Связанные понятия
Цеп (чеп, молотило) — ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже — нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
Молотьба ́ (обмоло́т) — одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев, початков или метёлок, стручков.
Сошни́к (ральник, омеш) — режущая часть сохи, плуга, культиватора и других сельскохозяйственных орудий, предназначенная для взрыхления почвы. Сошник является острым наконечником, который подрезает пласт земли, проводя борозды. Сошник плуга обычно называется лемехом.
Вено́к (от ст.‑слав. вѣно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные.
Кадка (кадь; от др.-греч. κάδιον, κάδος «кувшин, ведро», от др.-евр. kad) — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Также являлась мерой зерна.
Упоминания в литературе
Подсохшие
снопы увозили с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. В некоторых местностях (там, где теплее) коробочки с семенами прямо на поле отрывали руками либо обрубали топорами, срезали косой. Семенные коробочки обмолачивали колотушками, дубинками, цепами, вальками, лапами (изогнутыми тяжелыми и очень прочными палками, вырезанными из ствола дерева вместе с корнем). В дело шли все подходящие инструменты. В работе участвовали дети, молодежь, главное – нужно было сделать работу в короткие сроки. Полученные семена ссыпали в крепкие холщевые мешки и хранили в сусеках – специально отгороженных местах в зернохранилище или амбаре. Стебли, которые предназначались для изготовления ткани, связывали в снопы, при необходимости досушивали.
Полноценные семена редек можно получить лишь на второй год. Для этого маточные корни высаживают весной, на теплом, солнечном участке. Стебли семенной редьки вырастают настолько прочными, что никакой поддерживающей ограды они не требуют. Поскольку семена в стручках поспевают неодновременно, стебли перед обмолотом досушивают в помещении (связывают
снопами и подвешивают в сенях или под навесом). Семена не утрачивают всхожести три-четыре года.
Некоторые сорняки настолько приспособились к условиям жизни культурных растений, что существуют как спутники последних – куколь обыкновенный, василек синий. Среди них имеются такие, которые засоряют преимущественно один или несколько сходных по биологическим особенностям родов культурных растений. Такие сорняки называются специализированными. В посевах льна можно встретить специализированные виды плевела, торицы, рыжика. Посевы ржи часто засорены специализированным видом – костром ржаным, а посевы проса – отдельными видами щетинника. Специализированные сорняки характеризуются следующими признаками: 1) цикл их развития совпадает с циклом развития культурного растения, 2) они достигают высоты среднего яруса, поэтому с уборкой попадают в
сноп , обмолачиваются и засоряют зерно культурного растения, 3) по форме, массе и величине зачатки сорняков (семена, плоды и др.) настолько подходят к семенам культурного растения, что отделить их при обычных способах очистки семян невозможно.
1. В магазинах продается много различных круп, часто даже взрослый человек не может объяснить, из зерен какого растения получили ту или иную крупу. Сегодня мы узнаем, из каких культур получают крупы и какое воздействие на организм они оказывают (будут проведены демонстрация гербария и
снопов зерновых культур, беседа об их значении).
Некоторые садоводы, защищая от грызунов штамбы деревьев, начинают укрывать их уже в сентябре, когда еще достаточно тепло. Но природой предусмотрена естественная осенняя закалка коры деревьев в прохладные дни и холодные ночи. Укрытые раньше времени ткани штамба оказываются в тепличных условиях, что существенно понижает их зимостойкость и создает вокруг стволов парниковый эффект. В бесснежный период даже небольшие морозы приводят к опасным повреждениям коры таких деревьев. Она шелушится, растрескивается, отслаивается от древесины. Эти повреждения порой обнаруживают позднее, и садоводы не понимают, что стало причиной несчастья. Поэтому обвязку штамбов целесообразнее осуществлять поздней осенью, дождавшись заморозков до —5–7 °C и промерзания почвы на глубину 3–5 см. Для того чтобы у плодовых деревьев, облепихи и красной смородины весной при оседании снега не обламывались скелетные ветви, в ноябре их подвязывают к вертикальным или наклонным опорам. В особенности это нужно сделать, если ветви отходят от ствола под острым углом. Иногда ветки не подвязывают к опорам, а связывают в форме
снопа .
Прежде чем рассказывать о самых распространенных способах гадания, следует ознакомиться с приметами, связанными с гаданиями на Руси. Эти приметы помогали человеку определиться со сроками, когда и какое агрономическое действие ему нужно было совершить: посеять или сжать посеянное и уложить в
снопы . Для людей, кормящихся полем, это было гораздо важнее астрологических выкладок, поэтому преимущественно складывались агрономические приметы.
