Эта непроницаемость связана с неорганизованностью, с хаотическим состоянием
мировой материи, имеющей множество несвязанных и независимых центров и, стало быть, распадающейся на отдельные взаимовытесняющиеся части (как бы мы их ни называли: атомы, электроны, центры энергии и под.).
Неточные совпадения
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит
Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую
материю.
Этот «темный и трудный вид» (χαλεπόν και αμυδρον είδος), как окрестил
мировую первоматерию Платон, подвергнут был им же несравненному анализу в «Тимее» [Знаменитое рассуждение Платона о
материи тесно связано с учением о творении мира.
Бруно в своем трактате «De la causa, principe e uno» в пятом диалоге дает характеристику
Мировой души или Вселенной как Единого, неподвижного, абсолютного, стоящего выше различий и противоречий (в частностях он явно опирается здесь на учение об абсолютном Николая Кузанского), но затем задается вопросом: «Почему изменяются вещи? почему
материя постоянно облекается в новые формы?
Но это не будет идеализмом, который не чувствует сопротивления массивной реальности, т. е. массы числа, не только массы человеческой, но и массы
мировой материи с ее инерцией, это будет духовный реализм, не только восходящий, но и нисходящий, дух активный, а не пассивный.
Неточные совпадения
Человек умирает, как природное существо, и телесный состав его рассеивается в
материи и
мировой жизни.
Важнее же всего сознать, что дух совсем не есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью
материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение
мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
Творческий акт человека нуждается в
материи, он не может обойтись без
мировой реальности, он совершается не в пустоте, не в безвоздушном пространстве.
Спасение есть победа над первоисточником
мировой испорченности, вырывание корней зла; спасение есть полное преобразование всего бытия, рождение к новой жизни самой
материи мира.
Для философа оставался неразрешимым вопрос о том, для какой цели затрачивался такой громадный запас энергии, если в
мировой системе не пропадает даром ни один атом
материи, ни один штрих проявившейся тем или другим путем
мировой силы…