Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы

Глеб Давыдов

«Рибху Гита» – древнее индийское священное Писание, в котором содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов. Перевод выполнен с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому читается легко и действует мгновенно. Третья редакция.

Оглавление

Глава Вторая

2.1

Нида́га:

Вели́кий Рибху́, кто́ в этом ми́ре

мо́жет дости́чь состоя́ния Бра́хмана?

Пове́дай мне Зна́ние э́то, кото́рое

от Ша́нкары ты́ получи́л непосре́дственно!

2.2

Рибху́:

Ты и есть Бра́хман, прими́ этот фа́кт.

Ты́ — высший Гу́ру, прими́ этот фа́кт.

Твоя фо́рма — простра́нство, прими́ этот фа́кт.

В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.3

Ты — все́ состоя́ния Бытия́,

Ты всё́, что проя́влено и́ не проя́влено.

Ты́ неизме́нность и́ пустота́.

Ты́ тот, кто ви́дит, и то́т, кто не ви́дит.

2.4

Все де́йствия — Ты́, и одна́ко вне де́йствий,

неви́дим всегда́, ничему́ не подве́ржен,

Ты́ вне вре́мени, Ты́ сам Бра́хман,

Осо́знанность Ты́, моноли́т пустоты́.

То во всё́м, что реа́льно — приро́да Твоя́.

В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.5

И́стина Ты́ и само́ Соверше́нство,

Ве́чность сама́, Непривя́занность Ты́,

Свобо́да, Бессме́ртие, Бо́г и Поко́й,

просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.

2.6

Еди́н во всех фо́рмах, незы́блем и ве́чен,

«И́стина» — э́то одно́ из име́н твоих.

Нет часте́й у Тебя́, Ты еди́ное Це́лое,

Ты просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.

2.7

От сму́т и напа́стей мирски́х Ты свобо́ден,

Ты — во все́х существа́х, Ты их ве́чная Су́ть.

От наме́рений Ты́ соверше́нно свобо́ден,

просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.

2.8

Ты сча́стлив всегда́, тем, что е́сть, преиспо́лнен,

всегда́ вне вражды́ Ты и вне́ антипа́тий,

за преде́лами де́йствий, Ты чи́стый поко́й,

Ты просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.

2.9

Ты́ простра́нство Созна́ния чи́стого,

Ты́ Осо́знанность, безграни́чно-свобо́дная,

Ты всегда́ остае́шься сами́м Естество́м,

и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.10

Ты сама́ благода́ть, Ты превы́ше всего́,

Ты всё́ и ничто́, вне ка́честв и сво́йств.

Е́сть только Ты́, Одно́ без второ́го,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.11

Ты́ чистый ду́́х, сама́ благода́ть,

Постоя́нство, Созна́ние, Вы́сшее Бла́го,

Твоя Су́ть — полнота́, соверше́нство и це́лостность,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.12

Ты То́, что Ты е́сть, само́ Просветле́ние,

Ты́ — это О́н, само Зна́ние-ви́дение,

Созна́ние Ты, твоя Су́ть — это Бра́хман,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.13

Ты́ бессме́ртие, Ты́ вездесу́щность,

Ты́ сам Бо́г, Всевы́шняя Су́ть,

Ты вне́ описа́ний и вне́ объясне́ний,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.14

Ты́ — это всё́, но Ты́ вне всего́,

Ты́ — сам Поко́й, запреде́льная Су́ть,

Ты́ неподви́жная Пе́рвопричи́на,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.15

Твоя су́ть и приро́да — ли́шь Бытие́,

То, что Е́сть, а не «что́-то тако́е, что бы́ло»,

приро́да Твоя́ постоя́нно чиста́,

и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.16

Ты́ соверше́нно вне́ всех веще́й,

Ты́ за преде́лами мельча́йших части́ц,

не́ существу́ешь Ты́ как объе́кт,

но и «не́бытие́» — это не́ о Тебе́.

