Цитаты из русской классики со словосочетанием «социальная среда»
В этом марксизм пассивен в отношении той
социальной среды, в которой он возник, он не сопротивлялся ей духовно.
Наиболее существенным в моей книге было мое крепкое, основоположное убеждение, что истина, добро, красота не зависят от революционной классовой борьбы, определяются не
социальной средой, а трансцендентальным сознанием.
Но положительно, могут ли дать эти теории что-нибудь для защиты личности от порабощения природной и
социальной средой, для достижения полноты жизни?
Культурный человек конца XIX века возжелал освобождения от натуральной необходимости, от власти
социальной среды, от ложного объективизма.
Мы непосредственно знаем себя, однако, только как личности, обособленные центры бытия, а органичность свою ощущаем лишь чрез
социальную среду как внешнюю данность, нечто случайное и принудительное, не соборность, но коллектив, имеющий высший идеал не в любви, а в солидарности.
Первая сильная реакция против
социальной среды была у меня, когда я в самом начале своей жизни восстал против дворянского общества и ушел в лагерь революционной интеллигенции.
С тех пор как человека признали продуктом общества, порождением
социальной среды, идеал человека заменился идеалом общества.
Но церковь есть также социальный феномен, социальный институт, она связана с
социальной средой и испытывает на себе ее влияние, находится во взаимодействии с государством, имеет свое право и хозяйство, и источник ее социальный.
Дух должен активно реагировать на
социальную среду, но внутренне он от нее не зависит, ибо по самому своему определению он есть свобода и вне детерминации.
Этот странный интерес к преступлению и наказанию определяется тем, что вся духовная природа Достоевского восставала против внешнего объяснения зла и преступления из
социальной среды и отрицания на этом основании наказания.
В ложном иерархизме, иерархизме царства кесарева, качества человека и неповторимая его индивидуальность приносятся в жертву вне человека лежащей иерархии
социальной среды, иерархии буржуазных положений.
Россия погибает от безответственного русского человека, который все возлагает то на
социальную среду, то на судьбу, то на всесильное самодержавное правительство, то на всесильный пролетариат.
Новая жизнь ожидалась исключительно от изменений
социальной среды, от внешней общественности, а не от творческих изменений в личности, не от духовного перерождения народа, его воли, его сознания.
Когда русский человек религиозен, то он верит, что святые или сам Бог все за него сделают, когда же он атеист, то думает, что все за него должна сделать
социальная среда.
В России эти материалистические теории заедающей
социальной среды, эти принижающие учения о необходимости всего совершающегося лишь потворствуют восточной лени, слабоволию, безответственности.
Религиозное же сознание должно бороться с этими разлагающими и обессиливающими теориями
социальной среды во имя творческой активности человека, во имя его высшей свободы, во имя высшего смысла жизни.
Материалистическая теория
социальной среды в России есть своеобразное и искаженное переживание религиозной трансцендентности, полагающей центр тяжести вне глубины человека.
Она верит в идеи, которые господствовали на Западе более пятидесяти лет тому назад, она все еще серьезно способна исповедовать позитивистическое миросозерцание, старую теорию
социальной среды и т. п.
Наоборот, на внешнюю общественность, на
социальную среду целиком возлагается ответственность за судьбу личности, за ее годность или негодность.
Человек остается существом целиком детерминированным природой и
социальной средой.
Позитивизм и материализм отрицают ответственность, свободу, творческую волю, отрицают человека и строят безвольную теорию
социальной среды и власти необходимости, могущества внешних обстоятельств.
Торжествовала безответственная теория
социальной среды, порождающая лишь претензии.
Чистый внутренний трагизм является в том случае, когда обнаруживается безысходный трагизм любви, коренящийся в самой природе любви, независимо от
социальной среды, в которой людям приходится жить.
Для моего отношения к миру «не-я», к
социальной среде, к людям, встречающимся в жизни, характерно, что я никогда ничего не добивался в жизни, не искал успеха и процветания в каком бы то ни было отношении.
С
социальной средой, из которой я вышел, я порвал еще на грани отрочества и юности.
Но психологическое сознание зависит от
социальной среды, от классового положения.
Много сил я потратил на конфликт с окружающей
социальной средой.
Человеческое сознание очень зависит от
социальной среды. и ничто так не искажало и не затемняло чистоту христианского откровения, как социальные влияния, как перенесение социальных категорий властвования и рабства на религиозную жизнь и даже на самые догматы.
Историческое откровение есть лишь символизация мистерии духа, и оно всегда ограничено состоянием сознания людей и
социальной средой.
Я верил в существование истины и смысла, независимых от мировой и
социальной среды.
Он проповедовал свободу личности и ее право на полноту жизни, он требовал, чтобы личность возвысилась над
социальной средой, над традициями прошлого.
Мы стоим перед объективизмом, который свяжет нас с подлинным бытием, бытием абсолютным, а не природной и
социальной средой; мы идем к тому реализму, который находит центр индивидуума, связующую нить жизни и утверждает личность как некое вечное бытие, а не мгновенные и распавшиеся переживания и настроения.
Гнет позитивизма и теории
социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
В этих спорах я был жестоким спорщиком, я отстаивал существование истины и добра, как идеальных ценностей, не зависящих от классовой борьбы, от
социальной среды, т. е. не соглашался на окончательное подчинение философии и этики классовой революционной борьбе.
