Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы

Глеб Давыдов

«Рибху Гита» – древнее индийское священное Писание, в котором содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов. Перевод выполнен с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому читается легко и действует мгновенно. Третья редакция.

Оглавление

Глава Девятая

9.1

Слу́шай, Нида́га, наставле́ние ре́дкое

о то́м, кто зове́тся «свобо́дным от те́ла».

То́т, кто не ду́мает о то́м, от чего́

он отре́кся, зове́тся «свобо́дным от те́ла».

9.2

Только Бра́хман, недви́жное Я́, Естество́

за преде́лами фо́рмы, Блаже́нство вне вре́мени,

сам в Себе́ пребыва́ющий, Тишина́ Абсолю́та,

во́т Он, «Свобо́дный от те́ла преде́лов».

9.3

Естество́ всех живу́́щих суще́ств, Суть все́го,

недви́жное Я́, от «свобо́ды» свобо́дное,

от «еди́нства» свобо́дное и́ от «свиде́тельства» —

во́т что «Свобо́дно от те́ла преде́лов».

9.4

Естество́ идеа́льное, Естество́ феери́чное,

Я́, игри́вая Е́стьность, Мое́ Естество́,

тиша́йшая и́ самобы́тная Е́стьность —

во́т что зовётся «Свобо́дным от те́ла».

9.5

Я́ есть сия́ющее́ Естество́,

всего́ Естество́, Мое́ Естество́,

нерожде́нная Е́стьность, Е́стьность бессме́ртная —

во́т что зовётся «Свобо́дным от те́ла».

9.6

Блаже́нное Я́, люби́мое Я́,

ве́чно свобо́дное Естество́,

всегда́ пребыва́ющее то́лько Собо́й —

во́т что зовётся «Свобо́дным от те́ла».

9.7

«Я́ только Бра́хман, Созна́ние то́лько,

Я́ лишь Еди́ное», — То́т, кто без «я́»

зна́ет всё э́то и́ не горди́тся —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.8

То́т, кто оста́вив все́ убежде́ния,

зна́ет одно́ лишь: «Я́ — это Бра́хман»,

пребыва́ет изве́чно в те́ле Блаже́нства,

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.9

Оста́вивший все́ убежде́ния вро́де

«всё́ это е́сть» или «э́того не́т»,

пребыва́ющий в Зна́нии «Я́ — только Бра́хман»,

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.10

О́ Естестве́ никогда́ Он не ду́мает,

Ему не́зачем по́мнить, что О́н Естество́,

пребыва́ющий про́сто сами́м лишь Собо́ю —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.11

Ему не́зачем ду́мать, что О́н Естество́,

что Он — «то́, а не э́то», Созна́ние, Е́стьность,

О́н просто зна́ет, что е́сть только О́н —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.12

В Тишине́ остава́ясь, Тишино́й пребыва́я,

зная то́чно, что ли́шь Тишина́ существу́ет,

Он изба́влен от чу́вства, будто что́-либо ва́жно —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.13

Естество́ запреде́льное, за преде́лами ка́честв,

Он не ду́мает да́же, что «всё́ — Естество́»,

Он вели́кая Е́стьность во все́х проявле́ниях —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.14

Для кого́ нет разли́чий во вре́мени-ме́сте,

кто не зна́ет разли́чий между «я́» и «друго́е»,

кто вообще́ вне разли́чий, за преде́лами ра́зниц —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.15

Ни «меня́», ни «тебя́», ни «его́», ни «того́»,

ни «друго́го», ни «э́того» не́ существу́ет,

безграни́чное сча́стье — во́т что есть Я́ —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.16

То́, что свобо́дно от вся́ческих ка́честв,

Е́стьность без «я́», ве́чное Я́,

пусто́тное Я́, просто Я́, Я без фо́рмы —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.17

Естество́ всего́ от всего́ свобо́дное,

Естество́ вне вре́мени — исто́чник вре́мени,

Естество́ всех бого́в, от бого́в свобо́дное —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.18

Естество́-этало́н, Естество́ вне сравне́ний,

Я без «я́» и Я́ без друго́го,

То́, что еди́нственно Е́сть, запреде́льное —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.19

Естество́ никогда́ не ине́ртное,

Естество́ внутри все́х и всего́,

говоря́т о кото́ром «мое́ Естество́» —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.20

То́, что свобо́дно от все́х конце́пций,

Бытие́ и Созна́ние и́ Блаже́нство,

не́ заявля́ет Оно́: «Я дости́г» —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.21

То́т, для кого́ не́т ничего́,

То́т, для кого́ е́сть только То́,

и не́т «просветле́нного», а то́лько Созна́ние —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.22

То́т, кто Всевы́шнее Естество́,

то́т, кто чи́стое Зна́ние то́лько,

то́т, чья фо́рма — ли́шь Бытие́ —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.23

