Литературный язык признаёт вариативность нормы, т.е. наличие в пределах литературного языка «старших» и «младших» вариантов употребления, и субъективность в оценке
языковых фактов с точки зрения их допустимости.
Исходя из такого понимания проблемы, в работе предпринимается попытка рассмотреть комплексную проблему метафоры во всех её взаимосвязях и следствиях и свести подчас разрозненные
языковые факты, касающиеся метафорического способа номинации, в одну общую теоретическую картину.
К слову, на нём же были построены мои предыдущие книги – «Великий русский» и «Могучий русский», где я рассказывала об интересных
языковых фактах и разбирала типичные ошибки так, чтобы было понятно каждому.
Технологический уровень не образует структурной автономии, где «речевые факты» (в данном случае – вещь как «вербализованный» предмет) были бы нерелевантны при анализе вещей, как нерелевантны они при анализе
языковых фактов.
Тем не менее практически каждый ребёнок рано или поздно с этой задачей справляется, что с неопровержимостью свидетельствует о том, что дети умеют каким-то образом анализировать звучащую вокруг них речь, систематизировать
языковые факты, извлекая нужные для речевой деятельности языковые единицы и правила, которые и составляют в совокупности их собственную, постоянно меняющуюся и совершенствующуюся индивидуальную языковую систему.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дисфония — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По
языковым фактам можно судить о специфике рыболовного промысла и его развитии, об особенностях рыбалки как эмоционального увлечения, требующего от человека полного погружения в мир природы и знания очень тонких деталей её жизни.
Изучение русского языка способствует общему развитию учащихся, формированию у них способностей анализировать, сравнивать, обобщать
языковые факты и явления, логически строить свои высказывания на русском языке.
Функционально-семантическийподход рассмотрения
языковых фактов диктуется тем, что язык обретает жизнь в речи как способе выражения той или иной мысли.
Однако необходимо отметить, что ребёнок гораздо последовательнее в своём языковом развитии, чем инофон, что связано прежде всего с гармонией когнитивного и языкового развития ребёнка, проявляющейся в том, что категоризация
языковых фактов и категоризация явлений внеязыковой действительности связаны между собой, поддерживают одна другую, о чём мы уже говорили выше.
Здесь же отмечается, что «языковая система» (она же – «языковой стандарт») может трактоваться двояко – и как объективная система языка, и как «форма интерпретации лингвистом
языковых фактов» (Леонтьев, 1965, с.56).
При составлении современных вариантов программ по родному языку акцент делается не на перечислении
языковых фактов, а на их интерпретации, на том, как язык функционирует и какие универсальные языковые механизмы обеспечивают общение.
Следовательно, он подразумевает изучение
языковых фактов в историческом развитии.
Так, метод компонентного анализа лексики применяется для экспликации лексического значения; метод классификации и систематизации языкового материала по определённым критериям используется для обработки результатов исследования; с помощью метода дедукции формулируются обобщённые выводы на основании частных
языковых фактов.
Применение интерактивных методов позволяет исследователю-лингвисту использовать компьютер даже в тех случаях, когда какие-то
языковые факты трудно или невозможно формализовать: при помощи диалога с компьютером появляется возможность найти достаточно обоснованные и приемлемые приблизительные решения.
Автор не ставит перед собой задачу описания новых
языковых фактов (хотя иногда хочется обратить внимание лингвистов иных специальностей на факты некоторых языков, прежде всего японского, которым я уже много лет занимаюсь).
Между тем во всём этом нет ничего неестественного: если среда, в которой развивается язык, – это социальная среда, если функция языка – сделать возможными социальные отношения, если язык поддерживается и сохраняется лишь этими отношениями, если, наконец, границы языков, как правило, совпадают с границами социальных групп, то очевидно, что причины, от которых зависят
языковые факты, должны иметь социальную природу и что только рассмотрение фактов социальных позволит лингвистике перейти от изучения голых фактов к определению процессов, то есть от изучения предметов к изучению действий, от установления и констатации связей между сложными явлениями к анализу относительно простых фактов, каждый из которых рассматривается в своеобразии его развития.
По крайней мере присущая ему хронотопическая морфология, влекущая безусловную инвариантность его временных и пространственных параметров, уж точно находит своё прямое продолжение в том хорошо известном языковедам
языковом факте, что многие слова, принадлежащие сфере пространственной ориентации, будучи неоднозначны по своей семантике, принадлежат одновременно и сфере временной ориентации.
Однако анализ доступных
языковых фактов позволяет вскрыть системные языки и, следовательно, снимать информацию с системных файлов мозга.
Правда, между этими группами
языковых фактов существует постоянное взаимопроникновение: с одной стороны, значимые элементы становятся служебными, с другой – служебные постоянно семантизируются (осмысление грамматического рода как содержательно-половой характеристики, категория одушевлённости и т. д.).
Следовательно, сопоставление контактирующих языков поможет учителю определить последовательность изучения языкового материала, разработать систему упражнений и использовать для сопоставления аналогичные
языковые факты родного языка.
Не имеющие функциональной нагрузки
языковые факты или являющиеся второстепенными в функциональном отношении замечаются и осваиваются во вторую очередь.
Показательно, что данные
языковые факты встречаются в кодифицированных формах языка (публицистической речи).
Отметим один важный
языковой факт.
Напротив, он считал, что языкознание должно опираться на достижения психологии и социологии, что полное исследование
языковых фактов невозможно без обращения к данным этнографии, археологии, истории культуры.
Тем не менее практически каждый ребёнок рано или поздно с этой задачей справляется, что с неопровержимостью свидетельствует о том, что дети умеют каким-то образом анализировать звучащую вокруг них речь, систематизировать
языковые факты, извлекая нужные для речевой деятельности языковые единицы и правила, которые и составляют в совокупности их собственную, постоянно меняющуюся индивидуальную языковую систему.
Этому
языковому факту можно предложить следующее объяснение.
Очевидно, дети, обобщая
языковые факты, способны выходить на чрезвычайно глубинные уровни языковой системы, реализуя те из её потенций, которые остались не реализованными в речевом узусе.