Три недели назад Виктор Богданов, учитель физики в школе № 42, вместе с подопечными школярами против своей воли попутешествовал по древней Индии. Чуяло его сердце, что одним путешествием дело не обойдётся, и злой рок снова применит к нему какую-нибудь пакость. Опасения его оправдались. Как он ни изворачивался, его вместе с учениками снова зашвырнули в какие-то джунгли безо всяких объяснений, как выбраться обратно в родную школу. В этот раз они оказались в неизвестности с совершенно пустыми руками, и им придётся спешно изучить механику, чтобы отбиваться от местной фауны, которая с удовольствием питается школьниками. Но львы и крокодилы — не самое страшное, с чем придётся столкнуться ребятам. Древнее колдовство Африканских магов оживляет самые жуткие кошмары, которые может представить человек.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Второй практикум. Пятнистая маска» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О падении
Звонил будильник. За окном Дома со Штурвалом никакого снега и в помине не было, но было дождливое сентябрьское утро. Будильник привычно завопил над ухом Виктора в семь утра. Пусть теперь он жил гораздо ближе к школе №42, но сейчас его утреннее расписание включало в себя самостоятельное приготовление завтрака. А это неимоверно повышало чувство собственной важности.
Виктор с удовольствием прогулялся до школы через Толбухинский мост, полюбовался по дороге укрытыми в золото берегами Которосли. Даже порывистый ветер с дождём и ломота в мышцах не могли ухудшить Викторова настроения. Добравшись до вестибюля, Виктор изменил привычному маршруту и отправился не в учительскую, а в гардероб. Ему хотелось поискать обещанную стипендию.
В гардеробе галдели. Ученики шумно приветствовали друг друга и вошедшего Виктора, пробегая мимо него с куртками в руках. Дежурные стояли в окнах гардероба, забирали у ребят одежду и уносили её в его заполненное вешалками тёмное нутро цокольного этажа. Дальше по коридору стояли ряды шкафов.
В огромных шкафах были устроены небольшие дверцы с кодовыми замками. Размер шкафчика школьника и учителя, к удивлению Виктора, был одинаков. Места в нём хватало для того, чтобы затолкать сменную обувь, запасную рубашку и комплект учебников и тетрадей. На дверцах шкафчиков была устроена прорезь, служившая одновременно и ручкой, и почтовой щелью.
У старшеклассников шкафчики были повыше, у первоклашек — в самом нижнем ряду. На шкафчиках красовались имена учеников и номера классов. Насколько мог видеть Виктор, системы в размещении шкафчиков не было никакой. Шкафчики одноклассников, сидящих за одной партой, могли находиться на разных концах длинного коридора.
Шкаф с именами учителей стоял отдельно. Он ничем не отличался от шкафчиков учеников. Виктор быстро нашёл дверцу с надписью «Виктор Петрович Богданов. Физика. Природоведение. 301 кабинет» и застыл, глядя на кодовый замок. Следуя прямой логике, он набрал «301». Замок поддался.
Шкафчик был пуст и чист за исключением верхней полки, на которой двумя стопками лежали крупные золотые монеты. Виктор сгрёб их и поразился их тяжести. Он ожидал, что школьные монетки сделаны из крашенного дерева или, например, пластика, но они, похоже, и впрямь были металлическими.
Интересно, где их чеканят? Не здесь же! Может, делают на заказ? Виктор покрутил одну монету перед глазами — она была тяжёлой и большой, ровно на обхват большого и указательного пальцев.
На аверсе была отчеканена не куница, как ожидал учитель, а почему-то корова. После индийского путешествия Виктор тоже проникся к этим животным некоторым пиететом. На реверсе, что удивительно, цифр не было, вместо них там красовался какой-то узор из чёрточек. Видимо, номинал монеток был одинаков для всех.
Виктор рассовал монеты по карманам и отправился в класс. Первым уроком у него был злополучный 11В, где учились Ольга Светлова и троица: Саша Кривов, Дима Вельский и Андрей Сорокин.
После пропажи напитка бессмертия Виктор хотел посмотреть, как Ольга будет себя вести. Выдаст ли себя. Если она хоть как-то проявит своё смущение, будет гораздо легче вывести её на чистую воду.
