В современной
социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.
Коллективизму нечего противопоставить новой
социальной теории.
Параллели можно провести с развитием
социальных теорий и практики управления, которые в свою очередь формировали представления о том, как взаимодействуют люди в рамках группы.
Однако необходимо помнить, что определённые
социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества.
Из этих количественных данных самих по себе невозможно извлечь научную
социальную теорию, отвечающую требованиям логики и методологии науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спросовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В некотором смысле она уже включает объекты в
социальную теорию настолько полно, насколько это возможно.
Использование
социальной теории позволяет лучше понять, как социальный опыт клиента и психотерапевта влияет на их отношения и динамику психотерапевтического процесса.
Прежние
социальные теории почти всегда либо предлагали некие модели совершенного общества, либо описывали процессы, какими они должны быть в идеале.
Единство исторического, философского и научного подходов (и только оно) способно послужить основанием для создания сперва комплексной социальной концепции, а в перспективе и общей
социальной теории спорта (см. ст. «История как наука», «Типы научной теории»).
Я думаю, что интервенция в область
социальной теории может быть продуктивной и здесь – хотя бы в том отношении, что она позволяет задуматься о характере мотивов и мотиваций, предопределяющих опыт само/наблюдения и воображения.
Однако на протяжении последнего десятилетия эти разговоры кристаллизовались во влиятельную
социальную теорию, которая претендует не только на анализ актуальных технологий и предсказание их будущего, но и на рассмотрение последствий технологических изменений для общества в целом.
Подобное представление о роли
социальных теорий существенно отличается от её типового восприятия психологами, особенно отечественными, как предназначенных для выполнения преимущественно когнитивных, а не социальных функций:объяснения и обобщения эмпирических данных, создания концептуальной основы для эмпирических исследований и т. д.
То есть современной социальной философии, представленной в виде
социальной теории, иногда не хватает философичности.
При этом достаточно строгое построение
социальной теории требует применения понятий «система» и «коммуникация», а логически наиболее корректно определять общество как «оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций, производящую коммуникации из коммуникаций» [Луман. 1994, с.31–32].
На новом этапе развития
социальной теории марксизму необходимо было решить принципиальную задачу, сформулированную ещё в раннем марксизме: перейти от понимания коммунизма как негативного движения, разлагающего существующее буржуазное общество, к позитивному утверждению коммунизма как формы самосознания, «неопосредованной отрицанием религии и частной собственности».
Устранив «основной вопрос философии» и все те противоречия, которые из него вытекают, мы снимаем и в рамках
социальной теории оппозицию материального и идеального.
Так родилась концепция
социальных теорий журналистики,которые позволяют увидеть «взаимосвязи прессы с обществом, взятым во всём богатстве его измерений и аспектов изучения… [с помощью которых] устанавливается тесная кооперация науки о печати с классическими дисциплинами обществоведения».
Ясно одно: даже если марксизм сегодня не является фундаментом для многочисленных левых, он всё равно жив хотя бы в словосочетании «постмарксизм», а повестка радикальной
социальной теории настолько разнообразна и актуальна, что вряд ли можно рассуждать о каком-либо кризисе левой идеи.
Это значит, что есть такой единый язык описания социального, который может быть использован в разных
социальных теориях одновременно – это язык, исходным термином которого является «социальное действие».
На первый взгляд, фундаментальная
социальная теория является также наукой генерализирующей.
К идее советов марксистская
социальная теория шла постепенно.
Ещё одним парадоксом развития отечественной системы социальной помощи и отечественной
социальной теории является постепенное проникновение представлений о западной структуре социальной защищённости.
Как рациональные методологические модели высокой степени обобщённости, обладающие императивной силой для исследователей, эти парадигмы предписывали или продолжают предписывать разработку конкретных проблем
социальной теории в русле определённых исходных мировоззренческих и познавательных принципов.
Ведь максимум, что можно требовать от практического движения – руководствоваться соответствующей
социальной теорией, и минимум, что следует адресовать данной теории, – это ответственность (и в высоком, позитивном смысле слова, и в обычном, негативном значении) и за реализованное, и не за реализуемое, и за «искажённое», «деформированное», «ложно» понятое и т. д.
Британский социолог, один из самых ярких представителей
социальной теории, исследователь глобализации и постмодернизма.
