В процессе
речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений.
Акт
речевой коммуникации имеет структуру, которая представлена схематически на рис. 3.2.
В тот или иной период развития общества конкретные виды
речевой коммуникации занимают доминирующее положение и оказывают наибольшее воздействие на сознание людей.
Участники
речевой коммуникации должны применять только те языковые средства, которые понятны всем.
Отличительная особенность
речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определёнными ожиданиями со стороны получателей сообщения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рыжей — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, выявление структуры и описание хода
речевой коммуникации позволяет осознать слабые и сильные стороны своего речевого поведения.
Это означает, что он не поставил себе в этой
речевой коммуникации элементарную задачу.
Вернейшим средством остановить строительство башни оказался разрыв
речевой коммуникации между строителями.
Таким образом, больше всего пользы эта книга принесёт людям, чья деятельность связана с ежедневным общением и прямо зависит от качества
речевых коммуникаций.
Важнейшим и почти неизученным свойством двухканальной системы
речевой коммуникации является взаимодействие каналов лингвистической и экстралингвистической информации, появляющейся во всех звеньях данной системы и на всех этапах обработки речевой информации мозгом.
Однако нельзя не учитывать, что речевой онтогенезпредставляет собой единый симультанный процесс, в рамках которого происходит формирование речемыслительных операций отображения окружающей человека (многообразной по своим проявлениям) действительности, овладения навыками
речевой коммуникации (общение с окружающими людьми посредством речи) и овладение универсальными средствами осуществления речевой деятельности – знаками языка (т. е. языком как системой знаковых единиц).
Они изучали высказывания, в которых реализуется установка собеседника, что и позволяло выявить социальные факторы
речевых коммуникаций.
На основе этих гипотез ребёнок предугадывает лингвистическую структуру будущих предложений, сравнивает эти догадки с реально появляющимися предложениями, отказывается от гипотез, не оправдавших себя, и развивает те, которые оказались приемлемыми в данной ситуации
речевой коммуникации.
Практика наблюдений в клинике за больными с различными формами афазии свидетельствует о том, что дефекты речи приводят не только к нарушению общей и
речевой коммуникации больного, но и к изменениям некоторых его личностных характеристик.
Её основная цель – определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию
речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.
Кодв
речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.
Вариативность проявляется на всех уровнях
речевой коммуникации – от владения средствами разных языков (следовательно, и варьирования, попеременного использования единиц каждого из языков в зависимости от условий общения) до осознания говорящим допустимости разных фонетических или акцентных вариантов, принадлежащих одному языку (в современном русском литературном языке это варианты типа було[шн]ая / було[чн]ая, поднялся́или подня́лсяи т. п.).
Вместе с тем, дополняя проводимые исследования, интент-анализ включает в рассмотрение социально-психологический и социокультурный контекст, увеличивает объём единиц анализа, что позволяет исследовать материалы естественной
речевой коммуникации.
По их мнению, социальная реальность приобретает смысл благодаря тому, что в процессе
речевой коммуникации люди представляют значения своих суждений в виде объективных свойств, признаков, приписываемых реальности.
Измерение в строгом смысле не применяется: основными критериями являются герменевтический подход к интерпретации и пострисуночная
речевая коммуникация.
Работа с ним даёт не только ситуативные решения, но и опыт для дальнейшего самостоятельного развития
речевой коммуникации.
Умение качественно наладить
речевую коммуникацию – мощное оружие в руках флориста.
Итак, первая тема – «основы успешной
речевой коммуникации».
Знание условий и факторов эффективной
речевой коммуникации значимо на этапе написания текста, его встраивания в конкретную речевую ситуацию предстоящего выступления.
Образовательные задачи направлены на то, чтобы вооружить учащихся системой знаний о русском языке; о его значении в жизни народа, о богатстве его лексического состава, о его звуковом и грамматическом строе; обучить школьников самостоятельному пополнению лингвистических знаний и совершенствованию их применения в практике
речевой коммуникации.
Остаётся в стороне вопрос о содержательном изучении деятельности, в рамках которой происходит
речевая коммуникация.
Типы
речевой коммуникации определяются по ряду признаков.
Национально-культурная специфика
речевой коммуникации складывается из системы факторов, обусловливающих отличия в организации, функциях и способе опосредования процессов общения, характерных для той или иной национально-культурной общности.
За последнее время изучение
речевой коммуникации претерпело глубокие изменения: традиционный формально грамматический подход сменился более широким подходом, принимающим во внимание социо-, психо- и нейролингвистические факторы в дополнение к чисто лингвистическому.
Рассмотрев различные трактовки феномена «политический дискурс», мы принимаем широкое понимание данного явления и считаем, что политический дискурс неправильно ограничивать только институциональными формами общения, и поэтому относим к политическому дискурсу широкий спектр ситуаций и форм
речевой коммуникации (от разговоров о политике в семье до официальных встреч руководителей государств).
Нельзя оставлять без внимания ни несомненную преемственность тенденций
речевой коммуникации в пределах одного языка, ни – в то же время – почти (?) повсеместную их распространённость в типологически разных языках и в условиях различных социально-политических систем.
Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи
речевой коммуникации.
Достаточно вспомнить классические исследования достоверности свидетельских показаний, в
речевой коммуникации всегда присутствуют неосознанные компоненты.
А. Р. Лурия подчёркивал, что при анализе общения необходимо выйти за пределы чисто
речевой коммуникации в анализ иной, невербальной смысловой организации мира, что является крайне важным для современного понимания проблемы общения и развития личности в целом.
По мнению большинства специалистов, изучающих «феномен» связности речи как важнейшее условие полноценной
речевой коммуникации, понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи [8, 44, 69, 89 и др.].
Речевые ситуации, которые представляют собой обстановку, перечень обстоятельств (явлений, предметов) реальности, вызывающих конкретную речевую реакцию, являются обязательной частью
речевой коммуникации на базе общей лексики.
Главная цель
речевой коммуникации – обмен информацией различного рода.
Различают устную и письменную формы вербальной
речевой коммуникации.
В каких бы условиях ни осуществлялась
речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе её лежит единая схема, или модель.
Традиции публичной
речевой коммуникации, а также специфическое отношение к спичрайтингу в разных национальных культурах и государствах в значительной степени определяют восприятие и оценку публичной речи субъектов PR.
Для начала следует отметить, что ещё до начала
речевой коммуникации покупатель должен обратить внимание на магазин и зайти в него (точнее, это вы должны сделать так, чтобы покупатель обратил внимание на витрину именно вашего магазина).
Под стратегией
речевой коммуникации понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.
Следует, однако, помнить, что в каждом акте
речевой коммуникации задействованы три стороны: 1-е лицо – автор (адресант) речи, 2-е лицо – получатель (адресат) речи, 3-е лицо объект изображения/говорения.
Это способствовало ещё большему прогрессу нервной системы, что, в свою очередь, привело к возникновению
речевой коммуникации, письменности и т. д.
Современные обязанности управленцев разных рангов требуют от них не только высокой профессиональной компетентности, но и нового мышления, овладения новыми методами
речевой коммуникации.
Только такие глупые существа, как люди, могли придумать столь непотребный способ
речевой коммуникации.