На душе у Виктора было тяжело. Он доверял Ольге больше других, она казалась ему очень перспективной ученицей. Учитель чувствовал себя преданным, и сталкиваться лицом к лицу с предательницей не хотелось, но сделать ничего он не мог. Пришлось идти.
Класс был в сборе, когда Виктор вошёл в кабинет. Как обычно, на камчатке сидела неразлучная троица. С их возвращения из Индии ребята не разговаривали с учителем и старательно делали вид, что ничего не произошло, но Кривов перестал смотреть на него с той откровенной неприязнью, которая искажала его лицо раньше. К слову, сегодня Саша был необычно опрятен.
В привычном всем виде Саша, одетый в школьную форму, здорово смахивал на мастиффа в балетной пачке. Огромный, мускулистый, молчаливый второгодник, с лицом, перечерченным рваным красным шрамом, постоянно нестриженный и нечёсаный, он выглядел, как пещерный человек.
По его типажу ему пристало ходить в шкурах и с шишковатой дубиной на плече, а не в строгом чёрном ученическом сюртуке. Видимо, парень считал так же и до сегодняшнего дня обращался с формой весьма небрежно.
Тем удивительнее было увидеть Сашу в идеально отстиранном и отглаженном сюртуке и брюках с чёткими стрелками. Его волосы были коротко и ровно острижены, что придавало ему более жёсткий, но менее дикий вид. На его лице красовалась лёгкая улыбка, чего Виктор не видел вообще никогда. Ребята беззлобно подшучивали над ним:
— Сань, у тебя, никак, девчонка завелась, — хохотнул Дима.
— Отвали, Дим, — с улыбкой ответил Саша. — Никто у меня не завёлся.
— Да ща! — встрял Андрей. — Весь причепуренный такой! Давай, колись, кто она…
— Ай, иди ты!..
Остальной класс с интересом оглядывался на камчатку, рассматривая невиданное зрелище.
Виктор прошёл через кабинет к первым рядам и изобличительно, с презрением посмотрел на Ольгу, сидевшую на первой парте. Она подняла на него внимательный взгляд и уставилась в ответ.
Ни тени румянца, ни грамма смущения на её лице он не увидел. Её руки не теребили ручку, она не прятала глаза, не суетилась. Виктору стало вдвойне тошно. Она даже не раскаивалась! Пауза затягивалась, класс притих, наблюдая за этим поединком взглядов. Наконец, Ольга чуть резко спросила:
— Вы что-то хотели, Виктор Петрович?
— Да нет, — разочарованно ответил он.
Виктор ещё секунду постоял около Ольги, а потом хмыкнул, отвёл взгляд и поднялся на возвышение к своему столу.
— Итак, возвращаемся к повторению механики, — начал он урок. — В ЕГЭ пригодится. Законы Ньютона мы уже обговорили. Инерцию — тоже. Поехали дальше. Как вы думаете, под воздействием каких сил тело может двигаться равноускоренно?
— Ну… Двигатель тянет… — неуверенно проговорил Андрей.
— Правильно! — отозвался Виктор. — Это про, к примеру, разгоняющийся автомобиль. А про, скажем, тормозящий поезд?
— Трение! — выкрикнули со среднего ряда.
— Точно! А ещё?
— Ну… Паруса у кораблей…
— Тоже правильно, — кивнул Виктор. — Способов, которыми можно заставить тело двигаться, очень много. Можно установить на него двигатель. Можно на него подуть мощным потоком воздуха. Можно поместить в поток воды. Можно тело пинать, толкать и тянуть. Но есть ещё одна сила! — Виктор многозначительно поднял палец. — Она действует на нас с вами постоянно! Даже сейчас!
Виктор, демонстративно глядя на Ольгу в упор, вынул из ящика стола старинный ключ и пошёл в лаборантскую. Ребята переглянулись. Из лаборантской послышалось хлопанье дверей.
— Какая ещё сила? Мы никуда не двигаемся… — донеслось неуверенное с задних парт.
Виктор вышел из лаборантской, держа в руках здоровенную толстую стеклянную колбу в половину его собственного роста и какую-то коробку с ручкой, как у мясорубки. Класс загудел, обсуждая появившиеся предметы. Виктор бухнул принесённое на стол, загадочно затих и обвёл класс взглядом.
