1. Книги
  2. Историческая литература
  3. Вячеслав Васильевич Танаков

Эссе: наше исконное и содеянное

Вячеслав Васильевич Танаков (2024)
Обложка книги

В Крыму написаны девять книг с описанием и изложением событий жизни постсоветского пространства. В данной книге мы и будем очень кратко (сущностно) приводить важнейшие факты и явления отечественной событийности. «Администрация сайта Литрес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эссе: наше исконное и содеянное» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Наше» под № 4 — «Факторы российской ущербности»

(Выборочно и фрагментарно)

Первым фактором следует назвать природную заданность. Земли Руси — России лежат в пределах 50 — 60 градусов северной широты. Один из авторов воскликнул: «И что же может родиться на 60-м градусе широты?». Не зря её назвали «Иачехой», а Глеб Успенский назвал её воздействие «Тиранией природы» и «Властью Земли». Земля никогда не принадлежала крестьянину — основному земледельцу. Продуктивность и эффективность земледелия резко падала к северу за 50-й широтой, т. е. основной территории России.

Формирование реальных обстоятельств российской действительности и обусловлено географическим местом происхождения…Заданность природной среды. Её качества восходят (нисходят) до субатомных структур. Пока мы может сказать о них лишь метафизически в таких выражениях и действиях, как: потребление среды, усвоение полезных её питающих свойств, ассимиляции и объединения с близкими по смыслу качествами среды, пропускание среды через себя.

Поэтому они разные у народов в соответствии с их местообитанием. Условно назовём их «Типами» — Тип 1 — «Западный»; Тип — 2 — «Восточный». К последнему целиком относится европейская часть нашей территории, обладающей «рыхлым» разрежённым субстратом в отличие от «концентрированного» субстрата на Западе. Отсюда и вытекают все последующие различия: по производству продовольствия, по темпам развития, по образованию технических и экономических узлов, по степени самостоятельности и самодостаточности. Концентрированность притягательна, ибо центростремительна; рыхлость дрябла и центробежна. Но главное практическое отличие состоит в уровне энергетической плотности (насыщенности) среды либо препятствующей несвойственной ей деятельности пришлым со стороны особям, либо позволяющей им беспрепятственно внедряться со своими несвойственными среде деяниями. Таким, к примеру, был Сталин.

Об особенностях «Восточного типа» важно сказать дополнительно. Крепостная неволя сделалась на Руси повсеместной и превратилась в сущее рабство. Хотя крепостничество диктовалось национальной заданностью — созданием обширной империи на скудном экономическом базисе. Бедой России было недостаточное развитие традиционных государственных начал при отсутствии единства. Не случайно даже в самой Московской земле=собирательнице вводятся татарские порядки в управлении, суде, сборе дани, создавая предпосылки для единовластия. «Выковался московский тип русского человека, создавшего чудовищную империю» [Буровский С.].

Поразительно, в ХV11 веке в Московии народ обожал царя, но бунтовал (С. Разин)., ибо тяготила крепостная неволя. Бунт — исток застоявшихся, не поддающихся дисциплине сил и страстей. Идея отсутствия центральности имела физическую сущность. Странничество — характерное русское явление как физическое, так и духовное. Западные люди гораздо более оседлые, более прикреплены к усовершенствованным формам своей цивилизации, дорожат своим настоящим, более обращены к благоустройству земли. В России — рассредоточенно в виде отдельных автономий ментальной энергетики в популяционном пространстве, что делает индивида в этом сгустке внедрённым [Бердяев].

Бердяев отмечает, что русский народ очень одарённый народ, есть в высшей степени поляризованный народ, есть совмещение противоположностей. Народ, вызывающий беспокойство Запада. Есть соответствие между нашей физической и душевной географией. Восточная созерцательность и западная действенность. Формальная строгость европейского быта — простота и доброта человеческих отношений [Федотов]. Русский народ менее семейственный, чем народы Запада, менее прикованный к семье, сравнительно легко с ней разрывающий. Авторитет родителей в основном был слабее. У русских слабо чувство иерархичности, оно присутствует в форме низкопоклонства. Он всегда иначе относится, чем европейские народы, смотрит на власть не как на благо, а как на зло. Зло и грех всякой власти русские чувствуют сильнее, чем западные люди.