В печи еще и парились. Русская печь свободно вмещала двоих взрослых. Под печи прикрывали
снопом ржаной соломы, чтобы не прожигало. На шесток клали чистый половичок. Дальше человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками.
«Нравственная суровая простота деревенского быта, – писали современники, – была чиста и выражалась заповедью неустанного физического труда, молитвой Богу и воздержанностью от всяких излишеств». Подражание старшим считалось хорошим тоном, и девочки возле матери, старших сестер или невесток, а мальчики с отцом и братьями в неустанных заботах о семье приобретали знания и умения, так необходимые в будущей самостоятельной жизни. Дети принимали участие во всех работах: мальчики с пяти-шести лет выезжали на пашню, боронили, возили
снопы , а уже в восемь лет им доверяли пасти скот и выезжать в ночное. Девочек с этого же возраста обучали ткачеству, шитью, рукоделию и, конечно же, умению вести дом: все должно быть трудово, а не трудово – грех.
Связанные понятия (продолжение)
Мо́лот — орудие труда, использующееся для нанесения ударов при ковке металлов, разбивании камней и пр.
Рог изоби́лия (лат. cornu copiae, устар. рог благосостояния) — источник изобилия и богатства, восходящий к древнегреческой мифологии.
Гра́бли — сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев уже разрыхлённой почвы, очистки от выкопанных корней сорных трав, лёгкого разрыхления последней между рядами растений (употребляются тяжёлые железные грабли с остроконечными зубьями), а также для грабления, сгребания или сгромаживания скошенной травы (отсюда особенные названия рабочих: гребщик, гребчиха, громадильник, громадильница, громадильщик, громадильщица), переворачивания её и вообще при уборке культивируемых растений...
Скирда ́, скирд — плотно сложенная, сужающаяся кверху масса сена, соломы или снопов, которой придана продолговатая прямоугольная двускатная форма, предназначенная для хранения под открытым небом.
Поло́тнище — основная часть знамени, штандарта, вымпела или флага. В Российской империи полотнище изготовлялось из шёлковой материи высшего качества (репс, фай, гроденапль или знамённая ткань, реже гродетур или камлот). Полотнище является наиболее важной частью флага, знамени и штандарта.
Кадуце́й (лат. caduceus), или керикион (др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Сходные символы были распространены и у других древних народов (см. урей Уаджит). Подобно современному парламентёрскому флагу, был необходимым атрибутом глашатаев, посылавшихся в неприятельский лагерь, и ручательством их неприкосновенности.
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
Лопа́та — ручной инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом, представляющий собой лоток (полотно), насаженный на рукоять (черенок). Общепринятое название всех прямых лопат — штыковые — произошло от слова «штык».
Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию. Славяне отдыхали преимущественно зимой (коляда, святки, масленица), тогда как лето было временем жатвы (страда). Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания и оно практически никогда не носило товарного характера.
Секи́ра — древнее рубящее холодное оружие, одна из разновидностей боевого топора с длинным лезвием. Также устаревший (традиционно-поэтический) синоним слова «топор» в широком значении.
Жердь — тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов, крыш и другого.
Соло́ма — сухие стебли злаковых и бобовых зерновых культур, остающиеся после обмолота, а также стебли льна, конопли, кенафа и других растений, освобождённые от листьев, соцветий, семян. Солома для транспортировки, хранения и дальнейшего использования прессуется пресс-подборщиками в рулоны или блоки.
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
Беличий мех (vair) — один из двух мехов, традиционно используемых в русской и мировой геральдике.
Ко́новязь (жен., устар.) — место для привязывания лошадей в виде столба с кольцами, кольев с протянутой по ним верёвкой или закреплённой в горизонтальном положении поперечины.
Куде́ль , куде́ля — очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.
Пояс (фр. fess) — почётная геральдическая фигура, простирающаяся в горизонтальном направлении от середины правого края щита к левому. В русской геральдике волнистый пояс называется иногда рекой, а зубчатый — стеной. Расположение гербовых фигур горизонтально именуется «в пояс».
Борона ́ — сельскохозяйственное орудие для обработки почвы. Боронование предохраняет почву от высыхания, выравнивает её поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки. Могут использоваться как отдельно (например, агрегатироваться с тракторами на сцепках), так и совместно с другими сельскохозяйственными орудиями (плугами, сеялками, культиваторами и др.).
Копна ́ — уплотнённая конусообразная куча сена или соломы, обычно складываемая на месте уборки. Копна имеет значительно меньший размер по сравнению со стогом и скирдой.
Кума́ч (от араб. kumāš) — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет. В XVIII — первой половине XIX века кумач изготавливался татарами Казанской губернии, со второй половины XIX века производство кумача освоили и на фабриках других губерний России. Со второй половины XVIII века «кумачовый» или «кумачный» воспринимался как красный цвет.
