Цитаты со словом «кол»
—
Коли не примет, так вели у него здешнюю моленную [Моленная — помещение для общественной молитвы старообрядцев, или раскольников. Моленные до революции 1905 года существовали с разрешения полиции и часто негласно.] опечатать!..
— Никак нет, ваше высокородие; в двух кампаниях был — в турецкой и польской, — бог уберег. Потому у нас артиллеристов мало ранят;
коли конница успела наскакать, так сомнет тебя уже насмерть.
— Тут тоже при мне в части актеров разбирали: подрались, видно; у одного такой синячище под глазами — чудо!
Колом каким-нибудь, должно быть, в рожу-то его двинули.
— Ты?.. Нет, нехорошо, даже очень! Ты какого лакея-то играл?.. Нашего Ваньку или Мишку?.. Ты ведь французишку изображал: так — так и играй, а уж не разваливайся по-мишкинскому!..
Коли французскую дребедень взял, по-французски и дребезжи.
— Нет, не то, врешь, не то!.. — возразил полковник, грозя Павлу пальцем, и не хотел, кажется, далее продолжать своей мысли. — Я жизни, а не то что денег, не пожалею тебе; возьми вон мою голову, руби ее,
коли надо она тебе! — прибавил он почти с всхлипыванием в голосе. Ему очень уж было обидно, что сын как будто бы совсем не понимает его горячей любви. — Не пятьсот рублей я тебе дам, а тысячу и полторы в год, только не одолжайся ничем дяденьке и изволь возвратить ему его деньги.
— Нет, племя-то, которое было почестней, — начал он сердитым тоном, — из-под ваших собирателей земли русской ушло все на Украину, а другие, под видом
раскола, спрятались на Север из-под благочестивых царей ваших.
Я ему и говорю: «
Коли, говорю, солдаты больно хороши, так пусть бы с них баря оброки и брали, а то дворовые и мужики их поят и кормят, а они их все бранят».
— Да этот бы господин Постен и содержал ее и кормил,
коли очень ее любит! — возразила Анна Гавриловна.
— По моему мнению, — начал он неторопливо, — для человеческого тела существуют две формы одежды: одна — испанский
колет, обтягивающий все тело, а другая — мешок, ряса, которая драпируется на нем. Я избрал последнюю!
А они: «Нет, еще кушай: ты нас тревожил этим; а
коли кушать не станешь, так мы и в плети тебя примем».
— Форс тоже держат, — подхватил Макар Григорьев, —
коли на богатой женится, так чтобы она думала, что и он богат; а как окрутят, так после и увидят, что свищ только один, прохвост, больше ничего, по-нашему, по-мужицки, сказать…
— Ничего не надо! Вздумайте-ка только это вы завести, у вас все сейчас бедными притворятся. Мы ведь, мужики — плуты… Вы не то что позволяйте которому оброку не доносить, пусть он платит, как следует, а потом мне, что ли, хоть из оброку и отдадите, сколько пожелаете, а я в дом это к нему и пошлю, будто жалованья ему прибавляю, а
коли не станет заслуживать того, так отдеру.
— Ну,
коли видали, так и убирайтесь, — отвечала, в свою очередь, сильно этим обидевшаяся Марья.
— Как же она у тебя еле шла,
коли ты в три часа сорок верст обернул? — сказал Петр.
— Пьяный,
коли я тебе говорю, негодяй ты этакой! — воскликнул Вихров. — Кирьяна мне! — произнес он потом задыхающимся голосом.
— Писец настоящий! — отвечал Кирьян. — Я привел его с собой,
коли прикажете.
Десять мешков я сейчас отдам за это монастырю;
коли, говорю, своих не найду, так прихожане за меня сложатся; а сделал это потому, что не вытерпел, вина захотелось!» — «Отчего ж, говорит, ты не пришел и не сказал мне: я бы тебе дал немного, потому — знаю, что болезнь этакая с человеком бывает!..» — «Не посмел, говорю, ваше преподобие!» Однакоже он написал владыке собственноручное письмо, товарищи они были по академии.
— Да уж что же делать,
коли надо, — отвечал Захаревский, разводя руками.
— Да кто же может, кто? — толковал ему Живин. — Все мы и пьем оттого, что нам дела настоящего, хорошего не дают делать, — едем, черт возьми,
коли ты желаешь того.