Раздробленная физически на огромном пространстве, но объединяемая царизмом, Россия представляла собой огромную потенциальную силу [Ф. Энгельс]. Всегда было противоположение: «мы — интеллигенция, общество, народ; они — государство, империя, власть». Такого резкого противоположения не знала Западная Европа. В русскую идею входит отрицание смертной казни, у русских не было склонности смотреть на зрелище казни. У них нет иерархических чувств ни в какой области и сфере, которые есть у западных людей и они менее чувствительны по природе своей. Русские менее законники, чем западные люди, им чужда религия закона.

У русских нет надзорного 3-го отделения в собственной голове, в отличие от западника. Там малое жизненное пространство и огрехи сразу видны и за них тут же надо отвечать, у нас просторы физические и моральные и огрехи не сразу видны. Расцветают «Авось», «Небось» и «Как нибудь». Тип — 1 требует внутренний надзор, Тип — 2 не требует. Русским свойственна всякого рода хаотичность, неопределённость в мышлении, в быту, в делах, в жизни. Имеет место разрастание широты и характера хаотичности в отличие от узких рамок сконцентрированной действительности в Типе — 1. Русский человек способен выносить страдания лучше западного. Умозрение… — на Востоке и действенность — на Западе со своими системами ценностей. Последняя созидает, а потому предпочтительнее. Поэтому формирование твёрдых личных интересов на Западе сильнее, чем на Востоке. Воображение здесь заменяет знание. В пределах пространства Типа — 2 сгустки событийности имеют законченную, автономность, которая их разделяет, но не объединяет. Противоречие лишь обнадёживает. Главное бытовое отличие типов состоит в том — может или не может общество охранять своих членов от насилия. К примеру, знаменитого маркиза де Сада во Франции отправили за решётку всего лишь за то, что он обидел на улице бродячую торговку. Наша же Салтычиха запросто запорола до смерти 157 крепостных девок. Мужчины на неё жаловались, но по законам Российской империи жалоба на помещика каралась каторжными работами.

Так вот, отличие Запада от России и состоит в законах, защищающих человека, и в соответствующих правилах жизни. По Типу — 1 законы архнужны, по Типу — 2 допустима их слабость. Нажитые за века «Восточные» типологические установки внедрились в плоть и кровь во всей популяционной совокупности и продолжают руководить страстями и самодеятельностью граждан. И совсем исторически не случайно в СССР республики в его составе имели полную культурную автономию, но никакой политической. Это положение после революции привело к расцвету национальных культур, но их естественное скатывание к идеологии было пресечено большевизмом. А их борьба с ним на деле оказалась борьбой с Россией.

Возрастание могущества огромного государства выасывало все соки из народа {Ключевский]. Насилие государственностью в условиях бесправия населения. Русская жизнь строилась сверху государственной жизни и строилась путём насилия (Государственный феодализм). Страх с ранней истории стал языком общения властей с народом. «Страх и покорность перед всемогущей властью заронили в души наших предков ещё первые Рюриковичи, с веками насаждавшие самый беспощадный террор против народа». Пришлось посягнуть на собственный инстинкт самосохранения. Страх ущемил мысль и спровоцировал бездействие. С приходом ТМИ «русская жизнь неимоверно ожесточилась. В те годы основная масса населения впервые усвоила, что такое государство: что оно забирает всё, до чего может дотянуться, и ничего не даёт взамен, и что ему надобно подчиняться, потому что за ним сила» «Абсолютный деспотизм, какой господствует у нас, установился в России в ту самую пору, когда во всей Европе рабство было уничтожено».