Кайло ́, Кайла или кирка́ — ручной ударный инструмент, предназначенный для работы по камню, каменистому грунту, очень плотному грунту, для разрушения старой кладки, и так далее, род мотыги, для земляных, огородных или каменных работ.
Карава́й (коровай) — главный свадебный хлеб у славян, большой, чаще всего круглый, который делят на свадьбе для угощения всех её участников. Обычно искусно украшенный.
Веретено ́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см .
Се́но — высушенные стебли и листья травянистых растений, скошенных в зелёном виде, до достижения ими полной естественной зрелости. Применяются в качестве продукта питания для сельскохозяйственных животных в тех районах, где климатические условия не позволяют круглогодичное использование свежих кормов.
Ви́лы — сельскохозяйственный переносной ручной инструмент, используемый крестьянами в сельском хозяйстве для погрузки и выгрузки сена и других продуктов сельского хозяйства, а также создания проколов в почве для её аэрирования.
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Жатва — время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Российские крестьяне чаще называли время уборки хлебов жнитвом. Время жатвы, или жнитва озимых хлебов, приходится на июль, самый жаркий обычно в году месяц. Быть целый день на солнцепёке в такую пору от зари до зари — работа в высшей степени тяжёлая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому издавна время жатвы называлось народом не просто рабочей порой, как говорили о навозице (вывозке навоза на поля; пахоте...
Деление щита (сечение, разделение) — геральдический приём и термин, означающий разделение поля щита на две или более различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий. Преимущественно щит делят на несколько равных частей, гораздо реже встречается деление на неравные части. Линии деления, независимо от своей формы, всегда проходят в одном из четырёх возможных направлений: вертикально (в геральдике — рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально...
Гумно ́, гувно или ток (старорусское токъ, укр. тiк, болг. ток, польск. tok) — расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна.
Стог — большая высокая, сужающаяся к вершине, обычно округлой формы, с закругленной вершиной куча сена, соломы или снопов, плотно уложенных для хранения под открытым небом. Стог складывают обычно из множества копён.
Бурое сено — одна из двух основных разновидностей сена, получаемая в процессе дополнительного самонагревания растительной массы, а не просто в результате сушки на открытом воздухе.
Ячме́нь обыкнове́нный (лат. Hordéum vulgáre) — травянистое растение, вид рода Ячмень (Hordeum) семейства Злаки (Poaceae). Важная сельскохозяйственная культура, одно из древнейших культурных растений в истории человечества (растение начали возделывать около 10 тысяч лет назад).
Жа́тва (процесс уборки злаковых культур) — один из наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле славян, относившихся к хлебу как к высшей ценности. В обрядовом комплексе, сопровождавшем жатву, особенно выделялись ритуалы, отмечающие её начало (зажинки) и конец (обжинки, дожинки).
Градобитие (также градобой) — физическое повреждение отдельных растений, а также целых полей, садов, лесов и огородов выпадающим градом. В некоторых случаях от града также иногда могут погибнуть или получить ранения птицы и животные, как домашние так и дикие. Степень ущерба от градобоя зависит от многих параметров: интенсивности и продолжительности града, величины градин, силы ветра, а также вида растения и фазы развития.
Пшени́ца (лат. Tríticum) — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae), ведущая зерновая культура во многих странах.
Валок - это ряд срезанного (скошенного) сена или мелкой зерновой культуры. Это позволяет высыхать перед прессованием. Что касается сена, то валок часто образуют сенокосные грабли , которые сгребают сено, срезанное косилкой или косой, в ряд, или он может естественным образом образовываться при сенокосе. Для небольших зерновых культур, которые должны быть собраны, валок формируется косилкой-плющилкой, которая одновременно срезает урожай и формирует валок.
Мяки́на (поло́ва) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих плёнок колосков, стручьев, обрывков, стеблей и пр.
Мога́р (от лат. moharicum), или Щети́нник италья́нский или итальянское просо (лат. Setária itálica) — однолетнее культурное растение семейства Злаки (Poaceae), вид рода Щетинник, пищевая и кормовая культура, по своим качествам сходная с просом. Растение известно также под грузинским названием ღომი. Возделывается на сено, зелёный корм, силос и зерно, как крупяная культура.
Диду́х (укр. дідух, дід, дідок, квітка) — сноп жита, стоявший на Рождество в углу, символизирующий дух опекуна хозяйства и покровителя рода. Дидух считается одним из древнейших культов украинской рождественской обрядности.
Пережины (прожин) — согласно поверьям, способ магического отбирания урожая с чужого поля, известный у русских, реже у белорусских крестьян.