Здесь мы не будем подробно останавливаться на содержании
философских рефлексий относительно истории-реальности.
Весьма коллизионными оказываются отношения мифологем и идеологем в контекстах
философской рефлексии, которая выступает по отношению к ним в качестве порождающей структуры.
Онтологический подход – рассмотрение психиатрии как пространства
философской рефлексии: изучение психического опыта больного человека, сущности и содержания психической реальности.
Политическая философия – это «область пересечения философии и политической науки», где вопросы, осмысляемые политической философией, становятся областью политического, а ответы – формой
философской рефлексии по поводу того, как должно.
Нам представляется, что изыскание в данной области является не только возможным, но и необходимым сегодня именно потому, что в поле актуальной
философской рефлексии возникли предпосылки для устранения в сознании людей устойчивой связи между капитализмом и определённым способом производства (промышленным, предположим), так как столь узкий подход к проблеме капитализма не позволяет выявить продолжение и воспроизводство капиталистической логики в культурных, политических, любовных, психологических процессах, и проанализировать последствия, к которым данная тенденция приводит.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трёхгодовалый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но во всех этих некрологах речь идёт о субъекте
философской рефлексии, а также о субъекте желания и витальной энергии, в то время как перформативный субъект конституируется призывом действовать, стремлением продемонстрировать, что он – живое существо.
Как раз наоборот, обстоятельная
философская рефлексия показывает, что бытие мира, пока оно мыслится в себе и для себя, является весьма непонятным и необоснованным, каким бы совершенно очевидным этот мир ни был явлен нашим чувствам и опыту.
Поэтому, когда
философская рефлексия направляется на самое философию, т. е. когда она делает философию своей проблемой, она должна обратиться к готовому «историческому» чертежу и истолковывать его, как логический символ, представляющий философию в её идее и сущности.
Разочарование в возможностях научного познания, рационализма, справедливой перестройки социального мира в соответствии с разумными ориентациями привело к концу XIX – началу XX в. к расширению
философской рефлексии, к обострённому вниманию к иррациональному (от лат. irrationalis – лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное пониманию в рамках логического мышления, противоположное рациональному), что обусловило формирование таких направлений философии XX в., как философия жизни, экзистенциализм, персонализм, психоанализ и т. д.
Первым отчётливо выраженным актом
философской рефлексии о культуре были учения ранних греческих софистов, которые противопоставили мир человеческих творений и отношений – миру природы.
Классика
философской рефлексии учит, что в меняющемся мире надо и думать по-новому.
В последние годы фотография превращается в дисциплинарно обособленный предмет
философской рефлексии.
Философская рефлексия является необходимым элементом поэтического творчества.
Современная
философская рефлексия об образе идёт по пути его секуляризации – действие образа объясняют не верой в трансцендентный мир, а особым устройством формируемого им перцептивного пространства и времени.
Для адекватного понимания творчества необходима глубокая
философская рефлексия, а также соответствующая теоретико-литературная и эстетическая подготовленность, куда входит развитый эстетический вкус.
Её, эту границу, не всегда легко распознать, но именно она отделяет в культуре то, что подлежит научному изучению, от того, что требует
философской рефлексии.
И роль
философской рефлексии состоит в показе недостаточности любой частной истины, если она сведена к изолированному от целого элементу знания.
Поэтому наряду с мифом поэзия является одним из источников
философской рефлексии идеи вечного возвращения.
На основе
философской рефлексии строятся определённые модели права и анализируются последствия их применения в обществе.
Свобода в пределах
философской рефлексии обычно задаётся как одно из самых трудоёмких и проблематичных понятий и скорее предстаёт в виде собрания парадоксов и головоломок, чем стройного и ясного концепта.
Именно на это ориентирована ценностная ретроспектива
философской рефлексии.
В XIX столетии на волне развития исследований по проблемам различных культур (как исторически бытовавших, так и современных традиционных), по проблемам символической организации человеческого мира философия культуры становится самостоятельной областью
философской рефлексии, предметом которой являются человек и создаваемый им символический мир.
Противоречия между реальным выражением духовной культуры и самой социальной общностью нарастают, а их нивелирование на уровне
философской рефлексии чревато социальными кризисами.
Основным предметом
философской рефлексии становится абсурд существования – «состояние души, когда пустота становится красноречивой, когда рвётся цепь каждодневных действий, и сердце впустую ищет утерянное звено», а единственной по-настоящему достойной внимания философской проблемой – проблема самоубийства.