Второе событие — это уже присланное на мое имя предписание губернатора такого содержания: «Известился я, что в селе Скворцове крестьянин Иван Кононов совратил в
раскол крестьянскую девицу Пелагею Мартьянову, а потому предписываю вашему высокоблагородию произвести на месте дознание и о последующем мне донести».
— Для того, что очень много совращается в
раскол. Особенно этот Иван Кононов, богатейший мужик и страшный совратитель… это какой-то патриарх ихний, ересиарх; хлебом он торгует, и кто вот из мужиков или бобылок содержанием нуждается: «Дам, говорит, и хлеба и всю жизнь прокормлю, только перейди в раскол».
— Как, нам что за дело? — произнес стряпчий, как бы даже обидевшись. — Этак, пожалуй, все перейдут в
раскол.
— В
раскол, что ли, поступила?
— Зачем ты, Иван Кононыч, — начал он, — при таких гонениях на тебя, остаешься в
расколе?
— Не изменю-с! И как же изменить ее, — продолжал Иван Кононов с некоторою уже усмешкою, —
коли я, извините меня на том, вашего духовенства видеть не могу с духом спокойным; кто хошь, кажется, приди ко мне в дом, — калмык ли, татарин ли, — всех приму, а священников ваших не принимаю, за что самое они и шлют на меня доносы-то!
Потом-с, этот наш
раскол… смело можно сказать, что если где сохранилась поэзия народная, так это только в расколе; эти их моленные, эти их служения, тайны, как у первобытных христиан!
Многие обыкновенно говорят, что
раскол есть чепуха, невежество!
Вихров все это время был занят своим
расколом и по поводу его именно сидел и писал Мари дальнейшее письмо.
Как бы, кажется, не растянуться врастяжку совсем, а я все-таки еще бодрюсь и окунулся теперь в российский
раскол.
Кто не знает
раскола в России, тот не знает совсем народа нашего.
Словом, когда я соберу эти сведения, я буду иметь полную картину
раскола в нашей губернии, и потом все это, ездя по делам, я буду поверять сам на месте.
Это сторона, так сказать, статистическая, но у
раскола есть еще история, об которой из уст ихних вряд ли что можно будет узнать, — нужны книги; а потому, кузина, умоляю вас, поезжайте во все книжные лавки и везде спрашивайте — нет ли книг об расколе; съездите в Публичную библиотеку и, если там что найдете, велите сейчас мне все переписать, как бы это сочинение велико ни было; если есть что-нибудь в иностранной литературе о нашем расколе, попросите Исакова выписать, но только, бога ради, — книг, книг об расколе, иначе я задохнусь без них ».
Занимайся лучше твоим
расколом, наконец напиши что-нибудь, но об актерстве и не помышляй!» Вихров не утерпел и в первый раз, как пошел к Захаревским, взял это письмо и прочел его Юлии.
— Они все ведь, — продолжал священник, —
коли тесть и теща небогаты, к которым можно им в гости ездить и праздновать, так не очень жен-то уважают, и поколачивают.
— А
коли твой, так и прекрасно, — сказал Вихров и сейчас записал его признание в двух словах и просил приложить руку за него священника.
— Не было, ах ты, шельма этакая!.. Что моих родителей-то спрашивать; известно, во всем нашем семействе словно, ваше высокородие, неспроста она всех обошла;
коли ты запираешься, хочешь — я во всем этом свидетелей могу представить.
— Сильно раскольничье! — отвечал кучер. — И там не один
раскол, а всего есть. Ныне-то вот потише маленько стало, а прежде они фальшивую монету делали; все едино, как на монетном дворе в Питере… я еще, так доложить, молодым мальчиком был, как переловили их на этом.
Подошли мы таким манером часов в пять утра к селенью, выстроились там солдаты в ширингу; мне велели стать в стороне и лошадей отпрячь; чтобы, знаете, они не испугались, как стрелять будут; только вдруг это и видим: от селенья-то идет громада народу… икону, знаете, свою несут перед собой… с
кольями, с вилами и с ружьями многие!..
— Пожалуйте,
коли угодно вам выйти! — сказал он Вихрову каким-то негромким голосом.
Я ставлю теперь перед вами вопрос прямо: что такое в России
раскол?
«Нет уж, говорю, — это извините, барин наш не в вас!» — «Ну,
коли он не такой, так я за тобой стану волочиться».
«Что ж, говорит, терпи,
коли взял этот крест на себя!»
