Так, от противного, можно ещё раз подчеркнуть нередуцируемость
телеологии культуры.
Эта реальность сохраняет
телеологию символического мира культуры и принимает на себя всю нагрузку реального мира свободы.
Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни; предметы его внимания – историческая
телеология и житейская мораль.
Этот диалог демонстрирует одну из проблем
телеологии: где закончить?
Но любопытно, что и механическая философия оказывается не в состоянии выдержать до конца последовательное развитие своих принципов, а кончает тем, что тоже старается вместить в свои рамки
телеологию, признать конечное торжество разума над неразумной причинностью, подобно тому как это делается и в философских системах, исходящих из совершенно противоположного принципа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: валёр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сама идея причинной связи природной среды, общества и культуры оказалась весьма креативной, несмотря на всю её наивность и «натяжки», особенно если вспомнить, что в то время преобладали две старинные объяснительные модели: религиозная
телеология и героический волюнтаризм.
Движение по культурному циклу хорошо выявляет
телеологию культуры: по авторской версии – объяснительную матрицу культурных процессов.
Впрочем, дело тут не только во внешнем принуждении, но и в известной
телеологии, которую большинство людей в той или иной степени вменяет политической жизни и государственному устройству.
Таким образом, необходимо проанализировать, как связаны между собой эти явно противоречивые принципы общественного развития, как можно обеспечить выполнение требований каждого из этих принципов на основе определённого соотношения
телеологии и генетики при разработке стратегии «российского прорыва».
Из всех ваших основоположений вытекает, что идеал впервые совершенный и истинный (ибо согласный с природой) есть инстинкт с его имманентною
телеологией.
Конституционная
телеология основывается на концепте современной конституции, на парадигме понимания роли, предназначения и функций современной конституции, которое разделяется конституционалистами в различных странах.
Таким образом, первые шесть частей могут быть объединены тематически: в них автор говорит о значении трёх частей души в целостном функционировании организма человека, который рассматривается с позиции
телеологии.
Рефлективная логика является также абстрактной формой такой трагистской логики, что определяет гегелевскую
телеологию истории, которую, в свою очередь, также можно понимать как «хитрость разума».
Гуссерль в своём проекте новой
телеологии отчасти восстанавливает кантовское понимание цели как особого «априори» в структурах «жизненного мира».
Этот род анализа также сохраняется в рамках статической феноменологии при том, что она не тематизирует историю и пред-данность всякий раз различных форм апперцепции: в качестве путеводной нити она принимает уже предначертанную форму предмета, чтобы выявить внутреннюю
телеологию, ведущую к единству оттенений.
Логическая
телеология имеет место для человека только там, где он судит о целях своей воли и их опосредованиях.
Именно нравственный акт делает очевидным деятельностную сущность человека, его свободу от внешней природной детерминации; именно здесь царит принцип
телеологии, стремления человека к высшей моральной цели, поставленной себе им самим.
Но целое не находится в рамках общей
телеологии.
Характеристика последнего в категориях «пост-христианства» не просто игра слов, с той лишь оговоркой, что время, для которого «христианство» перестало (или, для I–III веков, ещё не стало) быть своим собственным качеством – время, тотально отчуждённое от христианской
телеологии, – внутри христианского опыта продолжает оставаться временем свершения.
Телеология является основой платоновско-галеновской традиции во взглядах на физиологию живого организма.
Когда на вопрос: «Для чего у кошек острые кривые когти?» – мы отвечаем: «Чтобы ловить мышей» – это вовсе не говорит о нашей приверженности к метафизической
телеологии2, а означает лишь то, что ловля мышей является специальной функцией, важность которой для сохранения вида выработала у всех кошек именно такую форму когтей.
Поэтому мне пришлось полностью исключить эту часть объективной
телеологии.
Социальный дейксис первой испанской сказки отражает целостность различий, форму их совместимости, выводимости, следования в совместном труде в борьбе за счастье (именно совместная работа позволила товарищам пробиться в подземелье: дело, начатое одним, продолжал другой), форму выбора супруга, семиотическое определение юношей на соответствие и несоответствие идеалу,
телеологию бытия различиями для идеала.
Богословие в этом смысле вносит в человеческий поиск истины определённую
телеологию как ориентацию, обращение к смыслу человеческой жизни в перспективе вечности.
Если царство природы – это царство законов, а царство истории – царство целей, то
телеология может претендовать на своё место в качестве средства познания в истории.
Через систематическое изучение таких
телеологий сознание приходит к вопросу об основании своей фактичности как возможности смысло-образования и выявления ценности того, что наука представляет как свой результат – её теории и их коррелятивное содержание о мире.