— Верно! Но тем не менее, эта сила воздействует на всё, что вас окружает. И на вас самих. Без неё не существовало бы ничего из того, что вы видите. Она держит дома на своих местах и Луну на небе!
Учитель эффектным жестом фокусника подбросил вверх ручку. Ручка громко шмякнулась на стол и покатилась по нему в гробовой тишине. Ребята перевели на учителя недоумённые взгляды.
Виктор слегка расстроился, но не сдался, взял со стола ластик и подбросил. Ластик упал. Класс ещё более удивлённо посмотрел на учителя, но ожидаемой реакции не выдал. Виктор недовольно крякнул и решил пойти ва-банк, он начал подбрасывать в воздух карандаши, линейку, учебник, фломастеры и тряпку с доски, тетрадку с записями.
Когда всё, что лежало на столе, было разбросано, он в отчаянии начал прыгать сам. Он подпрыгивал и круглыми глазами, полными мольбы, смотрел на ребят, притихших при виде внезапно взбесившегося учителя.
— В-в-виктор Петрович, с Вами всё хорошо? — наконец осторожно спросила Ольга.
— Тфу на вас! — в сердцах ругнулся Виктор. — Всё представление испортили! Сила тяжести!
— А-а-а-а-а… — нестройно протянул класс.
— Сила всемирного тяготения! Формулу запомнить очень просто! Сила Гонит Массу к Массе Разделённые двумя Расстояниями.
Виктор обернулся к доске и написал[1]формулу.
— Гонит — G, гравитационная постоянная, Массу к Массе — понятно. М умножить на М. Разделённые Расстояниями — делить на Р, умноженное на Р. Сообразили? Гравитационная постоянная — «шесть, шесть семь четыре три, на неё ты посмотри; степень десятки не забудь, минус одиннадцать — просто жуть»! — продекламировал Виктор, отстукивая пальцем ритм. — Не забываем размерность!
Виктор подписал цифры рядом с формулой.
— Самое интересное, что стоит сказать о гравитации — никто не знает, откуда она берётся. Не, я серьёзно! — Виктор сделал страшные глаза. — Ведь объекты не соприкасаются, а взаимодействие есть. Самое главное отличие физики от магии — в физике всегда можно найти переносчик взаимодействия. Материальный.
В эту секунду Виктор вспомнил, как под его ногами ходуном ходил корабль, медленно взлетающий в воздух над рекой, на секунду замялся, но всё же продолжил:
— Для света это — фотоны. Для электромагнитного взаимодействия это — электромагнитное поле. А для гравитации ничего подобного не найдено, — развёл он руками.
Виктор сошёл с подиума, на котором располагался стол, и подошёл к знаменитому портрету с высунутым языком.
— Эйнштейн, один из самых знаменитых физиков, считал, что все объекты как бы продавливают пространство-время, образуя воронки. Чем массивнее тело, тем глубже воронка и тем охотнее в неё падают окружающие тела.
Виктор ткнул в стенд на стене, иллюстрирующий возмущение пространства.
— Кстати, если мы поверим в эту теорию, то, поскольку все тела в пространстве-времени двигаются, а не стоят неподвижно, то они должны создавать волны, которые распространяются от источника со скоростью света. Интересная теория. Гравитационные волны сейчас ищут.[2]Если найдут — это будет прорыв в науке.
Виктор искренне наслаждался лекцией. Класс слушал его с интересом, никто не перебивал его и не дебоширил. Даже Саша Кривов и его верные друзья не пытались сорвать урок.
— Так вот: сейчас гравитация — это магия, поскольку природы этой силы мы не понимаем, — Виктор пошевелил в воздухе пальцами, будто колдовал.
Ольга фыркнула, и Виктор поморщился.
— А теперь про гравитацию применительно к нам с вами. Обратите внимание: масса Земли — шесть септильонов килограмм. Септильон — это когда единичка, а за ней двадцать четыре нуля. Я вам даже это число напишу, чтобы вы впечатлились, — он начал выводить нули на доске. — Думаю, вы понимаете, что при таком раскладе от массы притягиваемого объекта, если он не планета, зависит очень мало. Ну то есть ускорение свободного падения для всех тел будет примерно одинаковым. Ускорение с вершин — девять, восемь и один![3]Итак, я только что сказал вам, что ускорение свободного падения любого тела не зависит от его массы. Возражения есть?