После нашествия монголов славяне, до того один из свободнейших народов мира, попали в рабство сначала к завоевателям, а затем к своим собственным князьям. Тогда рабство сделалось не только реальностью, но и основополагающим законом общества». Чувства законности в России не было, везде произвол; политическое и фискальное подавление личности. Характерными были крайности — холуйство и раболепие с одной стороны и презрение и надругательство с другой. Русофобия и русофилия идут в паре. Они едины, но антиподны. Противоречие! «Чем глубже нисхождение в материю, тем больше и сильнее противоречие». Аналогично — чем шире, глубже, тоньше интересы людей, тем больше и сильнее противоречия между ними. Если «тебя много» и в тебе много агрессивной требовательности, то приготовься к конфликтам и потере равновесия.

Из факта разрешения противоречий возникает необходимость — либо согласиться с самотёком событий, либо оттаскивать их бытие силой. В принципе, систему противоречий человек носит всегда с собой, внутри себя, соотнося их со своими стремлениями и возможностями. Если действуют законы, защищающие человека, то тогда он стремится к созиданию. В натуре люди смиряются, ибо не обладают знаниями объяснить происхождение различий. Шафаревич И. уверен, что мы можем противостоять явлению русофобии. Сознание этого и есть сила. Мы исторически жили и трудились в труднейших условиях. Русофобия стала ферментом развития, хотя и трудного.

Явление пассивности исконно наше, ибо априорно его задаёт наша природа. Наука пока не постигла биологический и генетический механизмы влияния природы на черты человека, нет ни однозначных мнений, ни мерила влияний. Всё, что имеется — это эмпирика. Но размышлять надо, и начинать его следует с последней стадии доживотного состояния или с первой стадии послеживотного человека-предка, когда он только-только научился выделять из своего окружения то, что мог для себя. Из мнения учёных о влиянии среды на человека вытекают два вывода. Первый — холодный климат сам по себе генерирует неблагополучные (скажем обобщённо) черты людей. Второй — суровые условия обитания и скудость естественного корма провоцируют жестокость характера людей. Добавим нашу мысль. В суровом климате затрудняется биологический обмен с внешней средой: трудно выделяются энергетические отходы его психотропного существования и они некоторое время находятся внутри него в накопленном состоянии, отравляя ею психику и самоопределение в среде. Здесь, видимо и тонкое начало жестокости.

Ореол необходимостей вокруг человека и его потребности в такой среде плотнее и обширнее, на их удовлетворение приходится дополнительно тратиться и использовать. По завершению данного пункта изложения сделаем несколько оценочных суждений. Сегодня все и громко говорят, что во всём виновата наша природа. Но при этом забывают или не хотят говорить о том, что между «виноватостью» природы и низкими результатами находится человек, воля и качества которого и являются потенциальными генераторами событий и результатов. Механизмы здесь реальны. Любые природно — географические неблагоприятия, задерживающие развитие, тогда длительно устойчивы и результативны, когда они не опосредуются знаниями и идеями. Их российская устойчивость классически и красноречиво об этом говорит.

И нечего пенять на наш климат и географию, творчески надо было думать в своё время и рождать идеи, как это уже делало в то же время большинство человечества. Нехватало не только предметных знаний, но и знаний, чтобы захотеть их получать. «Незнание» здесь правило долгую историческую пору. Какой только казуистики не напридумывали историки, чтобы оправдываться В конечном итоге жизненно важным является не столько факт их физического наличия и даже не факт их генерации родной природой, сколько желания, способность и потенциалы их преодоления, нейтрализации и компенсации. Возьмём для примера климат. Он несомненно первый агент бедности Но его проявление в экономике не прямое, а всегда опосредованное. Оно опосредуется цепью взаимодействий в сферах: ресурсы; производство; психология производительного труда; характеристики труда как масштаб, интенсивность, энергетичность; созидательный и творческий менталитет. Главным посредником выступает человеческий элемент активности и мотивированности личностей. На этой цепи взаимодействий первичная ущербность климата нейтрализуется, компенсируется, возмещается.

