Этот сборник юмористических рассказов из жизни купечества и других примечательных типажей — от чиновников до бедняков — показывает жизнь петербуржцев с самых разных сторон. Раскрывает их отношение к техническим новшествам, найму прислуги, правам жильцов, показывает, как вели себя люди на праздниках: как церковных, вроде Пасхи, так и светских, например, на Новый год и именинах. Оказывается, многие так не желали праздновать собственные именины, что сказывались больными или отсутствующими, но и это их не спасало, потому что ушлые гости приходили угощаться и без приглашения. Не обходит вниманием приметливый автор и совершенно особенное дачное сообщество. В конце XIX — начале XX века петербуржцы предпочитали нанимать дачи в надежде отдохнуть на свежем воздухе, но там их подстерегали другие коварные удары судьбы, например, бешеные собаки… или прельстившиеся симпатичным соседом жены.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Саврасы без узды. Истории из купеческой жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Быки Литейного моста
По новому, но в то время не совсем еще отстроенному Литейному мосту переходит через Неву народ. Некоторые останавливаются и смотрят вдоль по реке. На Выборгскую сторону перебираются купец, купчиха и их маленький сынишка. Они идут гуськом. Купчиха несет в руках чашку кутьи, завязанную в носовой платок.
— Иду и сама думаю: а вдруг как все это подломится и мы кверху тормашками? — говорит она.
— Так что ж из этого? Ведь книзу полетишь-то, а не кверху, — отвечает купец.
— Тебе хорошо шутить-то, ты плавать умеешь, а каково мне, коли я по-топорному?.. Окромя того, с нами дите бессмысленное.
— Ежели ты насчет Гаврюшки, то он смышленее тебя. Сейчас за быка ухватится. Им не шути.
— За какого быка?
— А вот что под нами-то. Ведь под нами теперича каменные быки, а поверх их мостики положены.
— С рогами?
— Вот дура! Ну поди, разговаривай с ней! А еще ребенка дитем бессмысленным называешь. Где ж это видано, чтоб мостовые каменные быки были с рогами.
— Так ведь медные же быки около скотопригонного двора стоят с рогами, отчего же и каменным с рогами не быть?
— Вот и толкуй с ней! — возвышает голос купец. — «Отчего»! «Отчего»! — передразнивает он жену. — Оттого, что по плану не выходит. Ну, взгляни вниз. Как тут рогатых быков поставить?
Купчиха останавливается около перил и заглядывает вниз.
— Да я и безрогих-то быков не вижу, — говорит она.
— Ах ты, полосатая, полосатая! Коли бы ты винным малодушеством занималась, сейчас бы порешил, что ты до радужного черта допилась. Неужто ты думала, что под мостами бывают быки с головой, на четырех ногах и машинным хвостом машут? Каменные устои здесь быками называются, а между них пролет. Вот эти глыбины-то — быки и есть.
— Зачем же они быками-то называются?
Купец вышел из терпения и начал:
— За глупость. Самая глупая вещь — баба, и ейным именем чугунная болвашка называется, чем сваи вбивают, потом идет бык — на нем мосты ставят и, наконец, кобыла деревянная, а на ней глупых баб стегать бы следовало, потому что глупое к глупому идет.
— Ах, как хорошо, ах, как чудесно такую ругательную словесность на свою родную жену при всем честном народе испускать! — обиделась купчиха.
— Да как же не испускать-то? Ты хоть каменного быка, так и того из терпения выведешь.
К разговору их прислушивался тоже остановившийся около перил мастеровой с мешком инструментов за плечами и с пилой в чехле.
— Не в тот бубен звонишь, купец, — вмешался он. — Тут совсем другое руководство; камни эти мостовые потому быками называются, что перед тем, как их на дно опускать, надо живого быка убить и потопить его, чтобы воденик не обозлился. Тогда он и будет милостив, а нет — какую хочешь крепость клади — все размоет и опрокинет. Когда дом на земле строят, то в фундамент домовому деньги золотые кладут, чтоб его ублаготворить, ну а воденику быка жертвуют.
— Мели, Емеля, твоя неделя! — возразил купец.
— Нет, уж ты мастеровому человеку поверь! Я мастеровой человек, я знаю! — стоял на своем столяр. — Так спокон века мосты строят. Отчего этому самому мосту спервоначалу такая незадача была, что, как только начнут кесонт на дно опускать, он сейчас возьмет да и опрокинется? Водяной портил, потому что быком удоблетворен не был. Мы туточные, с Выборгской, и это дело чудесно знаем. Строитель этого моста — анжинер Струве — пожалел водянику живого быка, а он ему назло два кесонта с живыми христианскими душами опрокинул. Нам здешние-то рабочие рассказывали, и десятник один мне говорил: «Мы, — говорит, — наперед ему насчет быка предуведомление делали, а он, как аккуратный немец, приценился у мясников на площадке, да те с него дорого запросили. „Ну, — говорит, — и так сойдет“». Поставили кесонт — кувырком, поставили другой — то же самое. Бился-бился, увидал, что супротив водяной силы ничего без удоблетворения не поделаешь, и купил быка. Как только его убили и бросили в воду, так и дело на лад пошло. И действительно, вот теперь в лучшем манере назло перевозчикам по мосту ходим, — заключил столяр.
— Сердятся, поди, перевозчики на строителя-то? — спросил купец.
— Страсть! Еще бы не сердиться, коли он у них выручку отбивает. «Мы, — говорят, — рано ли, поздно ли, а бока ему намнем». Сказывают, что спервоначала-то с удовлетворением к нему ходили, кузовок вина и кулек с чаем и сахаром носили, только запри, мол, мост и не пущай публику, да не принял он от них.
— Где ж на чай и сахар польститься, коли эдакий подряд держит! — согласился купец.
— Что чай и сахар! Перевозный арендатель готов бы и коляску с парой рысаков прожертвовать, да боится, чтоб по шее не попало. Это мне один перевозчик рассказывал.
— Что ж, это хорошо, коли человек твердый. Вот мы теперича на Охтинское кладбище идем, так помянем его за это. Как строителя-то звать?
— Струве, инженер Струве, — отвечал мастеровой.
— Это фамилия, а имя-то как?
— Имя-то! Да немец он, так, поди, наверное, Карл Иваныч.
— Ну, коли немец и Карл Иваныч, то в православное заздравное поминовенье записывать нельзя. А жаль, потому добра публике много делает. Вот у меня теперича жена ни в жизнь бы через перевоз не поехала, потому страх как воды боится, а тут идет.
— Потап Потапыч, да я его под видом Ивана могу помянуть, — откликнулась купчиха.
— Нет, уж это не модель. Действительности никакой не будет. Ну, чего ж стала? Трогайся в путь-то. Рада, что постоялый двор себе нашла.
Купеческое семейство снова тронулось гуськом в путь. Мастеровой шел сзади их.
— Купец, а купец, поди, ведь новопреставленного родственника на кладбище-то поминать идешь? — спрашивает он.
— Его самого, — дал тот ответ.
— Поди, такие мысли в голове содержишь, чтоб в трактир зайти перед кладбищем-то?
— Верно! Что верно, то верно. Угадал. Попродуло меня на мосту-то.
— А коли угадал, то пригласил бы и мастерового человека с собой за компанию на пятачок выпить.
— За угадку изволь.
— Ну уж… Что уж… Это до святой-то кутьи? Да где ж это видано! — застонала жена.
— Анна Мироновна, цыц! Молчать! Ты знаешь, что я этого скуления не люблю! — прикрикнул на нее купец.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Саврасы без узды. Истории из купеческой жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других