Неточные совпадения
— Хвастал мудростью отца, который писал против общины, за фермерское — хуторское — хозяйство, и называл его поклонником Иммануила Канта, а папаша-то Огюсту Конту поклонялся и даже сочиненьишко написал о естественно-научных законах в области
социальной. Я, знаете, генеалогией дворянских фамилий занимался, меня интересовала
роль иностранцев в строительстве российской империи…
— Я — смешанных воззрений.
Роль экономического фактора — признаю, но и
роль личности в истории — тоже. Потом — материализм: как его ни толкуйте, а это учение пессимистическое, революции же всегда делались оптимистами. Без
социального идеализма, без пафоса любви к людям революции не создашь, а пафосом материализма будет цинизм.
«Нужно создать некий
социальный катехизис, книгу, которая просто и ясно рассказала бы о необходимости различных связей и
ролей в процессе культуры, о неизбежности жертв. Каждый человек чем-нибудь жертвует…»
«История — результат культурной деятельности интеллигенции. Конечно — так. Учение о
роли классов в истории? Это — одна из бесплодных попыток теоретического объяснения
социальных противоречий. Не буржуа, не пролетарии пишут историю, а некто третий».
«Воспитанная литераторами, публицистами, «критически мыслящая личность» уже сыграла свою
роль, перезрела, отжила. Ее мысль все окисляет, покрывая однообразной ржавчиной критицизма. Из фактов совершенно конкретных она делает не прямые выводы, а утопические, как, например, гипотеза
социальной, то есть — в сущности, социалистической революции в России, стране полудиких людей, каковы, например, эти «взыскующие града». Но, назвав людей полудикими, он упрекнул себя...
Можно даже было бы сказать, что чистый внутренний трагизм человеческой жизни не был еще выявлен, т. к. в трагизме прошлого слишком большую
роль играли конфликты, порожденные
социальным строем и связанными с этим строем предрассудками.
Вопрос о мировой
роли России, о ее судьбе приобретает огромное значение, он не может быть растворен в вопросе о народном благе, о
социальной справедливости и т. п. вопросах.
Но
роль моя связана была главным образом с тем, что я хорошо знаю марксизм, критиковал марксистскую философию, но признавал в марксизме некоторую
социальную правду.
В нем русский дворянский культурный слой как бы защищает свое право на привилегированную
роль, не хочет покаяния в
социальном грехе.
Социальная проблема у меня играет гораздо большую
роль, чем у других представителей русской религиозной философии, я близок к тому течению, которое на Западе называется религиозным социализмом, но социализм этот — решительно персоналистический.
Но
роль Вл. Соловьева в истории русских
социальных идей и течений остается второстепенной.
У него
социальная тема играла большую
роль, и есть даже родство с коммунизмом-коллективизмом, идеология труда, регуляция природы, проективность.
Вообще — со мною обращались довольно строго: когда я прочитал «Азбуку
социальных наук», мне показалось, что
роль пастушеских племен в организации культурной жизни преувеличена автором, а предприимчивые бродяги, охотники — обижены им. Я сообщил мои сомнения одному филологу, — а он, стараясь придать бабьему лицу своему выражение внушительное, целый час говорил мне о «праве критики».
Все личное в человеке противоположно всякому автоматизму, который играет такую
роль в человеческой жизни, автоматизму психическому и
социальному.
Религиозные, национальные,
социальные идеи могут играть такую
роль поработителей, одинаково идеи реакционные и революционные.
И автоматизм играет огромную
роль в
социальной жизни.
В
социальной жизни немалую
роль играют сновидения, порожденные подсознательным, и даже настоящий бред.
Мотив страха нередко играл определяющую
роль в религиозных верованиях, миросозерцаниях,
социальных институтах, обычаях и бытовых устроениях.
Демагогия, которая владеет массами через лесть и через уступку массам высших ценностей и которая играет такую
роль в революционных
социальных движениях, всегда означает предание количества качеству, извращение иерархии ценностей, отречение от благородства во имя похоти власти.
Роль социальности в нравственной жизни так велика, что люди принимают за явление нравственного порядка то, что есть лишь явление порядка
социального,
социальные нравы и обычаи.
Тут поставлена проблема теодиции, проблема оправдания страдания, которая есть основная русская проблема и источник русского атеизма, проблема цены прогресса, которая будет играть большую
роль в
социальной мысли 80-х годов.
Авторитет играет огромную
роль в истории
социальной обыденности.
Это ясно должен сознать русский промышленный класс и этим сознанием изготовить себе творческую
роль в
социальном перерождении России.
Приезжие мастера заставляли будто завидовать столице герцога всё те страны, где искусство падало, нисходя до служебной
роли гражданским и
социальным идеям.
Классовым антагонизмам и классовым искажениям человеческого образа принадлежит огромная, хотя и не почетная
роль в
социальной жизни.