Подводя итоги нашего обзора оппозиции концепций развития, следует отметить, что
телеология чаще всего была связана с поиском путей реализации высоких стремлений к свободе, счастью, справедливости.
Это проблема этики (соответственно, её позитивное решение предлагается в «Критике практического разума», в то время как в первой критике оно носит критическо-негативный или «апофатический» характер), но ни в коем не эстетики – ни в смысле трансцендентальной эстетики как области чувственного познания «Критики чистого разума», ни эстетики как способности суждения художественного вкуса третьей критики, которая подобным же образом подводит к порогу области божественного как к
телеологии эстетического, но отказывается отвечать – что там, за закрытой дверью сверхчувственного….
Слепой механизм этих активных сил находится на службе естественной логики; в глазах рациональной
телеологии обе системы – система необходимых средств и целей и система причин и следствий – совпадают, «как речь, прочитанная вперёд, и речь, написанная задом наперёд».
Красота, единство и связь падают перед анализом:
телеология изгоняется механикой, дуализм – монизмом; и те паутины, которые древние суеверия мысли сплели над лицом природы, искусство «разрывает или сметает».
Конечно, от понятия материи до понятия
телеологии она должна была быть параллелью развития «я» от чувства к воле, но она ещё не была задумана в своей свободной объективности.
Коссманн в своих «Элементах эмпирической
телеологии».
Лютеровская «вера» (задолго до декартовского «когито») даёт твёрдую почву сознанию, укореняя его не в детерминизме природы, а в
телеологии спасения.
Моя концепция
телеологии была, однако, бессознательно для меня самого, неопределённой в очень существенном пункте, том самом, в котором, по моему мнению, находится кантовская концепция.
В отличие от причинно-следственной связи, на которой настаивает наука,
телеология пытается разглядеть за всеми событиями мира последовательность каких-либо целей, в конечном итоге стремящихся к достижению одной общей цели.
Ты должен был научиться понимать начало перспективы во всякой оценке – отклонение, искажение, и кажущуюся
телеологию горизонтов, и всё, что относится к перспективе, и даже частицу глупости в отношении к противоположным ценностям, и весь интеллектуальный ущерб, которым приходится расплачиваться за каждое “за” и каждое “против”.
То, что глубоко противоречит смыслу
телеологии и, собственно говоря, опровергает её, то, что средство занимает место цели, становится её самой сублимированной формой.
Что можно и наоборот рассматривать как основу эти категориальные формы, которые доводят до человека многообразие связей мира, доказывает только, что
телеология вообще служит только предварительным и символическим выражением подлинного закона жизни.
Собственно, игнорирование альтернатив, отбрасывание иных, кроме предпочитаемых целей развития, лежало в основе исходной, примитивной версии
телеологии.
Ценностное суждение – слабое место
телеологии.
Однако даже эта форма психовиталистической гипотезы не может полностью решить проблему биологической
телеологии.
Одна вещь находится в другой, а другая в ней: настоящее заряжено прошлым и беременна будущим, – как часто говорил великий основатель современной
телеологии.
Вместо того чтобы принимать сторону антимодернизма или антипостмодернизма, более важным представляется пересмотр незавершённого критического проекта эпохи модерна, основанного на альтернативном понимании темпоральности, – не в качестве
телеологии прогресса или трансцендентности, а в виде суперпозиции и сосуществования гетерогенных времён.
Во-первых, намерение имплицитно включает
телеологию – целенаправленное действие, устремлённое к будущей цели; такое понятие намерения несовместимо с бихевиористскими взглядами.
Те, кто интересуется только предысторией проблем современности (или того состояния, которое было современностью в некий момент), следуют скрытой
телеологии и игнорируют те процессы, которые оказались прерваны, потерпели неудачу или сошли на нет.
Столь же важен и следующий вопрос: требуется ли использование категории «сопротивление» применительно к анализу власти
телеологии прогрессивной политики, которая мешает нам понимать формы существования и действия, не обязательно инкапсулированные в нарратив подавления и переписывания норм?
Биолог советовал бы оставить «априорную
телеологию», а лучше заняться перенесением на семиосферу таких понятий, как мутация.
В этом перечне доводов несложно отыскать скрытые постулаты
телеологии.
Телеология объясняет существование или возникновение предмета отсылкой к его цели или назначению.
Поэтому аристотелевскую
телеологию надо было примирить с представлениями о благодати – об актах божественной любви, которые в строгом смысле слова являлись безвозмездными дарами.