Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре
педагогической теории.
Однако наиболее предпочтительным подходом к построению
педагогической теории является использование единого дедуктивно-индуктивного механизма.
Философиявыполняет важную методологическую роль в процессе разработки
педагогической теории.
Совокупность отраслей педагогики и связи с другими науками образует единую систему
педагогических теорий.
Существует мнение, что большинство
педагогических теорий является индуктивными, а потому их выводы должны в обязательном порядке проходить экспериментальную проверку.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тачание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всё, что споспешествует приобретению педагогами точных сведений по всем тем антропологическим наукам, на которых основываются правила
педагогической теории, содействует и выработке её.
Вот в области цели, в области целесообразности я убеждён, что
педагогическая теория погрешила прежде всего.
Сила этой книги – в сочетании общепризнанных
педагогических теорий с авторскими методиками и наглядными материалами для класса и учительской.
Идеи гуманизма и гармонии пронизывают
педагогическую теорию и практику не только новой эпохи, но и всех последующих.
В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими
педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах.
Интенсивное развитие
педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в VIII в. привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов.
Многие современные
педагогические теории основаны на убеждении, будто детям интересно только то, что имеет общественную ценность, общественное наполнение или же «действительное применение»; вместе с тем, проведя один день в обществе нормального ребёнка, можно получить веские доказательства того, что даже чисто формальные упражнения доставляют детям немало удовольствия.
Среди деятелей церкви встречались образованные для своего времени философы: Тертуллиан(160–222), Августин(354–430), Аквинат(1225–1274), которые создали обширные педагогические трактаты, но
педагогическая теория далеко не ушла.
Он активно выступает, во-первых, против тенденции подчинения педагогики философии, стремящейся взять на себя функцию
педагогической теории и низвести педагогику до уровня прикладной дисциплины, и, во-вторых, против стремления представить педагогику междисциплинарной областью, что может привести к потере ею своих характерологических особенностей.
История педагогикиизучает возникновение и развитие обучения и воспитания в ходе становления человеческого общества, исследует развитие различных
педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в различные исторические периоды и у разных народов.
Я вижу в
педагогической теории три типа этих ошибок: это тип дедуктивного высказывания, тип этического фетишизма и тип уединённого средства.
Человек учёный и человек хорошо воспитанный для немца одно и то же; хоть он и старается положить в своей
педагогической теории границу между этими двумя понятиями, но на деле эта черта исчезает.
Итак, сделаем заключение, что при всём разнообразии подходов к понятию образовательной парадигмы и соответствующему термину представляется удобным пользоваться этим термином для обозначения наиболее крупных форм
педагогической теории и педагогического опыта, связанных с определёнными эпохами социальной истории и соответствующими им мировоззренческими (философско-религиозными) позициями.
Таков краткий, предварительный ответ на вопрос о том, почему в конце второго десятилетия XXI в. для истории и философии образования, для
педагогической теории столь важна рациональная форма теологического мировоззрения, важна теология образования, хотя схоластика как тип мышления утратила свою культурную идентичность, как минимум, два столетия назад.
Любая новая система оценивания, даже если она будет идеальна с точки зрения
педагогической теории и педагогических измерений, может оказаться неэффективной, если не будет учитывать исторический контекст, в котором формировалась и развивалась система контроля и оценки.
Поэтому-то журнал наш, чтобы не впасть в отрешённость от жизни и от потребностей народа, и в неприложимые отвлечённые
педагогические теории, должен постоянно руководиться живою действительностию, не терять из вида тех, с кем он имеет дело, и для этого должен издаваться в деревне и при деревенской школе.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой
педагогической теории и практики.
Обучение иностранных учащихся, особенно на предвузовском этапе, представляет собой имеющий чётко выраженную специфику вид педагогической деятельности, которая должна быть подкреплена адекватной
педагогической теорией.
Педагогическая парадигма, в контексте сказанного, – совокупность основных представлений, не всегда осознаваемых, лежащих в основе
педагогических теорий и педагогической практики.
Пафос современных отечественных
педагогических теорий состоит в том, что в объекте обучения пытаются увидеть черты субъективности, такие как активность, интерес или безразличие, индивидуальные особенности.
Как педагог-гуманист, он считал, что
педагогическая теория должна быть проникнута психологией.
