Заметки исследований автора об объединённой сфере науки и искусства и методов для её познания: "Философия воплощения жизни человеческого духа и разума", "Нейрографика мышления и жизнь мысли", "Информатика слова", литературоведение, исследование "О чём говорит музыка и как звучат слова", исследование сохранения живого произведения театрального искусства, методика развития детей вместе с научной и художественной литературой, "Здоровая и долголетняя жизнь"
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Трагедия жизни и совершенного искусства
Трагедия жизни и совершенного искусства:
Жизнь и трагедия совершенного искусства
или
Трагедия совершенства в искусстве и жизни
«Он трагик был с людьми, с собой один,
Трагизма жертва, жрец и властелин»
(Аполлон Григорьев, «Искусство и правда»)
«Театр родился через трагедию»
(К.Мира)
Рождение театра через трагедию — игра слов, но именно древнегреческое слово [1] сыграло роль в истории рождения драматического искусства. И так же в отношении музыки считает Ницше и приводит пример древнегреческой трагедии и хора как народного голоса, и хора сатиров, приближенного к природе, как и сам человек чувствует близость с этой первокрасотой и трагизм её созерцания и связи с ней. И это вновь глубокая связь жизни и слова — в действии, и соединение трагедии самой жизни и искусства — в трагедии их совершенства…
Трагедия жизни и её воплощение в искусстве в известной форме трагедии, и трагедия самого совершенного искусства глубоко связаны и представляют собой то движение и воплощение духа в абсолюте в своей трилогии: трагедия жизни — трагедия совершенства в искусстве — трагедия совершенного искусства в самой жизни. Каким образом жизненная трагедия обрела художественную форму, а затем в путях к совершенству вновь притянула природную трагедию жизни — об этом речь в одном из ответвлений моих изысканий. И теперь данное направление связано с исследованиями философии воплощения духа и разума в жизни и воплощения и запечатления жизни искусства.
Идея раскрытия трагедии совершенного искусства и трагедии совершенства в жизни зародилась давно, в ходе прочтения «Моя биография» Чарли Чаплина [2] и написания трагедии в стихах. Так сама мысль родилась из цитаты о балерине Павловой, «трагедия совершенства в искусстве» [2]. И суть трагедии этого совершенства искусства в самой жизни хорошо выражает пример из воспоминаний Чарльза Чаплина о «Послеполуденном отдыхе фавна» в исполнении Нежинского: «несколькими простыми движениями, без видимых усилий, он создавал таинственный и страшный мир, таившийся в пасторальном пейзаже, в котором трагически метался его пылкий и печальный бог» [2]. Момент из жизни и мгновение из творения живого искусства — прекрасная трагедия совершенства, воплощенного в жизни, и вместе с тем в ней столько бессмертного величия. И трагедия совершенного искусства в жизни и торжество совершенства вне времени вместе заключаются в моментности жизни и в абсолюте идеи, воплощенной в нашей неповторимой жизни в этой форме.
Каково понимание людьми трагедии в целом — есть и личностное, и абсолютное понимание. И в чём трагедия заключается — об этом можно узнать в одном из трудов «Идея трагедии», содержащем три лекции W.L. Curtney [3] о том, как возникла трагедия и развивалась в древней и современной драме. И здесь интересно сравнение двух фраз, из «Ромео и Джульетты» и «Юлия Цезаря», и в каждом из этих высказываний — трагичность, но как она выражается и возводится в степень, когда меняется восприятие, контекст и точка зрения: Ромео бросает вызов звёздам, а Кассий, обращаясь к Бруту, говорит о том, что не звезды виновны в нашей судьбе, а мы сами. Только на приведенном примере мы можем ощутить трагедию, которую творит человек (обращение к человеку, его жизненному выбору и поступкам), и масштабную трагедию, которой может стать для человека жизнь ввиду объективного стечения обстоятельств (обращение к звездам, судьбе).
У К.С. Станиславского в книге «Моя жизнь в искусстве» [4] есть глава «Драма жизни» — о пьесе Кнута Гамсуна и создании творческого самочувствия. «Вокруг трагедии человеческого духа кишит земная жизнь с ее бедствиями» [4]. И к чему устремляется дух-разум — к высям, ближе к этому информационно-энергетическому и притягательному пространству космоса — в пьесе — творение поэтом под куполом «Стеклянной башни» — этот образ с теплотой сердца узнаваем в жизни. Но здесь, в произведении — это трагедия творения совершенства и отсутствие понятия сути этой красоты у других людей. И люди привыкли говорить о земном, а о высоких знаниях как о небесном. Но если задуматься, и это одно: на нашей планете мы и так находимся в Космосе, и не так уж оторвались от неба, шагая по земле. Но совершенство многими воспринимается как недостижимое, и лишь творец совершенства устремляется к его воплощению, потому что всё это есть объективно — но нужно отшлифовать данную красоту и явить миру.
Другой пример понимания трагедии жизни Константин Сергеевич приводит в связи с постановкой пьесы"Жизнь человека", действие которой происходит на фоне чёрного бархата, а фигуры намечены контурами. В записных книжках можно узнать о генеральной репетиции пьесы и ключевом выводе: необходима"эссенция жизни", в которой — все особенности, будто вся жизнь, а не реальная жизнь, которая является только частью общей жизни.