Средний человек всех социальных классов и группировок всегда имеет не очень высокие личные качества, он детерминирован
социальной средой, находится во власти социальной обыденности.
Личный же аристократизм есть как раз свобода оценок и движений, несвязанность, независимость от
социальной среды.
Трагедия любви Тристана и Изольды или Ромео и Джульетты заключает в себе элемент вечного трагизма любви, который есть связь любви со смертью, но он замутнен и осложнен столкновениями с
социальной средой.
Ее нет в тех нравственных актах и суждениях, которые определяются наслоениями
социальной среды, наследственности, общественного мнения, партии и пр., т. е. нет в значительной части нравственной жизни.
Но есть трагическое в самой любви, а не в столкновении ее с
социальной средой, где все временное и преходящее, и это и есть чистая трагедия.
И тогда трагизм из конфликта личности с
социальной средой переносится во внутреннюю духовную жизнь.
Но техническая власть человека над природой, переносящая орудия борьбы на внешнюю
социальную среду и вырабатывающая орудия органически не наследственные, как уже говорилось, ведет к антропологическому регрессу человека, ослабляет изощренность его организации.
Органы борьбы и защиты из биологических делаются у него социальными, он опирается на
социальную среду и ее орудия.
Совесть искажается
социальной средой, а не определяется ею.
Человек свободный, не определяющийся в своих оценках наслоениями
социальной среды, поставлен перед внутренним столкновением ценностей и перед неизбежностью совершить свободный и творческий выбор.
История религии, связанной с
социальной средой, с социальными внушениями и интересами, всегда занимала больше места и была сильнее, чем история религии, связанной с откровением и духовной жизнью.
Кроме того Каутский рассматривает христианство не столько с точки зрения борьбы классов, сколько как результат воздействия
социальной среды, т. е. он склонен к «механическому», а не «диалектическому» объяснению, что есть ересь.
Даже в Евангелии чистота откровения духа замутнена человеческой
социальной средой, человеческим языком, человеческой ограниченностью.
Отношения между духовностью и социальной жизнью могут быть определены в такой форме: зависимость духовности от
социальной среды есть всегда ее извращение и искажение, есть всегда рабство духа и символическая ложь, истина же, правда, справедливость, свобода есть результат активного действия духа на социальную среду и социальные отношения людей.
В прошлом духовность была затемнена или влияниями натуралистическими, или влияниями социальными, зависимостью человека от природной или
социальной среды.
Объективация в культуре всегда означает согласование с другими, с уровнем мира, с
социальной средой.
Неточные совпадения
Среда, в которой он вращался, адвокаты с большим самолюбием и нищенской практикой, педагоги средней школы, замученные и раздраженные своей практикой, сытые, но угнетаемые скукой жизни эстеты типа Шемякина, женщины, которые читали историю Французской революции, записки m-me Роллан и восхитительно путали политику с кокетством, молодые литераторы, еще не облаянные и не укушенные критикой, собакой славы, но уже с признаками бешенства в их отношении к вопросу о
социальной ответственности искусства, представители так называемой «богемы», какие-то молчаливые депутаты Думы, причисленные к той или иной партии, но, видимо, не уверенные, что программы способны удовлетворить все разнообразие их желаний.
Вера в человека, в его творческую свободу и творческую мощь возможна лишь для религиозного сознания, а никогда не для позитивистического сознания, которое смотрит на человека, как на рефлекс материальной
среды, природной и
социальной.
Между тем, мне приходилось действовать в
среде духовно чуждой, враждебной к философской мысли, свободе, духовному творчеству,
социальной справедливости, всему, что я ценил и чему служил.
«Хотя невызревшие
социальные тенденции, проявлявшиеся рельефнее в последнее время в вашей личности, и давали нам чувствовать, что вы начинали колебать покои тупого самодовольства ультраконсервативной и скажу больше — ультраретроградной
среды, в которой вы вращались, и давали нам надежды на резкий поворот ваших тенденций к новому учению.
На первичных стадиях цивилизации преобладает выброшенность субъекта в объект, в
социальную группу, в
среду, в клан, на вершинах цивилизаций преобладает поглощенность субъекта своим «я».
И церковь для него исключительно есть явление
социальное, определяемое
средой и зараженное всеми болезнями господствующих в истории классов.
А эта
среда зависит от
социальных отношений людей.
Об одном из таких лиц и упоминает городская хроника, как о первом живом человеке, выделившемся из общественной
среды и внесшем своею рукою и мир, и меч в
социальную жизнь старогородцев.
Ассоциации к слову «социальный»
Ассоциации к слову «среда»
Синонимы к словосочетанию «социальная среда»
Предложения со словосочетанием «социальная среда»
- Большое влияние на выражение эмоций у взрослых людей оказывает окружающая социальная среда.
- Для изучения механизмов влияния социальной среды применяются две основные исследовательские стратегии.
- Все ли условия социальной среды могут выступать как ресурсы?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «социальный»
Сочетаемость слова «среда»
Значение словосочетания «социальная среда»
Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. (Википедия)
Все значения словосочетания СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Афоризмы русских писателей со словом «социальный»
- У философов и детей есть одна благородная черта — они не придают значения никаким различиям между людьми — ни социальным, ни умственным, ни внешним.
- Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве.
- Россия должна идти к религиозной революции, а не социальной. Преображение личности.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно