Неточные совпадения
Он, в сущности, всегда любил
православие без Христа и всегда оставался верен такому языческому
православию, которое ведь много милее и ближе, чем суровый и трагический
дух Христов.
Противление Розанова христианству может быть сопоставлено лишь с противлением Ницше, но с той разницей, что в глубине своего
духа Ницше ближе ко Христу, чем Розанов, даже в том случае, когда он берет под свою защиту
православие.
Кроткий отец иеромонах Иосиф, библиотекарь, любимец покойного, стал было возражать некоторым из злословников, что «не везде ведь это и так» и что не догмат же какой в
православии сия необходимость нетления телес праведников, а лишь мнение, и что в самых даже православных странах, на Афоне например,
духом тлетворным не столь смущаются, и не нетление телесное считается там главным признаком прославления спасенных, а цвет костей их, когда телеса их полежат уже многие годы в земле и даже истлеют в ней, «и если обрящутся кости желты, как воск, то вот и главнейший знак, что прославил Господь усопшего праведного; если же не желты, а черны обрящутся, то значит не удостоил такого Господь славы, — вот как на Афоне, месте великом, где издревле нерушимо и в светлейшей чистоте сохраняется
православие», — заключил отец Иосиф.
Утверждался примат политики над
духом, как в
православии императорском.
Дух соборности присущ
православию, и идея соборности, духовной коммюнотарности, есть русская идея.
Это есть самое крайнее отвержение авторитета и принуждения, какое знает история христианства, и Достоевский выходит тут за пределы исторического
православия и исторического христианства вообще, переходит к эсхатологическому христианству, к христианству
Духа, раскрывает профетическую сторону христианства.
«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в
православии оно сохранило внутреннюю целость
духа; там развитие сил разума, — здесь стремление к внутреннему, живому».
На почве исторического
православия, в котором преобладал монашески-аскетический
дух, не была и не могла быть достаточно раскрыта тема о человеке.
И что же, однако! Иван-то Тимофеич пострадал, да и Прудентов не уцелел, потому что на него, в свою очередь, донес Кшепшицюльский, что он-де в родительскую субботу блинов не печет, а тем самым якобы тоже злонамеренный якобинский
дух предъявляет. И теперь оба: и Иван Тимофеич и Прудентов, примирившись, живут где-то на огородах в Нарвской части и состоят в оппозиции. А Кшепшицюльский перешел в
православие и служит приспешником в клубе Взволнованных Лоботрясов.
— Нет, не разочаровался нисколько ни в чем, но меня смутило, что
православия нельзя переменить. Сознание этой несвободности меня лишает спокойствия совести. Самостоятельность моя этим подавлена и возмущается. Я подал просьбу, чтоб мне позволили выйти, а если не позволят, то думаю уйти в Турцию, где христианские исповедания не имеют протекции и оттого в известном отношении свободнее и ближе к
духу Христова учения. Жду с нетерпением ответа, а теперь прощайте и извините меня, что я отнял у вас много времени.
Из различных путей, которыми русские образованные люди подобного настроения в то время стремились к достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев не пошли вослед ни за одним из этих направлений, а избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в обществе: это было
православие в
духе митрополита Михаила.
Говорят даже, будто он целые дни проводит с монахами, но мы этому решительно не верим; он, напротив, сохранил все формы
православия, принявши
дух религии католической, — потому что все это желание проповедовать, обращать, налагать какие-то внешние формы и для молитвы и для благотворительности — все это в
духе католическом, а не в нашем».
Я заметил это, но не подал матери никакого знака — и хорошо сделал: впоследствии я скоро убедился, что, приняв
православие, она удержала в себе очень много лютеранского
духа и верила в доступность неба для адвокатуры. Но о верованиях матушки еще придется говорить гораздо пространнее, а потому на этом остановимся.
Постоянно упоминая о своем «русском
духе» и о своем «твердом
православии», генерал от артиллерии высказал магистру свое откровенное мнение о науках и учебных заведениях в России.
Вина же Гумилевского состояла в том, что он «увлекся
духом христианина» и вообще был родствен по мыслям архимандриту Федору Бухареву, который все хотел примирить «
православие с современностью», и достиг только того, что его стали называть «enfant terrible [Ужасный ребенок (франц.).]
православия».
Также и в восточном
православии были соблазны и уклоны византийской цезаристской идеи, и не было в нем той свободы
духа, которую проповедовал Достоевский в христианстве.
Тот же
дух можно было бы открыть и в византийском
православии, и во всяком цезаризме, и во всяком империализме.
Дух древней России сквозил в мерах по распространению
православия.
Зосима есть возрождение
православия, явление нового
духа в
православии.
Для чисто православного сознания он, конечно, более приемлем, чем для сознания католического, но и консервативное
православие должна пугать духовная революционность Достоевского, его безмерная свобода
духа.
Сам же он в своей религии свободы
духа выходит за пределы исторического
православия и католичества, он обращен к грядущему, в его откровениях о свободе есть что-то пророческое.
В самом историческом
православии и историческом католичестве есть уклон к сектантству, к исключительному самоутверждению, есть недостаток универсального
духа.
Признаков этого упадка
духа очень много. Один, первый и главный — это полное равнодушие ко всем духовным интересам. Вопроса религиозного совершенно не существует в земледельческом центре; и совсем не потому, что крестьянин твердо держится
православия (напротив, все отчеты и все сведения священников подтверждают то, что народ всё более и более становится равнодушным к церкви), а потому, что у него нет интереса к духовным вопросам.
Все прежние неудачи, имевшие действительно характер общего значения, были позабыты, и выборное начало, установленное при графе Д. А. Толстом, в
духе соборного
православия, отменено, а вместо его введен в действие опять старый порядок назначения благочинных архиереями.
Поцените же вы, господа, хоть святую скромность
православия и поймите, что верно оно
дух Христов содержит, если терпит все, что богу терпеть угодно.