Поводом для постановки вопроса о формировании философии физической культуры и спорта как самостоятельной теоретической дисциплины в структуре «спортивной науки» прежде всего стал тот факт, что объектом
философской рефлексии стало такое важное и относительно самостоятельное социальное явление, как спорт, а также некоторые другие связанные с ним явления, – занятия физическими упражнениями, физическое воспитание и т. д.
Таким образом, те лингвистические средства, которые разрабатывались не только в опытах
философской рефлексии, но и в художественной литературе, скорее доводились до требуемой терминологической кондиции.
Отмеченные выше этапы становления и развития
философской рефлексии спорта и других связанных с ним явлений выделяют и другие исследователи.
Возможным решением этой проблемы может стать эссеизм как универсальный способ осмысления мира, как относительно новый вид
философской рефлексии «вне концепций и систем».
И таким образом он снова помещает термин energeia в центр
философской рефлексии.
Отчуждение от тела, данного человеку природой, стремление к созданию искусственных органов обусловливают необходимость
философской рефлексии научных и нравственных представлений о статусе телесности в системе ценностных ориентаций современной личности.
Но лишь
философская рефлексия даёт нам знание об этих счастливых моментах[41].
Нетрудно видеть, что в той ситуации «тайной полярности видимого и невидимого», о которой мы говорили, действительно содержатся экзистенциально-опытные предпосылки для идеи присутствия в связи с идеей бессмертия, что сначала получило художественное осознание в драматургии, а затем перешло в план
философской рефлексии французского мыслителя.
Выдающую роль в возрождении
философской рефлексии политики сыграли две основные работы.
Отсутствие
философской рефлексии здесь для нас будет подобно смерти.
То, что оно может быть предметом или темой
философской рефлексии, тоже, кажется, не вызывает сомнений или возражений.
Иначе говоря, примат практического разума не означает, что
философская рефлексия должна начинать с рассмотрения практического (в этом случае она неизбежно вовлекается в рассмотрение мотивов, связанных с чувствами), напротив, интересы практического разума требуют, чтобы разум в чисто теоретической сфере натолкнулся на такие вопросы, которые уже выходили бы из сферы познания, но необходимость которых не отменялась.
Философская рефлексия обеспечивает процедуру критического переосмысления и творческого освоения культурной традиции, выполняя роль медиатора во взаимодействии ментальных образов субъектов истории.
Благодаря
философской рефлексии человек освобождается от мифов и суеверий, обретает внутреннюю духовную свободу, способность самостоятельного мышления.
Это первое осознание нечто изменить в себе и в мире, проникнуть в его сущность – и была первая
философская рефлексия.
Философский психоанализ не покрыл всего поля
философской рефлексии психотерапевтического опыта.
Речь идёт о трудностях, на которые наталкивается
философская рефлексия при наблюдении за неразложимыми в анализе действиями сознания, такими как единство последовательности и одновременности в восприятии и воспроизведении.
Такого рода «трудности» есть признак того, что
философская рефлексия выходит за пределы метода, подражающего естествознанию.
Это связано, в первую очередь, с доминированием религиозного и художественного опыта в развитии русской культуры, где религия и искусство выступают и важнейшими формами её самопознания, беря на себя функцию
философской рефлексии над основаниями социального и исторического бытия.
Концептуальная категория «вера» в
философской рефлексии писателя представлена как определённый рубеж, граница – «место», к которому привёл разум, в котором он остановился, и идти дальше не может, и есть истинная вера, совсем другое, чем доверие (7 мая 1901; 29).
Названная непреодолимая граница, устанавливаемая и неукоснительно соблюдаемая
философской рефлексией, есть как раз то, что препятствует полному раскрытию в вещах и в мире полюса фактичности и историчности, выдвигая на первый план полюс всеобщих сущностей.
Таким образом, современная парадигма биоэтики характеризуется радикальным поворотом от способов эмпирического описания врачебной морали к обострённой
философской рефлексии над основаниями нравственности в биомедицинских исследованиях, своих собственных положений о моральных ценностях, расширению проблемного поля биоэтики с включением в неё не только нравственных, философских, но и правовых компонентов.
Расширение и обогащение горизонтов
философской рефлексии происходит посредством трансцендирования за пределы закреплённых традициями предметных сфер.
Но для фиксации этого нового содержания вновь требуется
философская рефлексия над наукой как особый аспект метатеоретического постижения действительности, в ходе которого и развивается категориальный аппарат философии.
Первый из них – длительный период
философской рефлексии отдельных аспектов этих социальных явлений и в рамках дисциплин, основным предметом которых были другие явления.
Так, философский уровень призван задавать научную эвристику, формулировать исходные научные гипотезы, обосновывать общенаучные понятия, задавать методологию и
философскую рефлексию научного дискурса.