из хаоса тех
идей, о которых он не мог не думать и которые, мешая ему жить, мучили его.
Что искусство, что самая слава перед этими сладкими бурями! Что все эти дымно-горькие, удушливые газы политических и
социальных бурь, где бродят одни
идеи, за которыми жадно гонится молодая толпа, укладывая туда силы, без огня, без трепета нерв? Это головные страсти — игра холодных самолюбий,
идеи без красоты, без палящих наслаждений, без мук… часто не свои, а вычитанные, скопированные!
Из всеобщей политики и из
социальных вопросов я почти ничего не мог из него извлечь, а эти-то вопросы, ввиду моей «
идеи», всего более меня и тревожили.
Социальная утопия Маркса, не менее чем Фурье, заключает в себе
идею совершенного, гармонического состояния общества, т. е. веру в то, что таким может быть царство Кесаря.