Результаты исследования углубляют разрабатываемую в
педагогической теории проблему непрерывного (обусловленного конъюнктурой рынка) развития профессиональных и личностных качеств современного специалиста, а содержащиеся в нём теоретические положения и полученные экспериментальным путём эмпирические данные, обеспечивают процесс подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности, создают предпосылки развития его креативно-творческих способностей, повышают качество научно-образовательных услуг и совершенствуют отношения вузовских систем с рынком труда и инноваций.
По мнению большинства науковедов, педагогика относится к описательным теориям, её эмпирический базис весьма обширен и та или иная конкретная
педагогическая теория решает задачу упорядочения относящегося к ней многообразия фактов.
Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях
педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений, о методах их исследования, а также о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Практическая деятельность по управлению развитием образования, в целом и образовательным учреждением спортивного профиля, в частности, представляет собой источник развития
педагогической теории управления.
Предложен логический (проблемный) метод, ориентировавший на изучение преимущественно истории
педагогической теории.
Первое состоит в том, что мы до сих пор не имеем научно разработанной и авторитетной системы – ни в виде
педагогической теории воспитания глухонемого ребёнка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и особенностей физических, связанных с недостатком слуха, и социальным дефектом – отсутствием устной речи.
Третьимструктурным компонентом
педагогической теории должны были бы стать методы доказательства и правила вывода следствий из общих положений, основанные на формальной и диалектической логике, специализированных с учётом особенностей конкретного содержательного поля, в нашем случае педагогического.
Причём, оказалось, что у него на уме была, и собственная
педагогическая теория и учителем академик был превосходным.
Учёным разрабатывается исследовательская программа, направленная на апробацию и дальнейшее развитие этой концепции, на создание на этой основе общей
педагогической теории.
Задолго до создания
педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.
Он подчёркивал особую роль психологии как источника
педагогической теории.
Подобная недооценка педагогического наследия, с точки зрения учёных, его необоснованная критика могут оказать негативное влияние на развитие ценностных аспектов
педагогической теории и практики.
Таким образом, задачи и проблемы, представленные в пособии, включают в себя широкий спектр задач, которые могут представлять интерес для специалистов образовательной и социальной сферы, всех представителей
педагогической теории и практики, исследователей, для представителей органов управления различными социальными институтами, для обучающихся различных типов и видов образовательных организаций.
Сущность человека – есть совокупность общественных отношений, что вооружает
педагогическую теорию необходимым инструментом познания, ключом к пониманию процессов становления, развития и формирования личности, её социального качества.
Несмотря на все различия и оттенки, обусловленные особенностями теоретических схем смысловых идей, в которых развивались и возникали
педагогические теории, в них есть и нечто общее, внеконцептуальное, фиксирующее присущую смысловой идее особенность.
Учитывая специфику нашей страны, отечественные педагоги разработали национальную
педагогическую теорию и практику.
Сложившаяся обстановка исключала проведение длительных и фундаментальных исследований, поэтому активно использовались довоенные наработки
педагогической теории.
Мои педагогические труды сделали для меня совершенно необходимой попытку подвести под мою
педагогическую теорию философский фундамент и этим укрепить её.
При подготовке пособия авторский коллектив основывался на достижениях отечественной и зарубежной
педагогической теории и практики.
Однако, наряду с тем, каким может сделать образование человека, в
педагогической теории присутствует представление о том, каким он должен быть.
Идеал выступает в виде нормативного образца личности, задающего
педагогической теории систему ценностно-антропологических координат.
Концептуализация философско-педагогической антропологией выработанного культурой образа ребёнка позволяет понять содержание
педагогической теории и нормативно-ценностную структуру образовательной практики.
Так, например, вполне корректно говорить о педагогической культуре учителя, интегрирующей педагогическую позицию, качества, профессиональные умения, поведение, индивидуальные достижения в творчестве и т.п., или педагогической культуре семьи как способе сохранения межпоколенных связей, ценностей, социально-педагогического опыта; о педагогической культуре того или иного народа, той или иной конфессии как сфере педагогических ценностей, включающей
педагогические теории, педагогическое мышление, педагогическое сознание, культурные образцы практической деятельности.
Б.И. Коротяев в своей монографии «Педагогика как совокупность
педагогических теорий» определяет объект педагогикикак целенаправленный процесс формирования личности и коллективов.