2.17

Кто́ бы ты ни́ был, ты — О́н, Велича́йший,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.18

Ты́ за преде́лами це́лей и по́водов,

ведь Ты́́ — только це́лостное Созна́ние,

Ты вне́ причин-сле́дствий, вне́ переме́н,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.19

Приро́да Твоя́ — это Су́ть всего́,

приро́да Твоя́ — это Све́т во все́м,

свобо́ден от мне́ний Ты и́ разночте́ний,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.20

Вои́стину Ты́ — исключи́тельно Бра́хман,

Ты вне́ разделе́ний и́ злоключе́ний,

Ты́ Всеблаго́й, недели́мый на ча́сти,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.21

Ты́ за преде́лами все́х мудрых сло́в,

Ты́ просто зна́ешь Себя́ непосре́дственно —

Ты́ пребыва́ешь сами́м Собо́й,

и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.22

Всегда́ остае́шься то́лько Собо́й,

и все́, что ты ви́дишь, э́то лишь Ты́,

Ты в ве́чном блаже́нстве своего́ Естества́,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.23

Са́м себе́ Ты Госпо́дь и ца́рь,

своему́ Естеству́ пре́данно слу́жишь,

и приро́да Твоя́ — полнота́ всего́,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.24

Всегда́ пребыва́ешь Ты в со́бственном сча́стье,

и все́, что Ты зна́ешь, э́то лишь Ты́.

Ты са́мосия́ющее́ простра́нство,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.25

Своей и́стинной Су́ти никогда́ не преда́шь Ты,

ничего́, кроме и́стинной Су́ти, не ви́дишь Ты,

твоя Су́ть — бесконе́чности чи́стый некта́р,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.26

Своей и́стинной Су́тью ты ве́чно сия́ешь,

своей и́стинной Су́тью ты ве́чно цвете́шь,

Твоя Су́ть и есть Ты́ — ничего́, кроме Э́того,

в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.27

Ты всегда́ пребыва́ешь сами́м лишь Собо́й,

и повсю́ду ты ви́дишь то́лько Себя́,

наслажда́ешься Ты́ Собо́ю в Себе́,

и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.

2.28

Сута:

Рибху́, сын рожде́нного в ло́тосе Бра́хмы,

пове́дал всё э́то, обраща́ясь к Нида́ге.

А пото́м, видя в не́м соверше́нный сосу́д

для ми́лости Ши́вы, Рибху́ продолжа́л.

2.29

Рибху:

Так учи́л на Кайла́ше Ша́нкара Ши́ва

сы́на, досто́йного э́той любви́,

и тепе́рь переда́м я тебе́ это Зна́ние,

слу́шай внима́тельно, с откры́тым умо́м.

2.30

Весь проя́вленный ми́р не реа́лен совсе́м,

никогда́ не был со́здан, не́ существу́ет.

Все́, что ты ви́дишь, э́то ничто́,

э́того не́т всего, никогда не́ было.

2.31

Нет зри́мого ми́ра и́ нет ума́,

нет отде́льной души́ и отде́льной ли́чности,

э́того не́т всего, ни́когда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.32

Не́т никако́го возде́йствия ма́йи

и стра́ха возде́йствия ма́йи нет то́же,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.33

Не́т и того́, кто де́лает де́йствия,

и де́ланья не́т и не́т самих де́йствий,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.34

Не́т «одного́» и «двух» нет то́же,

нет ма́нтры, нет та́нтры, ничего́ нет тако́го,

э́того не́т всего, ни́когда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.35

Нет слу́шанья Гу́ру, не́т размышле́ний

над слова́ми его́ и не́т медита́ций,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.36

Нет ви́дов сама́дхи и те́х, кто в сама́дхи,

нет ме́ры для э́того, нет те́х, кто изме́рил бы,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.37

Несомне́нно, неве́денья не́т никако́го

и́ заблужде́ния то́же не́т,

э́того не́т всего, ни́когда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.38

Не́т ни причи́нно-сле́дственных свя́зей,

ни́ отноше́ний ме́жду веща́ми,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.39

Про́шлого-бу́дущего не́ существу́ет,

и́ настоя́щего то́же не́т,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.40

Нет ни Га́нги, ни Га́йи, ни́ моста Ра́мы,

ни други́х святых ме́ст для пало́мничества́,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.41

Нет земли́, нет огня́, нет воды́ и нет во́здуха,

и не́т никако́го простра́нства-эфи́ра,

э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.42

Не́т ни вели́ких бого́в, ни лока́льных,

не́т покрови́телей ро́да, нет гу́ру.