— Конечно, есть! — возмутилась девушка с третьей парты. — Капли и снежинки с неба падают с разной скоростью!
— Браво! — отозвался Виктор. — Простой эмпирически подтверждённый факт. Кто может с этим спорить? И пусть будут посрамлены все учёные, кто утверждает иное. Да?
Класс неуверенно завозился, чуя подвох, а Виктор заговорщически улыбнулся.
— Нет, ребят, мы с вами не такие. Мы, как Галилео Галилей, будем проверять даже очевидные вещи! Будьте добры несколько мелких предметов разной тяжести. Во благо науки.
Ребята переглянулись. Через минуту Ольга неуверенно стащила с волос резинку и принесла на учительской стол.
— Спасибо! — сквозь зубы процедил Виктор, не повернув головы в её сторону. — Ещё, пожалуйста!
Дальше дело пошло веселее. На столе в ряд выстроились резинка для волос, девчачье колечко с фальшивым камушком, полустёртый ластик кислотного зелёного цвета и оторванная деревянная пуговица. От себя Виктор добавил клочок тонкого листка бумаги и специально припасённое пёрышко из подушки.
— Итак! Собственно, воспользуемся экспериментальной установкой.
С этими словами Виктор взял принесённую им стеклянную колбу, забросил в неё предоставленную ребятами мелочь и с силой заткнул большой резиновой пробкой, из которой торчала трубка.
— Смотрим! Вот подтверждение нашему опыту!
Виктор торжественно стряхнул все предметы в один конец и резко перевернул колбу. Ожидаемо, ластик и колечко шлёпнулись первыми, за ними клацнула деревянная пуговица, бумажка и пёрышко степенно опустились последними. Виктор перевернул колбу ещё раз. С тем же результатом.
— Что не так с экспериментом? — заговорщически спросил он.
— Воздух, — без малейшей паузы ответила Ольга.
— Верно! Ведь я сказал «свободное» падение. А это значит, что на тело не должно больше ничего влиять. А в этой колбе есть воздух. Естественно, предметы с большей площадью поверхности и меньшей плотностью испытывают на себе большее сопротивление воздуха. То есть, эксперимент не является чистым. Что мы можем сделать?
— Откачать воздух, — крикнул кто-то.
Виктор воткнул мягкую трубку, торчащую из резиновой пробки, в странный агрегат с ручкой и начал энергично эту ручку крутить. Через какое-то время он взмок и прекратил.
— А теперь внимание!
Виктор снова стряхнул все предметы в конец колбы и резко её перевернул. Вся мелочь упала одновременно. Класс затих. Виктор перевернул колбу ещё раз. И ещё, пока все не убедились, что он прав.
— Итак. Мы с вами убедились, что в вакууме ускорение совершенно одинаково для всех предметов вне зависимости от их массы.
— И что? Воздух так сильно влияет? — спросил Саша.
— Ну да, — кивнул Виктор. — Всё зависит от аэродинамических свойств объекта. У снежинки с аэродинамикой всё очень плохо, она витает медленно. Капля благодаря своей форме падает гораздо быстрее.
— Ну, так то — капля… — протянул Андрей.
— Так а чем человек вам хуже? То же самое! Бобслеисты и лыжники надевают специальные костюмы для уменьшения сопротивления воздуха, парашютисты — наоборот намеренно свои аэродинамические свойства ухудшают, чтобы не расшибиться. Например, человек без парашюта «солдатиком» падает со скоростью примерно двести километров в час, пятьдесят пять метров в секунду. То есть, по приземлении из человека получится аккуратный блин. Но! Парашюта диаметром чуть больше двух с половиной метров достаточно, чтобы снизить скорость падения пятидесятикилограммового человека до тринадцати метров в секунду. А тринадцать метров в секунду — скорость, с которой прыгун входит в воду при прыжке с десятиметровой вышки.
— А зачем им тогда такие огромные парашюты? — спросил Саша.
— А они же не в воду прыгают, а на землю. Поэтому их скорость должна быть гораздо ниже. Ну и пятидесятикилограммовые люди встречаются не так уж часто.