И данное воплощение совершенства возможно через претворение духа и ума, их живого участия, чтобы дать жизнь тому прекрасному и вечному. В свете философии духа о совершенстве в искусстве и жизни Г. Гегель [5] пишет как о воплощении абсолютного духа. И этот дух творится субъективным духом и созерцается другим, и во всем этом развернутом во временах процессе вместе запечатлевается идея — очищенное и доведенное до совершенства и идеала природное настоящее. Так претворяется абсолютный дух в жизни.
И живой творец этого абсолютного духа — первоисточник совершенного искусства — передаёт идею для её абсолютного бытия. Но те устремления к претворению абсолютного духа его живым носителем — уже трагедия жизни и достижения совершенства в ней. И эту линию жизни созидательного начала, воплощенную в самом человеке, нужно длить. И абсолютный дух, таким образом, может изначально жить в том, кто стремится к его воплощению. Трагедия живого искусства в его неповторимом совершенстве. И когда вы чувствуете мощную идею в человеке, этой идее нужно дать жизнь. Именно поэтому столь важно стремиться сохранить воплощаемое живое искусство — в нем жизнь его автора, жизнь идеи и творения, и жизнь самого абсолютного, что будет длить данную жизнь, — это уже задачи запечатления.
Трагедия жизни и трагедия искусства всегда связана с жизнью духа и его воплощением. Под трагедией духа Николай Бердяев понимает переход субъективного духа к его объективизации и затем вновь возвращение к себе [7]. Воплощение жизни духа мыслитель видит через свободу, ее трагедию — именно дух, по мнению Николая Бердяева, способен побороть принудительные рамки действительности. И как пишет Н. Бердяев — «цель жизни — в возврате к мистерии духа»[8].
И жизнь духа в произведении связана с жизнью общей. Искусству дано индивидуализировать пример проявлений жизни в целом и конкретной жизни в частности. И только в произведении возможно погрузиться в жизни других и будто прожить их. А в жизни общей не у всех есть такой дар понимания и видения жизни другого человека, и как правило большинство воспринимают жизнь других как чужую историю, тогда как произведение искусства позволяет прочувствовать и понять жизни других людей. Таким образом, искусство может примирять людей, но опять-таки не каждый сможет вынести этот урок из произведения, чтобы применить его в жизни.
Связь трагедии жизни и трагедии искусства можно рассмотреть на примере рассуждений Ф. Шиллера. В записях публичных лекций о самом Шиллере также можно найти тот концепт искусства — в его нравственной составляющей, в «трагическом сострадании» самой жизни, воплотившемся в «драматическое изображение» [9] в искусстве — для жизни. Люди, сами являясь той частью чувствующей жизни, страдают сами и сострадают другим, и страдая и сострадая в живом произведении искусства они проявляют своё чувство трагедии жизни. И здесь интересен пример мыслей Г.А. Товстоногова об «Оптимистической трагедии», о том, что она одновременно и оптимистична и трагична [10]. И самый верный и вдохновляющий взгляд одного замечательного человека — это трагикомедия, и об этом же пишет Ф. Ницше, что трагедия позволяет нам говорить о возвышенном, побеждая все тяжести и ужасы жизни, и комедия — побеждать любое разочарование в конечном или смысле бытия.
И трагедия совершенства искусства в жизни — это трагедия живого искусства, воплощенного в живом духе, который его творит и даёт жизнь абсолютному духу идеи.
А всемирная трагедия достижения совершенства самой жизни состоит в том, что, хотя многие люди по своей природе тянутся к другим, и сам человек может мир на части и отдельные сферы не разделять, а видеть его единым, но все живут своей семьей — своими сообществами, и порой именно данный сепаратизм препятствует объединенному движению и развитию. И в искусстве как семье существует та же тенденция, которую отмечают и её деятели [6], о различной жизни. Но на семью нужно смотреть еще масштабнее. Широко глядеть на мир и чувствовать, что весь он — общий дом и огромная семья — то необходимое для жизни человеческого духа, чтобы сама жизнь не становилась трагедией…
2023, Ксения Мира
Литература:
[1] Oscar G. Brockett. History of the Theatre. Second edition. Boston, London, Sydney: Allyn and Bacon, Inc., Indiana University, 1974. — 680 p.
[2] Чарльз Спенсер Чаплин. Моя биография. Москва, индивидуальный заказ, 2016. — 647 с.
[3] Pinero A.W. The Idea of tragedy in ancient and modern drama / Tree lectures delivered at the royal institution, February, 1900, by W. L. Courtney with a preparatory word by A.W. Pinero. Westminster, Archibald Constable & CO, 1900. — 132 p.
[4] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Издание третье. ACADEMIA, 1936. — 669 с.: ил. [65].
[5] Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия духа. / [перевод с немецкого Б. Фохта]. — Москва: Издательство АСТ, 2022. — 576 с. — (Эксклюзивная классика).
[6] Альшиц Ю.Л. Театр. L’ensemble. Тренинг. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — 128 с.
[7] Бердяев Николай Александрович. Философия свободного духа. — Москва: Издательство «Республика», 1994. — 480 с.
[8] Бердяев Н. Самопознание / Николай Бердяев. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 447 с., [1] с. — (Философия. Психология).
[9] Куно Фишер. Публичные лекции о Шиллере. Москва, 1890. — 264 с.
[10] Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: Учебное пособие. — 5-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. — 400 с. — «(Учебники для вузов. Специальная литература).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других