Мы практически унаследовали творческую созидательную пассивность и инертность. Снова процитируем И. Золотистого: «По преимуществу уничтожали себя мы сами. И не без нашей помощи понятие «русский» стало синонимом неуправляемости и распада. Мы сами вошли в Афганистан, Мы сами проиграли первую войну в Чечне. Мы сами выбрали Ельцина. Мы сами воруем, убиваем, потакаем убийцам и казнокрадам и просим деньги у той же Америки. Мы сами, разбиряо нашу историю пишем, что родились рабами и что это неисправимо. Каждый день мы слышим по радио и телевидению и читаем в газетах, что мы трутни, пьяницы, ловчилы и лгуны. Нам, чтобы вылечиться, надо многое преодолеть в себе». По И. Шафаревичу, «родимые пятна русского мессионизма», по Гуцу А., «русоцентризм», «русский Евразианизм. По словам известного Мединского В.: «С мифами о том, что вся наша история — сплошное пьянство, кровь и грязь справиться не можем уже пятое столетие, их нельзя объяснить простой случайностью». Кравченко С. добавляет: «Мы пытаемся найти причины русских бед и неустройств, но мы остаёмся в привычных рамках самооправдания и попрежнему не хотим заглянуть внутрь себя».

Перестройку Горбачёва Зиновьев А. считает тяжелейшим преступлением против народа России. Мерзкая свойственность бывшей правящей элиты: горбачёвы, ельцины, козыревы, бурбулисы, чубайсы, гайдары, касьяновы и прочие. На практическую бытовую поверку оказывается, что в стране среди русских бытует большой пласт русофобов. Среди них на первое место Шафаревич ставит еврейство. Его влияние на русских Воронель Н. определяет:"Да что вы стоите, если вам можно революции устраивать».

Выращена целая каста служилых профи, несущих скрытую пропаганду и нужную властям обработку граждан красивыми, пафосными домыслами, особенно историческими. «В итоге нет ни одного народа в мире столь многократно обманутого, чтобы быть столь же многократно ограбленным» Развал монархии, союзного государства, разрушение единтва нации мы уже пережили. На очереди РФ. Предпосылками и залогом развала стала большая инертность и неподъёмность страны и народа касательно принципиальных изменений при сохранении удивительного блаагодушия народа под красивым именем — «Самобытность русского народа». Навскидку назовём несколько известных её черт: 1). Двойственность натуры. 2) Врождённый идеализм. 3) Мечтательность.; 4) Вера в некую высшую справедливость идеально. 5) Уверенность в том, кто-то добрый придёт и выручит нас из наших бед. 6 Противоречивость, «нация соткана из противоречий». 7 Превыше всего мы ценим свободу с «инстинктом правдолюбия». 8) «Народ универсального духа». 9) Народ — стихия! и др. Это был повтор, но здесь он имеет новое самостоятельное значение. Это же уместно было бы повторить и об известных словах Даллеса о направлениях идеологического воздействия на население.

Возникло стагнирование во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, обширное, глубокое, основательное. Застой! Движение в историческом пространстве во многом оказывается бесплодным. В этих условиях растут угрозы Запада и мира в целом нашим природным ресурсам, которых миру стало всё больше нехватать. В мире усиливается борьба за источники сырья и энергии, их надо всё больше. А где взять? У России всё это в достатке и по мнению Запада не осваивается в достаточной мере, не пуская и других Трудно поддаётся уразумению факт наличия у России огромных природных ресурсов и неспособность взять их на протяжении вот уже 430 лет, чтобы увеличить своё богатство и уйти от бедности. Угрозы видятся в колонизаторских тенденциях, в нападках и претензиях Запада (теория, предложения, попустительство), ослаблении возможностей и средств нашей защиты. История — это вообще борьба всех против всех за обладание ресурсами. В этих обстоятельствах почти логичной зародилась теория, смысл которой следующий: «Если мне надо, а у тебя есть излишки, которые ты не используешь, значит я имею на них право. Появилась и соответствующая философия момента — природные ресурсы не могут — дескать иметь национальной принадлежности.

Торгуя ресурсами, Россия всё более превращается в сырьевую базу Запада. Это путь к колонизации. На Западе интенсивно муссируется мысль — резко сократить численность населения России, разрабатываются и предложения. «Русские-дескать, разорены, бедны, стало быть, они бездарны, они выродились и надо помочь им уйти со сцены». Призрак недобрых мнений Европы о нас преследует Россию постоянно. Явью стало ослабление самозащиты России, что и стимулирует вожделения Запада и мира. В русском соборном коллективизме в ответе все, а значит никто индивидуально. Важно выделить и подчеркнуть русскую особость в потенциях труда.