— Всего два с половиной метра? — недоверчиво проговорил Дима.
— Это если с самолёта прыгнуть! А если прыгать не с самолёта, а с обрыва, то хватит и меньшего клочка, чтобы не убиться. Эй! Эй! Не проверять в домашних условиях! — спохватился Виктор, заметив нездоровый огонёк в глазах неразлучной троицы.
— Виктор Петрович, мы исключительно в научных целях! — хохотнул Дима.
— Знаю я ваши цели! — рявкнул Виктор. — Отставить диверсионную деятельность!
Ребята замолчали, но Виктор ещё какое-то время сверлил их взглядом — уж больно физиономии у них были бандитские. Саша алчным взглядом осматривал кабинет, видимо, на глаз оценивая массу одноклассников.
— Кривов! С крыши школы не прыгать! — грозно сказал Виктор, подумал и добавил, — И никого не сбрасывать! — он подумал ещё немного и закончил, — И ничего!
Саша промолчал, сделал невинные глаза и даже согласно покивал, но задорный огонёк из его взгляда не исчез. Виктор на секунду всерьёз задумался о том, чтобы выставить вооружённую охрану к выходам на крышу. Его размышления прервал звонок, ученики, почуяв отсутствие задания, рванули с мест, пока учитель не опомнился.
— Домашка! — крикнул Виктор под всеобщий скорбный стон. — Вывести из закона всемирного тяготения формулу силы тяжести для объектов вблизи поверхности Земли. Рассчитать силы тяготения между Землёй, Солнцем и двумя любыми планетами на выбор, расстояния и массы найдёте в справочниках.
Класс опустел мгновенно. Шутка ли! Ученикам нужно было успеть сбежать в столовую, что находилась в подвале, выстоять очередь к кассе, слопать обед и примчаться к нужному кабинету. И это всё за двадцать минут!
Сегодня Виктор торопился вместе со всеми. Он взвесил в руках пять золотых монет с коровой и бодрым шагом направился вниз. Умение готовить яичницу без посторонней помощи и ущерба для окружающих, конечно, поддерживало Викторово самолюбие, но одним самолюбием сыт не будешь.
С балансом нутриентов в его организме от однобокого питания уже была беда. Виктор всерьёз подозревал, что ещё немного, и от такой яичной диеты он начнёт кудахтать. Его желудок, привыкший к маминым супам, громко требовал нормальной еды.
Уже на лестнице Виктор ощутил бесподобные ароматы, и его желудок радостно заурчал, подбадривая поторопиться. Цокольный этаж, слегка похожий на подвал средневекового замка, был запружен галдящим народом. Подходя к столовой, Виктор наткнулся взглядом на висящее на двери объявление:
«В целях оптимизации мы не готовим блюда из пресмыкающихся, рептилий, амфибий, летучих мышей, хищных птиц, верблюжатины, кошатины, собачатины, морских млекопитающих, слонятины, ослятины, грызунов, насекомых, червей, кожистых рыб, галлюциногенных и ядовитых грибов, галлюциногенных и ядовитых растений. Благодарим за понимание.
Блюда из свинины, говядины, конины, моллюсков, ракообразных, грибов, чешуйчатых рыб, мёда, фруктов, ягод, коровьего, кобыльего, козьего молока обозначены значками с соответствующими иконками. Вегетарианские блюда обозначены значками с листком мяты. Просим самостоятельно следить за своим рационом.
Дежурные должны явиться в столовую не позднее, чем за 15 минут до начала большой перемены. Дежурные осуществляют уборку столовой по окончании большой перемены. Ученики обязаны самостоятельно убирать за собой посуду на стол для грязной посуды, расположенный в противоположном от раздаточного стола углу.
Мойте руки и лапы перед едой!»
Виктор вытаращился на листок и скорректировал свой курс, чтобы подойти поближе и проверить, не обманывают ли его глаза. Подойдя поближе, он перечитал объявление несколько раз, но нет, там действительно русским по белому было написано про летучих мышей и слонятину.
По его разумению, для того чтобы указать всё это в перечне запрещённых продуктов, повара должны были получить как минимум один запрос на приготовление такого блюда. Может, это такая шутка?