Э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.43

Не́т «далеко́» и «бли́зко» нет то́же,

не́т «середи́ны», «нача́ла», «конца́»,

не́т «еди́нства» и «мно́жества» то́же,

«ло́жного» не́т, но и «и́стины» не́т.

2.44

Не́т «свобо́ды» и не́т «несвобо́ды»,

нет «сло́в», нет «вре́мени», не́т «простра́нства»,

не́т ничего́, на что́ указа́ть,

не́т «реа́льного» и нет «сча́стья».

2.45

Нет борьбы́ двух нача́л и нет пра́вых-непра́вых,

ведь все́, что е́сть, это ли́шь Естество́,

не́т становле́ния и не́т увяда́ния,

прихо́ды-ухо́ды — э́то лишь ви́димость.

2.46

Нет «тепе́рь» и «пото́м», «ученика́» нет и «гу́ру».

Нет «реа́льно», нет «ло́жно», нет «е́сть» и нет «не́т».

Не́т никаки́х «соверша́емых де́йствий»,

как и «де́йствий, кото́рые совершены́».

2.47

Не́т ни наро́дов, ни ра́с, ни обы́чаев,

не́т усло́вий для Са́мопозна́ния,

нет эти́ческих но́рм, запре́тов и пра́вил

и нет пра́ведной жи́зни, веду́щей к спасе́нию.

2.48

«Всё́ — иллю́зия», «лишь Бра́хман реа́лен»,

«то́лько Созна́ние существу́ет» —

всё́ это про́сто слова́, а не И́стина,

«Я́ — Осо́знанность» — про́сто слова́.

2.49

И не́т никако́го тако́го «Я́»,

«ве́чного Я́», «Я́ неизме́нного».

Э́того не́т всего, никогда не́ было,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.

2.50

Всё́, что вы́ражено в слова́х,

всё́, что по́нято через у́м,

всё́, что спосо́бен пости́чь интелле́кт,

всё́, что я́влено в фо́рме мы́сли,

2.51

всё́, что дости́гнуто с по́мощью йо́ги,

всё́, что досту́пно о́рганам чу́вств,

сны́ и я́вь и глубо́кий со́н

и́ состоя́ние вне́ этих трё́х —

2.52

всего э́того по́просту не́ существу́ет,

и и́менно э́то осозна́ть тебе тре́буется,

подтверди́ть, что всё э́то — лишь обусло́вленность,

но́ не помо́гут тут ритуа́лы и пра́ктики.

2.53

Трё́х состоя́ний мате́рии не́т,

и и́х комбина́ций соотве́тственно не́т.

«Оди́н» или «два́» не́ существу́ют

и мно́жества то́же соотве́тственно не́т.

2.54

Не́т заблужде́ний и не́-заблужде́ний,

уве́рен будь: не́т ничего́ тако́го,

е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́,

и не́т ничего́, кро́ме Него́.

2.55

То́т, кто услы́шит всё э́то и при́мет,

оста́нется Бра́хманом навсегда́.

2.56

Ишвара:

Ка́к пузыри́ в океа́не, всплыва́ют

лю́ди и зве́ри в блаже́нстве еди́ном

вели́чия Ши́вы — в ве́чном Сейча́с.

Сно́ва и сно́ва поднима́ются во́лны

про́шлого-бу́дущего и́ происходя́щего —

ма́йя Моя́ для все́х и всегда́.

Но́ распозна́вший, что всё́ это ка́жимость,

что э́то лишь Я́ проявля́юсь во все́м,

что бы ни́ было я́влено и́ли воспри́нято,

от ми́ра страда́ний-пе́рерожде́ний

остае́тся отны́не свобо́ден наве́ки.

2.57

Но кто́ за преде́лы свои́х заблужде́ний

вы́йти не смо́жет, то́т не суме́ет

распозна́ть того Ши́ву, кото́рый всеве́дущ

и́ всеохва́тен и кото́рый причи́на

жи́зни всех те́л, ве́чный супру́г

жи́зненной си́лы, лучеза́рно сия́ющий

в сердца́х всех суще́ств,

подо́бный орлу́, что́ убива́ет

зме́я мирско́го су́ществова́ния.

Так заканчивается эта глава диалога между Рибху и Нидагой, названная «Учение Шивы своему сыну».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я