То́т, у кого́ нет иде́и об э́го,

о Бо́ге, о Ве́дах и́ о вселе́нной,

обо «мне́» и «тебе́», а та́кже о Бра́хмане —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.24

То́т, кто Зна́ет, что «Я́ — это Бра́хман»,

то́т, кто Зна́ет, что «Я́ — это всё́»

и что не́т никако́го отде́льного ми́ра —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.25

То́т, кто Зна́ет: «Я Созна́ние то́лько»,

то́т, кто Зна́ет: «Есть то́лько Созна́ние»,

и кто Зна́нием э́тим пу́ст соверше́нно —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.26

То́, что всеце́ло Созна́ние то́лько,

что́ наслажда́ется Собо́й пребыва́нием,

чья́ сердцеви́на — чи́стое сча́стье —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.27

То́, чья приро́да — Естество́ без грани́ц,

прозра́чней прозра́чного, сама́ чистота́,

что́ за преде́лами само́й запреде́льности —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.28

Вне и́мени Бо́га, вне́ формы Бо́га,

но́ не безбо́жное, Естество́ всего́,

Естество́, кото́рое са́м Высший Бра́хман —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.29

Вне все́х состоя́ний и вне́ «запреде́льности»,

вне «себя́ самого́», вне «того́» или «э́того»,

не́возмути́мый как в беде́, так и в ра́дости —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.30

Поко́й в несвобо́де и в свобо́де поко́й,

Е́стьность всего́, центра́льная Е́стьность,

Е́стьность вселе́нская, Вы́сшая Е́стьность —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.31

Во всё́м соверше́нное Естество́,

всегда́ за преде́лами все́х преде́лов,

внутри́ Естество́, вне грани́ц Естество́ —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.32

За преде́лами зна́ния Естество́ и не-зна́ния,

за преде́лами чу́вств Естество́ и ине́ртности,

вне конце́пций об и́стине и́ не-исти́не —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.33

Растворё́нный и не́ растворё́нный,

будь то с це́лью и́ли свобо́дный от це́ли,

То, что Е́сть и То́, чего не́т —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.34

Естество́, преиспо́лненное Созна́ния,

Простра́нство Созна́ния, Блаже́нство Созна́ния,

Естество́, облаче́нное в фо́рму Созна́ния —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.35

Бытие́-Созна́ние-Блаже́нство — приро́да,

Бытие́-Созна́ние-Блаже́нство — фо́рма,

Бытие́-Созна́ние-Блаже́нство — всеце́лость

Естества́, что от те́ла всегда́ свобо́дно.

9.36

То́, что ве́чно напо́лнено Бра́хманом,

То́, что всегда́ пребыва́ет в Себе́,

То́, что на ча́сти всегда́ недели́мо —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.37

Чи́стая Е́стьность — моноли́тное Зна́ние,

фо́рма Ее́ — моноли́тное Зна́ние,

ве́чное Зна́ние, запреде́льность Блаже́нства —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.38

То́, у чего́ никогда́ нет те́ла,

То́, для чего́ никако́й нет па́мяти,

ве́чное Исти́нное Я́-Естество́ —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.39

То́т, для кото́рого у́м раствори́лся,

То́, чья есте́ственность — э́то лишь Бра́хман,

Е́стьность еди́нства, еди́ная Е́стьность —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.40

То́, для чего́ лишь Созна́ние е́сть,

То́, для чего́ исче́зли все мы́сли

и ка́чества и́ комбина́ции ка́честв,

зове́тся «Те́м, что Свобо́дно от те́ла».

9.41

То́т, для кого́ нет ни ме́ста, ни вре́мени,

постига́ть Ему не́чего и не́чего по́мнить,

не́т убежде́ний, даже са́мых высо́ких,

для Того́, кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.42

Боже́ств Блаже́нство, Блаже́нство Всевы́шнее,

о́т удово́льствий земны́х свобо́дное,

то́т, кто ви́дит, что ви́деть не́чего —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.43

Бу́дь то хоть «о́н», бу́дь то хоть «кто́-то»,

бу́дь то хоть «что́-то» и́ли ничто́,

Естество́ или не́-естество́, нева́жно —

и Созна́ние, и́ неосо́знанность — Я́.