Немного обалдевший Виктор прошёл в столовую. За раздаточным столом суетились пятеро дежурных учеников, накладывая ученикам блюда и разливая напитки. Виктор с удивлением посмотрел на Андрея и Диму в фартуках и с поварёшками в руках. Дивное зрелище.
Третьим же дежурным у витрин с едой Виктор ожидал увидеть Сашу, но вместо него за витринами стояла Ольга. Видимо, Саша купил у Ольги услугу, замену себе на время дежурства. Вообще, Виктор не первый раз замечал, что Саша затыкает Ольгой своё нежелание дежурить по уборке. Видимо, дежурства в столовой также были ему не по вкусу. По мнению Виктора, выглядело это довольно неприятно, будто Саша, как барин, командует Ольгой, а она слушается.
За кассой стояла миловидная пухленькая повариха в белой шапочке. У неё была красивая кожа с лёгким медным оттенком. Виктор приветственно кивнул уже засевшим за стол Ивану Черменовичу, учителю литературы, и Сергею Родионовичу, трудовику. Он влился в поток ребят и подошёл с подносом к витринам.
Когда Виктор приблизился к витринам, у него немедленно в разные стороны разбежались глаза. Во-первых, витрин было шесть. Еда в одной из них почему-то была полностью белой. То есть, на ней были выставлены блюда из творога, молока, сливок, манки и прочих белых продуктов.
Вторая пестрела всеми цветами радуги: здесь стояли миски с нарезанными овощами стольких видов, что Виктор половину с ходу не узнал. Видимо, здесь можно было собрать салат на свой вкус. На этой витрине красовалась крупная иконка с листком мяты — выставленное меню было исключительно вегетарианским, что, в общем-то, было очевидно и без подсказок.
Третья витрина манила запахами. Здесь подавали мясо и рыбу всех возможных сортов. С какой-то целью состав блюд был тщательно указан — тарелки с яствами были утыканы иконками, как ежи.
На пятой витрине стояли три больших чана с супами, на которых тоже были наклеены иконки с составом. Рядом с чанами лежало около десяти видов хлеба, часть из которых Виктор никогда раньше не видел.
На шестой витрине стояли чаны с надписями: «вода», «чай», «шоколад», «молоко» и «кофе». Виктор с нагруженным подносом прошёл к витрине с напитками и обратился к дежурной семиклашке, одной из близняшек Медведевых. Без разрисованных тетрадок в её руках он не понял, кто перед ним, но наугад сказал:
— Маш, налей мне, пожалуйста, чаю!
— Вам чёрный или зелёный? — тут же отозвалась она.
Похоже, с именем он угадал.
— Чёрный, конечно!
— С маслом и солью или с лимоном и сахаром?
Виктор воззрился на неё недоумённо.
— Чай бывает с маслом?
— Конечно! — без запинки ответила Маша.
— Ну и гадость! Нет, давай с лимоном и сахаром.
Девушка щедро налила напиток в красивую чашку. Виктор поплёлся к кассе.
— Здравствуйте, Виктор Петрович! — радушно поздоровалась женщина. — Я — Улина. Повар. Я всё думала, когда же Вы к нам заглянете! Вы соль-то берите, берите!
С этими словами Улина одной рукой пододвинула к нему солонку, вторая рука порхала по клавишам кассы, выбивая нужную сумму.
— С Вас одна куна, семь ногат.
— Чего?
— Давайте, я сдачу дам. В куне двадцать ногат. Вот!
Она взяла у Виктора две куны и отдала две монетки поменьше, на них была изображена грызущая орех белка.
— А кто же это у вас галлюциногенные грибы просил, что вы их в объявление внесли? — с усмешкой спросил Виктор.
— Так Лука Фёдорович! — улыбнулась в ответ Улина. — Как ни зайдёт, всё просит! То мухоморов, то пива, то медовухи. Недавно попросил вепревины. А где я ему тут дикого кабана найду?!
Виктор хмыкнул и уже отошёл было от кассы, но вспомнил опостылевшую хуже горькой редьки яичницу и вернулся.
— А у вас, простите, с собой завернуть можно? — чуть смущаясь спросил он.
Улина расплылась в довольной улыбке и кивнула.
[1]
[2]Гравитационные волны были зафиксированы в 2015 году.
[3]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Второй практикум. Пятнистая маска» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других