Некая подобная озабоченность обнаружилась у менеджеров российских компаний, которые не могли найти коренных глубинных причин низкой дисциплины труда, низкой производительности, незаинтересованности в его чёткой организации, а главное — очень слабую реакцию на все экономические меры поощрения. Не мудрствуя лукаво, всё свалили скопом на менталитет. Возникает вопрос: почему не удаётся повысить производительность труда, эффективность и конкурентоспособность российских предприятий? Многие руководители верно диагностируют, что основная проблема в персонале. Но российские руководители на своём опыте убедились, что «классическая» мотивация и стимулирование труда в нашей стране не дают результата. Не оправдывают себя тарифные, премиальные, бестарифные, сдельные, смешанные и другие системы оплаты труда. Не работают как надо KPI, системы грейдов и прочие западные управленческие новации. Не помогают руководителям и разработанные ими же самими системы стимулирования. Российский персонал не работал как надо, не работает и не собирается работать. Возникает вопрос: в чём же проблема?

Жители Германии и Японии благодаря особенностям менталитета исполнительны, дисциплинированны, тяготеют к порядку и организованности. В России другой менталитет. В результате в наших компаниях и организационная культура другая. У наших работников «не принято» неукоснительно выполнять распоряжения руководителей, персоналу свойственна низкая дисциплина, работа спустя рукава. Как следствие, руководство предприятий сталкивается со всевозможными организационными проблемами: нарушением сроков, нарушением инструкций, несогласованностью между подразделениями, простоями, затовариванием, браком, недостатками, высокими издержками производства и т. д.

Почему так происходит? Организационные проблемы российских предприятий всецело порождены особенностями менталитета россиян. Именно поэтому все известные системы оплаты и стимулирования труда не дают и не могут дать результата. В российских предприятиях необходимо создать такую же организационную культуру, как в ведущих мировых компаниях. А это значит создать условия, при которых каждый работник организации станет дисциплинированным, исполнительным и высокопроизводительным. Для этого нужно разработать аналогичные (как в передовых зарубежных компаниях) правила эффективного коллективного труда и специальный механизм мотивации, стимулирующий персонал к их строгому выполнению.

Для решения этой задачи была создана специальная система управления — Рациональная модель трудовых отношений. Это особый комплекс типовых правил: как нужно работать, как работникам строить отношения с руководителями и коллегами, как оплачивается труд на каждом рабочем месте, как руководителям правильно управлять подчинённым персоналом. Так же система включает в себя механизм мотивации, обеспечивающий выполнение этих правил каждым.

Отношение к труду русского человека — один из коренных вопросов бедности страны. Отношение не однозначно. Известно, что в России всегда была и продолжает сохраняться крайне низкая производительность труда. Экономисты жалуются, что типовые традиционные методы активизации и стимулирования производительности труда и труда вообще наши люди не воспринимают. Для подтверждения обратимся к специалистам по организации систем управления предприятиями (Компания «АМИ-Систем»: www.ami — system.ru.)..

. Итак, «виноват» менталитет. Попробуем дело чуть-чуть конкретизировать. Ментальные, подсознательные установки психики наших людей не работают на словесные призывы, увещевания, приманки. По-настоящему даже на них не реагируют. Они не воспринимаются и проходят мимо. Почему? Подозреваем, что те матрицы-программы глубинных слоёв психики, которые по роду своему предназначаются для подобных восприятий и руководства действием либо вытравлены, либо затенены, заблокированы глубочайшим неверием, недоверием на уровне слоёв психики. Их место занято нынешними реальными установками безразличия, укоренёнными в психику менталитета. Поэтому бесполезно призывать и создавать поверхностные стимулы труда, создавать «хорошие» организационные условия — подсознание им не верит. Получается, чтобы производительные установки заработали, нужно серьёзное вмешательство в человеческий субстрат вообще. Не зря названная компания занята разработкой «Систем управления, созданными специально для предприятий России».