9.44

Для кого́ мир явле́ний не́ То, что Е́сть,

для кого́ нет и «де́йствий, соверша́емых Бра́хманом»,

чья приро́да сия́ет сама́ по себе́ —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.45

То́, чье Блаже́нство слова́ми не вы́разить,

То́, что от все́х ощуще́ний свобо́дно

и что́ за преде́лами само́й запреде́льности —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.46

То́, что свобо́дно от де́йствий ума́,

То́, что не зна́ет де́йствий ума́,

То́, что свобо́дно от вся́ческих де́йствий —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.47

То́т, кто те́ло свое оставля́я,

соверше́нно не по́мнит о то́м, что есть те́ло, —

будь то пло́тное тело и́ли же то́нкое, —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.48

То́т, в ком совсе́м нет «со́бственной ва́жности»,

То́т, кто свобо́ден от всего́ соверше́нно,

То́т, кто всегда́ пребыва́ет лишь Бра́хманом —

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.49

Лишь Бра́хман Всевы́шний, запреде́льность Блаже́нства,

запреде́льная Е́стьность вне преде́лов себя́,

ни внутри́, ни снару́жи, не ви́димо гла́зу —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.50

Сама́ Суть Веда́нты, О́н пребыва́ет

в чи́стом и я́сном свое́м Естестве́,

о́т Естества́ Он уже́ не отли́чен,

зове́тся Он «Те́м, что от те́ла Свобо́дно».

9.51

Вкуша́я Некта́р Бессме́ртного Бра́хмана,

пребыва́я Некта́ром Бессме́ртного Бра́хмана,

раствори́вшись в Некта́ре Бессме́ртного Бра́хмана,

зове́тся Он «Те́м, что от те́ла Свобо́дно».

9.52

Сама Су́ть Некта́ра Бессме́ртного Бра́хмана,

Он и е́сть Некта́р Бессме́ртного Бра́хмана,

преиспо́лнен Некта́ром Бессме́ртного Бра́хмана,

и зове́тся Он «Те́м, что от те́ла Свобо́дно».

9.53

Блаже́нство Бра́хмана, запреде́льность Блаже́нства,

Блаже́нство Бра́хмана, сия́ние Су́ти,

Блаже́нство Бра́хмана, све́т запреде́льности —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.54

То́т, кто то́нет в Блаже́нстве Бра́хмана,

непреры́вный Некта́р Бессме́ртного Бра́хмана,

Блаже́нство Бра́хмана, Блаже́нство ве́чное —

во́т что зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.55

То́т, кто живе́т лишь Блаже́нством Бра́хмана,

для кого́ Нектар Бра́хмана — пре́данность Ши́ве,

Блаже́нством Бра́хмана кто́ в упое́нии,

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.56

То́т, кто пове́нчан с Блаже́нством Бра́хмана,

То́т, чья семья́ — лишь Блаже́нство Бра́хмана,

и кто ви́дит во все́х лишь Блаже́нство Бра́хмана,

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.57

Погруже́нный в Некта́р Всевы́шнего Бра́хмана,

остаю́щийся в хра́ме Блаже́нного Бра́хмана,

в непреры́вном пото́ке Некта́рного Бра́хмана

зове́тся «Те́м, кто от те́ла Свободе́н».

9.58

Для кого́ конец те́ла — Блаже́нство Бра́хмана,

и все́ ощуще́ния — Блаже́нство Бра́хмана,

и кто зна́ет то́лько Блаже́нство Бра́хмана,

во́т кто зове́тся «Свобо́дным от те́ла».

9.59

Мо́щью Блаже́нства Бра́хмана пья́ный,

до крае́в перепо́лненный Некта́ром бессме́ртия,

Он поко́ится ве́чно в Естестве-Бра́хмане

и зове́тся «Те́м, кто от те́ла Свобо́ден».

9.60

О свобо́де от те́ла пропе́л я тебе́,

вели́кому йо́гину, све́дения э́ти,

кото́рые в Ве́дах встреча́ются ре́дко,

и услы́шав кото́рые, ты от те́ла свобо́ден.

9.61

Сканда:

Госпо́дь всех беспо́мощных, припада́ю к стопа́м твоим,

о́, супруг У́мы, защи́тник всех сла́бых,

Ты в гирля́нде из звё́зд, твоя коро́на — луна́,

венча́ет она́ твои дрэ́ды вели́кие.

Поми́луй меня́, разруши́тель иллю́зий,

и́спепеля́ющий о́гненным гла́зом.

9.62

О трёхгла́зый3 Госпо́дь, весь в пе́пле свяще́нном,

пусть ло́тос ума́ моего́ расцвете́т,

узре́вши на ми́г твой взгля́д, полный Ми́лости,

избавля́ющий все́х от пе́рерожде́ний,

по́лных страда́ния и́ заблужде́ний

для вели́кого мно́жества живых суще́ств.

Открове́ния Ве́д, даже са́мые мо́щные,

не в си́лах изба́вить нас. Это мо́жешь лишь Ты́.

Так заканчивается эта глава диалога между Рибху и Нидагой, названная «Тот, кто Свободен от тела».

Примечания

3

Считается, что у Шивы три глаза. — Прим. пер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я