— В глупости их, невежестве и изуверстве нравов, — проговорил он, — главная причина, законы очень слабы за отступничество их… Теперь вот едем мы, беспокоимся, трудимся, составим акт о захвате их на месте преступления, отдадут их суду — чем же решат это дело? «Вызвать, говорят, их в консисторию и сделать им внушение, чтобы они не придерживались
расколу».
— Ну, прекрасно-с, это в отношении единоверцев — их можно считать отступниками от раз принятой веры; но тогда, разумеется, никто больше из
расколу в единоверие переходить не будет; как же с другими-то раскольниками сделать?
— Ежели бы я был член святейшего синода, — отвечал священник, — то я прямо подал бы мнение, что никакого
раскола у нас быть совсем не должно! Что он такое за учение? На каком вселенском соборе был рассматриваем и утверждаем?.. Значит, одно только невежество в нем укрывается; а дело правительства — не допускать того, а, напротив, просвещать народ!
— Сколько раз!.. Прямо им объяснял: «Смотрите, говорю, — нет ни единого царя, ни единого дворянина по вашему толку; ни един иностранец, переходя в православие, не принял
раскола вашего. Неужели же все они глупее вас!»
— «Оттого, говорят, что на вас дьявол снисшел!» — «Но отчего же, говорю, на нас, разумом светлейших, а не на вас, во мраке пребывающих?» «Оттого, говорят, что мы живем по старой вере, а вы приняли новшества», — и хоть режь их ножом, ни один с этого не сойдет… И как ведь это вышло: где нет
раскола промеж народа, там и духа его нет; а где он есть — православные ли, единоверцы ли, все в нем заражены и очумлены… и который здоров еще, то жди, что и он будет болен!
— Очень хорошо, — отвечал Вихров, и потом не удержался и сказал: — Вы, кажется, и меня немного подозреваете — как бы я не перешел в
раскол?
— Это как вы знаете, кто вам объяснил это? — возразила ему становая насмешливо, — на исповеди, что ли, кто вам открыл про то!.. Так вам самому язык за это вытянут,
коли вы рассказываете, что на духу вам говорят; вот они все тут налицо, — прибавила она, махнув головой на раскольников. — Когда вас муж захватывал и обирал по рублю с души? — обратилась она к тем.
— Я вот тебе дело скажу: ты начальству своему заяви, чтобы они попа этого убрали отсюда, а то у него из единоверия опять все уйдут в
раскол; не по нраву он пришелся народу, потому строг — вдруг девицам причастья не дает, изобличает их перед всеми.
Цитаты из русской классики со словом «кол»
Прольет ли он слезу на могиле кнута или надругается над этой могилой и воткнет в нее осиновый
кол.
— А кабы на мой обычай, я бы его изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым
колом. А то чтò народу загубил.
В землю вколотили четыре
кола, укрепили на них поперечные жерди и накалили гвоздей.
— Меня один человек хотел
колом ударить, вырвал
кол и занозил себе руку между пальцами, — здоровенная заноза, мне же пришлось ее вытаскивать… у дурака.
Войдя в тенистые сени, он снял со стены повешенную на колышке свою сетку и, надев ее и засунув руки в карманы, вышел на огороженный пчельник, в котором правильными рядами, привязанные к
кольям лычками, стояли среди выкошенного места все знакомые ему, каждый с своей историей, старые ульи, а по стенкам плетня молодые, посаженные в нынешнем году.
Предложения со словом «кол»
- На том месте, где проводится обряд изгнания, вбивают в землю осиновый кол, и из-за этого в левом крыле птицы остаётся дыра.
- Возвращаясь домой, он наскочил с размаху на острые колья ограды, которые пропороли ему голову.
- За это время в капусте образуются газы с неприятным запахом, для удаления которых её необходимо через 3–4 дня проткнуть несколько раз заострённым деревянным колом, желательно достать до дна бочки.
- (все предложения)
Значение слова «кол»
КОЛ, -а́, предл. о коле́, на колу́, м. 1. (мн. ко́лья, -ьев). Короткий шест, заостренный с одного конца. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КОЛ
Афоризмы русских писателей со словом «кол»
- Собственность — это кол, вокруг которого гоняют привязанного к нему человека до тех пор, пока он не научился заботиться о вещах мира сего, как о себе самом, потому что завет собственности: люби вещи материальные, как самого себя.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно