1. Книги
  2. Социальная философия
  3. Ксения Мира

Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований

Ксения Мира (2024)
Обложка книги

Заметки исследований автора об объединённой сфере науки и искусства и методов для её познания: "Философия воплощения жизни человеческого духа и разума", "Нейрографика мышления и жизнь мысли", "Информатика слова", литературоведение, исследование "О чём говорит музыка и как звучат слова", исследование сохранения живого произведения театрального искусства, методика развития детей вместе с научной и художественной литературой, "Здоровая и долголетняя жизнь"

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Трансцендентность и Воплощение

«Разговор со Вселенной»

или

«Мудрая ночь» и «пустота вокруг, которая и есть вы»

(на примере работы К.С.Станиславского с чёрным бархатом и пьесой «Жизнь Человека»)

Работая над исследованиями интеграции знаний разных сфер, я особо отмечаю, как, идя разными путями, люди приходят к одной и той же цели, мысли, выводу — как «все ручьи стекаются в реки» одной общей реки — жизни и мира, человека и его места во Вселенной. Философские рассуждения о жизни человека и исследования Универсума, жизни конечной и необъятности миров, о том, как успеть претворить в этом кратком отрезке из общего пути максимум идей и реализовать весь потенциал способностей ранее привели меня к разработке универсальной методологии для совершенствования и достижения совершенства.

И один из методов, который мы используем, иногда даже не задумываясь, является воплощение, разума и духа, идей и дел. Жизнь уже воплощение самой себя в мире, а затем — и претворение собственных возможностей, но именно целенаправленное воплощение позволяет самой жизни совпасть с собой же в бегущем с изменениями времени и пространстве.

Сама философия воплощения духа и разума в жизни родилась из пересечения разных сфер, науки и искусства, жизни духа и теории воплощения. И от того, насколько точно будет намечен путь и выбран метод, будет зависеть полнота воплощения духа и разума в жизни.

Тема жизни и ее полноценного и плодотворного бытия рассматривается разными науками и сферами знания — философией и социологией, литературой и театром. А место жизни в мире выходит еще дальше за рамки предмета исследования — к связи жизни со Вселенной, метафизике и трансцендентности. Здесь и встречаются эти направления — в одной точке на оси — и есть возможность из этой точки пересечение оглядеться во всех направлениях.

Так с литературой мы узнаем о «жизни маленького человека», и как ему живётся в этом беспредельно и безразмерно существующем мире, который несётся вместе с ним. Искусство позволяет все детали жизни вычертить до мелочей, представив их перед нами, указав на то, что должно совершенствовать. Наука позволяет соединить индивидуальное с общим. И обе сферы дают методы для гармоничного бытия, воплощении в этой жизни духа и разума в мире. И это уже трансцендентность.

А начинается этот путь совершенствования и воплощения как и в начале времени с появления человека — и тут я обращусь к встретившимся в этом мире идей мыслям нескольких человек, каждый из которых шел своим путем, но по одной дороге жизни.

Я не раз упоминала философские рассуждения писателя Р.П. Уоррена во «Всей королевской рати» [1] — и далее мы столкнемся с пересечением мыслей — они о человеке и пустоте вокруг, о восприятии одной жизнью этого довлеющего и масштабного по своему вселенскому размаху мире. Человек здесь еще рисуется съёжившимся в этой пустоте или полноте бытия, но необходимо действие, реализация жизненного потенциала, иначе этот дух и разум, эта жизни человека, будут поглощены необъятным, хотя сама жизнь и так находится в мире, но воплощается ли она — это и есть ее измерение. И говоря о воплощении, в исследовании я также широко трактую это понятие именно как претворение.

Сделать внутреннюю духовную и интеллектуальную жизнь реальным, внешним миром — задача воплощения. К.С. Станиславский отмечает это движение от воплощения чисто внешнего облика наружной физической жизни — к воплощению жизни внутренней [2]. При рассмотрении с широтой взгляда это движение глубоко природное, а само направление исторически давнее — все в мире устремляется к некоему воплощению содержания своей формы, своего назначения или усовершенствованию и перевоплощению. И у этой жизни несколько линий, от семиотики и содержательной стороны, до чувственной. И выбор линии жизни остается за человеком.

В контексте воплощения духа и разума и жизни человека в мире и рассмотренного примера из «Всей королевской рати» обратимся к постановке пьесы Л.Н. Андреева «Жизнь Человека», о которой пишет К.С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» [3].

Эта жизнь человека протекает на фоне бархата ночи — в «чёрной мгле» и проходит жизнь человека [3]. И примечательно то, что это воплощение содержания жизни осуществлено через форму — контуры, которыми Константин Сергеевич написал декорации — линиями, очертаниями предметов, а за ними — «жуткая, беспредельная глубина». Или «пустота» Уоррена. Это и есть то бесконечно-вечное Вселенной с ее пространством и временем — воплощение не только жизни, но того, где эта жизнь находится, и «Некто в сером» зримо-незримо присутствует в этой темноте. А у Р. Уоррена это тот, кто наблюдает за человеком. В этом примере содержание полностью выражается через форму-схему. «Люди… неожиданно появляются… и исчезают в беспредельном мраке». Но у писателя есть продолжение, которое подвигает нас еще ближе к миру — он заключает, что это окружение, та пустота и есть вы. Это только мысль, но она уже на пути к трансцендентности и воплощению. Тогда как К.С. Станиславский помещает этот мир — в людей в постановке. И человек и мир встретились.

На примере работы с черным бархатом [3], искусственным аналогом поглощающей темноты Космоса, у мэтра получается сделать само воплощение не только непрерывным, но и погрузить начало и конец линии существования предметов, лиц и явлений во вселенскую густоту темноты — и физика и астрономия помещаются в искусство — и Вселенная воплощается буквально перед вами. Это то самое удивительное и восхищающее «если долго смотреть в Бездну, Бездна станет изучать тебя» — мир являет себя в разных воплощениях, и наше стремление воплощения мира и самих нас в нем. «Воссоздание жизни человеческого духа в пьесе» — это воплощение жизни через искусство. И хотя жизнь и так существует, мы с полным правом можем обратиться к себе — а воплощается ли эта жизнь, наша настоящая жизнь, в полной мере — в театре этому придается огромное значение — убедительно и со всей полнотой эту самую жизнь воплотить. И нужно стремиться эту тщательность в воплощении обратить на всю жизнь. Выбирая такой подход в обычной жизни можно достичь самых необыкновенных результатов.

2023, Ксения Мира

Литература

(1) Уоррен Р.П. Вся королевская рать.

(2) Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Издание третье. ACADEMIA, 1936. — 669 с.: ил.

(3)иСтаниславский К.С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К.С. Станиславский. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. — 448 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).

О книге

Автор: Ксения Мира

Жанры и теги: Социальная философия

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я