Другой род трагического — трагическое нравственного столкновения — эстетика выводит из той же мысли, только взятой наоборот: в трагическом простой вины основанием
трагической судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель, есть следствие преступления; в трагическом нравственного столкновения [основываются эстетики гегелевской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучениями его собственной совести.
Неточные совпадения
Все это движение называется
судьбою, или «
трагическим».
Из этого изложения видно, что понятие
трагического в немецкой эстетике соединяется с понятием
судьбы, так что
трагическая участь человека представляется обыкновенно как «столкновение человека с
судьбою», как следствие «вмешательства
судьбы».
Поэтому не считаем за нужное излагать все эти искаженные понятия о
судьбе, считая достаточным показать, как угловато виднеется первоначальная основа даже из-под последней и искуснейшей диалектической одежды, которою облеклась она в господствующем ныне эстетическом воззрении на
трагическое.
А между тем все представленное нами изложение понятий о
трагическом в немецкой эстетике есть только опыт привести понятие о
судьбе в согласие с понятиями современной науки.
Это введение понятия о
судьбе в науку посредством эстетического воззрения на сущность
трагического было сделано с чрезвычайным глубокомыслием, свидетельствующим о великой силе умов, трудившихся над примирением чуждых науке воззрений на жизнь с понятиями науки; но эта глубокомысленная попытка служит решительным доказательством того, что подобные стремления никогда не могут быть успешны: наука может только объяснить происхождение фантастических мнений полудикого человека, но не примирить их с истиною.
Что можно найти
трагического в
судьбе Карла Великого, Петра Великого, Фридриха II, в жизни Лютера, Вольтера [самого Гегеля?].
6)
Трагическое не имеет существенной связи с идеею
судьбы или необходимости. В действительной жизни
трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о
судьбе.
Но все это, свидетельствуя о
трагической судьбе русского народа, совсем не означает, что весь запас творческой энергии и творческих идей пропал даром и не будет иметь значения для будущего.
Бутон. Истинная правда. У меня у самого
трагическая судьба. Торговал я, например, в Лиможе пирожками… Никто этих пирожков не покупает, конечно… Хотел стать актером, к вам попал…
В самом деле, самобытный характер XIX века обозначился с первых лет его. Он начался полным развитием наполеоновской эпохи; его встретили песнопения Гёте и Шиллера, могучая мысль Канта и Фихте. Полный памяти о событиях десяти последних лет, полный предчувствий и вопросов, он не мог шутить, как его предшественник. Шиллер в колыбельной песне ему напоминал
трагическую судьбу его.
Неточные совпадения
Судьба эта совершается через очень
трагические противоречия, не прямыми, нравственно ясными путями.
Цель жизни народов — не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и
трагическое переживание своей исторической
судьбы.
Хотя в
судьбе моей нет ничего
трагического, но я, признаюсь, изведал нечто в этом роде.
Не знаю, завидовал ли я его
судьбе, — вероятно, немножко, — но я был горд тем, что она избрала меня своим поверенным, и воображал (по Вертеру), что это одна из тех
трагических страстей, которая будет иметь великую развязку, сопровождаемую самоубийством, ядом и кинжалом; мне даже приходило в голову идти к нему и все рассказать.
Существует
трагический конфликт истории, исторического процесса, и личности, личной
судьбы.