Но главным остаётся вопрос исходной причинности подобного трудового менталитета русского человека. Нам видятся три причины: 1. Осознание бесперспективности крестьянского труда в неблагоприятиях природы и климата России, глубоко встрявшее в психологию крестьянина, да и всего населения. 2. Подавление свободы личности, лишённой политических прав, как условие осуществления и существования монархического самодержавия. Инициатива, в том числе и трудовая, была наказуемой. 3. Отношение властей.

Прокомментируем исследования А. Чаянова. Первое — он вскрыл и де-факто установил отношение русского крестьянина к труду, которое на современном языке называется трудовой пассивностью и показал, что это своего рода укоренённая ментальная черта. Всё логично, ибо Чаяновский крестьянин — это потомок древнего русского крестьянина, у которого отбили всякую охоту производить продукции больше, чем съедает его семья, за долгие столетия жестокой эксплу-атации и угнетения, при которой любой излишек отбирался властями, князем, помещиком и т.д. Второе — исследование относится к концу Х1Х началу ХХ века, а значит характеризует почти-что наших современников. Третье — использовать означенный трудовой ресурс в практическом плане сегодня не удастся. Его быстро «не выковыряешь» из глубины психики никаким «материнским капиталом».

О подавлении свободы личности в России, а с этим и трудовой активности, уже немало сказано и ещё будет сказано. В принципе зависимости очевидны. «Власти веками вбивали в русского мужика лень и в конце концов вбили её так прочно, что понадобятся новые века, прежде чем эта «лень» выветрится из нас. Неудивительно, что казна от таких «манипуляций» с народом не только не пополнялась, но и скудела буквально на глазах…Для русских людей характерна рефлексия — поболтать, поразмышлять вслух. Основной талант русских в том, чтобы болтать о деле и желательно ничего не делать…Работать могут, когда речь идёт о выживании нации и в условиях чрезвычайно жёсткой организации».

В пору сказать о «Недеянии» в аспекте трудовой недостаточности. Недеяние — это недонапряжение в аспектах производительного труда, генерируя отставание. В рамках пары: «Активная деятельность↔Пассивность». В эти рамки включаются вопросы: 1) действенность — веление времени; 2) фактор практики бытия; 3) в собирательных формах и видах пассивности; 4) вызревание в жизнедеятельности «Стаатус-кво». Их содержательное разворачивание и характеризует «Недеяние».

«Разбросанный по огромной территории, малограмотный, со слабой способностью к самоорганизации, привыкший жить на убогом бытовом уровне, склонный к покорности и угодничеству к властям, русский народ оказался чрезвычайно удобным, пластичным, послушным для социалистического эксперимента. И эксперимент состоялся [Зиновьев А.].Фраза повторена, ибо дело было судьбоносным.

Преодоление ущербности.

На поверку жизни оказалось: «никакие попытки подданных выбраться из панцыря самодержавного монархизма, как известно, не удавались, кроме одной — в 1917 году. Ущербность касалась в первую очередь развития человека и личности. Природа человека становилась и реализовывалась биполярно на атомарном биохимическом уровне вещества «Биосферы Земли». Никто не для кого не рождается, каждый рождается для себя, в себе для единоличного ответа обществу, Мирозданию, Господу. Цель человека — быть самим собой, а условие достижения этой цели — быть человеком «для себя»…Не самолюбие, а любовь к себе, утверждение своего истинного человеческого «Я». Непременным ключевым условием достижения этой цели своего развития для человека является свобода воли.

Главным фактором и критерием преодоления ущербности должен стать сам человек: интересы, возможности, средства, стимулы его саморазвития. Предстоит растворить, дезавуировать былую религиозную зашоренность, чтобы освободить человека для другого уровня и прерогатив его ответственности. Здесь предстоит ответить на вопросы: Почему до сих пор без перемен? Наметить установки и задачи в том числе и по оптимизации человеческого материала как биологического и социального объекта. Искать новые знания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эссе: наше исконное и содеянное» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я