Заметки исследований автора об объединённой сфере науки и искусства и методов для её познания: "Философия воплощения жизни человеческого духа и разума", "Нейрографика мышления и жизнь мысли", "Информатика слова", литературоведение, исследование "О чём говорит музыка и как звучат слова", исследование сохранения живого произведения театрального искусства, методика развития детей вместе с научной и художественной литературой, "Здоровая и долголетняя жизнь"
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Методы для искусства на основе философии Дж.Г. Льюиса
«Актерское мастерство и жизнь духа»
«Good acting… is remarkable for its individuality.
It charms by its truth, and truth is always original…»
(George Henry Lewis. On actors and the art of acting)
(«хорошая игра примечательна своей индивидуальностью.
Она очаровывает своей правдой, а правда всегда первозданна»)
Джордж Генри Льюис (1817-1878) — философ, обладающий огромным диапазоном интеллектуальных устремлений: его исследования направлены и на физиологию организма, и на философское мышление и пределы знания, писал он и о Гёте, исследовал и актерское мастерство. Но насколько тесны связи в этом мире, и как можно сочетать знания и методы различных областей — например, соединить основные подходы и положения философии Льюиса для практики. И поскольку проект интеграции знаний и универсальной методологии объединяет лучшие из методик, которые могут быть универсальными и применяться в различных сферах, то в этой заметке соединены рассуждения мыслителя о философии и чувствах, жизни и духе, и актерском мастерстве — и получается концепция сценической жизни духа актера.
О чем пишет философ, когда речь идёт о столь волнующем души людей — о чувствах: «как многие вопросы выносятся на суд чувства». В чем волшебство и мастерства искусство? И философ пишет о том, что наши чувства ни одна теория не может выразить вполне, описать словом — настолько сложна их природа, она глубокая и смешанная — мы сами еще не до конца изучили, как сплетаются все переживания и особенности духа и разума в чувственном отношении. И мыслитель утверждает главное, что нет таких людей, которые бы совсем не чувствовали — менее — может быть, но совсем — в это философ не верит — потому что мы — жизнь, ее часть. Но допуск чувств в философию по его мнению должен иметь пределы. И вот закономерный вопрос в свете развития всех сфер и их тесной взаимосвязи: разве сам интеллект и действия не выражается с чувством, не с чувством ли мы отбираем информацию, увлекаясь знанием. Все это — чувство — возможно, именно так, широко толкуя, и можно охарактеризовать всю жизнедеятельность человека во различных сферах. И искусство — именно та часть всеобъемлющей жизни, в которой чувство самой жизни и живёт в полную меру, не находя никаких границ, от выражения, до восприятия — в этом суть прекрасного, и в этом суть жизни.
С этими знаниями мы переходим к труду философа «Об актерах и актерском мастерстве» [1], опубликованном в 1857 году. И вот, почему исследователь написал данный труд: его поразило восприятие зрителем первоначально актерского гения, не видя за этим самого мастерства и мощи драматического искусства: «публика одаряет (актера) силой интеллектуальной концепции и поэтического творения, но не распознает те трудности актерского мастерства (его труда), которые делают его мастером», в том числе, благодаря самой драматургии — это невероятностное сочетание, которое реализуется только человеком — транслируется через него. И наиболее полно этот союз актера и драматургии, соединенных режиссурой, автор описывает на примере игры одного актера и его характеристики Сэмюелем Кольриджем: «всё равно что читать (самого) Шекспира (да еще и) при свете молний» — так озаряется произведение живым искусством воплощения.
И начинается смешение методов, их содержания, тем не менее обладающих четкой структурой, формой.
О музыкальности речи философ пишет, что её условиями является тон, тембр и ритм — мы переводим речь в музыкальную плоскость, как и должно звукам, которые по всем правилам физики и музыки должны звучать гармонично. В свете музыки философ затрагивает и тему новаторства — неизменная классика произведений соединяется с новыми веточками экспериментального, и все вместе объединено эстетикой, постоянство и перемены, прежнее, нынешнее и будущее — потому что «все времена — одно время».
О комичности и понимании юмора Льюис прежде всего подчеркивает, что это не сами забавные положения, но именно передача понимания самих характеров — то самое остроумие, интеллектуальный юмор, и вновь — все зависит от человека. Эта мысль раскрывается в замечательной формуле: «правдивость и полнота юмора» — идеал.
И еще привлекает внимание в данном труде Льюиса очерк о естественной игре, как в жизни, которая все же не всегда уместна именно в сценическом отношении, а более в кинематографическом, и лишь настоящее мастерство и та самая правдивость может сделать естественную игру театральной. И только если рассматривать само понятие естественной игры как истинности воплощения, а не олицетворение «заурядной жизни» — требуется мастерство. И отсюда следую еще два правила-метода: «естественность — цель реализма» («the desire to be natural — the aim at realism») и «хорошая игра замечательная своей индивидуальностью».
Семантика смысловых значений также смешивается с выражением чувств и помогает выразить то, что каждый человек может чувствовать, и что может разделить другой человек. Само же глобальное понимание тесной взаимосвязи человека и чувств, человека и общества, людей и мира, разума и души выражается в том, что на «душу можно действовать только внешними» силами — связь внутреннего и внешнего мира.
Льюис пишет и о том, что «невозможно определить точно» те дарования и мастерство, поскольку все заключается еще и в индивидуальности — чувствуете здесь отсылку философа к рассуждениям о чувствах, которые также сложно определить. То есть, это то, что присуще жизни, человеку.
И все переходит вновь к человеку, актеру, одновременно творцу искусства и его орудию, и к чувствам зрителя, который видит «в его лице нить игры» — к тому, кто воплощает жизнь духа…
2023, Ксения Мира
Литература:
[1] Дж. Г. Льюис. Вопросы о жизни и духе: Психологические начала и пределы знания. Пер. с англ. Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 480 с. (Из наследия мировой философской мысли: теория познания.).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других