Допуская амбивалентность различных социальных систем в зависимости от фактической констелляции доминант социализации, а также содержательных особенностей «культурных образцов», она, тем не менее, наследует черты классической
социальной теории, нацеленной на построение всеохватывающих систематических теорий.
Двумя формами социальной реальности в рамках драматического являются трагическое и мелодраматическое, о которых можно говорить как о категориях
социальной теории, содержание которых может существовать сначала в формах, способах деятельности (в виде импульсов), затем приобретает всеобщее значение для определённого типа культуры (в виде трагического и мелодраматического), а потом происходит отделение этих форм от самой деятельности и признание их «самостоятельного» существования в сфере идеального (как формы социальной реальности).
– Я это и имею в виду, – сказал вождь, откладывая в пепельницу погасшую трубку, – правильная
социальная теория нам нужна как раз для того, чтобы все люди в партии и государстве были на своих местах, строго по науке.
Школа юристов, известная также как фацзя, или легализм, уделяла особое внимание вопросам
социальной теории и государственного управления.
Следовательно, я интерпретирую медиакультуру в контексте критической
социальной теории и тем самым использую медиакультуру для освещения социальных явлений и факторов.
Новые направления в системной
социальной теории. Системный анализ социокультурных явлений. Социум как объект системного познания. Системный анализ личности.
Здесь мы считаем целесообразным обратить внимание на одно обстоятельство, в высшей степени важное и с точки зрения
социальной теории, и с точки зрения социальной практики.
Теперь, прояснив вопрос о дисциплинарном статусе материалистического понимания истории, мы можем рассмотреть собственно философские основания
социальной теории марксизма.
В этом контексте задачей
социальной теории оказывается выяснение неочевидных оснований этих зависимостей, мер, порядка и процесса их взаимосвязи.
Секуляризация – это в одно и то же время
социальная теория, политическая идеология и социологическая парадигма.
Девиз «человек человеку волк», который не имеет отношения ни к капитализму, ни к волкам, вполне подходит к
социальной теории этики.
Социальные проблемы требуют коллективных решений по их разрешению с помощью
социальной теории.
Истинность
социальных теорий проверяется в практической, деятельности людей (производственной, общественно-политической), и основным показателем их правомерности служит эффективность.
Мы полагаем, что
социальная теория должна быть освобождена от порочного требования тотального детерминистского объяснения.
Сторонники
социальных теорий заработной платы, широко популяризируя коллективно-договорную заработную плату, утверждают, что заработная плата определяется не её объективным экономическим содержанием, а в результате переговоров и соглашений между профсоюзами, союзами предпринимателей и государством в зависимости от договорной силы каждой из этих сторон.
Поскольку наша версия марксизма не является широко известной, мы посчитали необходимым предварить очерк о российской истории кратким изложением основных моментов
социальной теории реформированного марксизма.
Были предложены разнообразные
социальные теории, стержнем которых являлся так называемый «закон прогресса».
Но в теоретической социологии есть позиция, согласно которой «общество является самоописывающимся объектом», а достаточно строгое построение
социальной теории требует применения понятий «система» и «коммуникация».
Нормативная составляющая
социальной теории (в том числе и теории глобализации), понимаемая как идеальная модель общества, играет исключительную роль в формировании наций и других социальных общностей политического генезиса.
Соответственно, исследования, ведущие к выходу из нынешнего тупикового состояния
социальной теории, должны концентрироваться на вредоносной комбинации бедности, социальной уязвимости, коррупции, накопления опасностей и потери достоинства, имеющей место на глобальном уровне.
Тем самым эпистемологический вопрос, порождённый космополитическим поворотом в социальных науках, звучит следующим образом: какая единица анализа способна стать (приемлемой) основой
социальной теории и социальных исследований за пределамиметодологического национализма, так чтобы у нас появился инструмент для сравнительного анализа?
Социологи не располагают сегодня универсальной
социальной теорией.
Эти убеждения касались, во-первых, устойчивой актуальности марксовой концепции
социальной теории; во-вторых, необходимости использовать критический потенциал этой теории и освободить её от балласта «позитивистских» наслоений; в-третьих, потребности выйти за пределы буквы сочинений автора «Капитала» и принять во внимание как глубокие изменения, которые произошли с его времени в социальном мире, так и теоретические достижения, которые появились за пределами марксизма и по этой причине были большинством марксистов отвергнуты или проигнорированы.