Этот сборник юмористических рассказов из жизни купечества и других примечательных типажей — от чиновников до бедняков — показывает жизнь петербуржцев с самых разных сторон. Раскрывает их отношение к техническим новшествам, найму прислуги, правам жильцов, показывает, как вели себя люди на праздниках: как церковных, вроде Пасхи, так и светских, например, на Новый год и именинах. Оказывается, многие так не желали праздновать собственные именины, что сказывались больными или отсутствующими, но и это их не спасало, потому что ушлые гости приходили угощаться и без приглашения. Не обходит вниманием приметливый автор и совершенно особенное дачное сообщество. В конце XIX — начале XX века петербуржцы предпочитали нанимать дачи в надежде отдохнуть на свежем воздухе, но там их подстерегали другие коварные удары судьбы, например, бешеные собаки… или прельстившиеся симпатичным соседом жены.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Саврасы без узды. Истории из купеческой жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В помещении клуба художников
Открытие помещения клуба художников. Вечер. Комнаты залиты огнями, отражающимися в гигантских зеркалах. Публика только еще сбирается. Являются, главным образом, посмотреть помещение, о котором много прокричали в газетах. Все бродят по комнатам и останавливаются перед предметами убранства. В особенности обращают на себя внимание двое мужчин: один маленький, с завитыми усиками, в вычурном фраке, с бриллиантовыми запонками на сорочке и со складкой шляпой на белом подбое в руках; другой — плечистый верзила в черном сюртуке, сидящем на нем, как на манекене, и в пестром бархатном жилете. На шее у него массивная золотая цепь от часов с бриллиантовой задвижкой; рыжая борода подстрижена, волосы жирно напомажены. Он в зеленых перчатках и то и дело растопыривает пальцы. Очевидно, ему неловко. И маленький мужчина, и верзила разговаривают полушепотом.
— Ну что, Ульян Трофимыч, есть ли у вас в Угличе такая роскошная антимония? — спрашивает маленький и тут же прибавляет: — Ни в жизнь! Да ты рот-то не очень открывай, а делай так, как бы равнодушию подобен и пустой интерес… А то нехорошо. Сейчас скажут: «Вон лаптехлебатели приперли». Ходи слободнее и держи себя наподобие аристократа. Вон Иван Федорович Горбунов как ходит: любо-дорого глядеть!
Верзила приободрился и зашагал, подбоченившись.
— А штуки важные есть! — сказал он, кивая на гобелены, висящие на стене.
— Эти вот и посмотреть можно, потому — картины. Тут для всякого интерес — какой они из себя сюжет составляют, — отвечает маленький и останавливается.
— Какие картины! Это пелены.
— Ну вот! Нешто на пеленах станут эфиопского царя изображать? А тут эфиоп с фараонами море переходит, — возражает маленький. — Чего уж не знаешь, так лучше молчи. Это картинные ковры. Надо полагать, их сама графская бабушка в старину вышивала. Прежде ведь рукодельницы-то были — страсть!
— А ежели это ковры, то зачем же они их на стены повесили?
— А кто ж их знает! Может статься, и от сырости, стена сыра. Ну, посмотрел и будет. Шагай дальше!
— Постой, дай канделябры-то посмотреть. Эка махина! На таком подсвечнике даже удавиться можно человеку — смело выдержит.
— Зачем давиться! От хорошей жизни не давятся. А это сделано так, чтоб во время картежной игры свечи на стол не ставить. Поддвинул, к примеру, под эдакий подсвечник игральный стол, словно под березку, и стучи себе с богом всемером по рублю аршин. Чудесно!
— Да, брат, под таким подсвечником, ежели тебе и на радужную полушубок вычистят — ничего, не обидно, — соглашается верзила и задирает голову кверху.
Маленький дергает его за рукав.
— Ульян Трофимыч, говорю тебе: не разевай рта, а содержи в себе равнодушие! В душе можешь, как хочешь, сочувствовать, а виду не подавай. Смотри, как аристократы действуют… Ему все равно. Ему скажут, к примеру: «Моншер, смотри какая картина…» А он сейчас тонким тоном: «Наплевать!» Действуй и ты так. Ну, трогай!
Вошли в китайскую комнату, убранную фарфором. Две дамы и офицер рассматривают китайской работы тарелки, прикрепленные к стене. Маленький и сам умиляется.
— Вот это изображение большого интереса! — говорит он. — Смотри, Ульян Трофимыч!
— Наплевать! — отчеканивает верзила и отворачивается.
Присутствующие обращают на него внимание. Маленький конфузится.
— Зачем же плевать в тарелки? Это посуда, — говорит он, стараясь поправить дело, берет товарища под руку и быстро уводит его в другую комнату. — Ну, брат, с ног срезал ты меня! — восклицает он. — Какой такой сюжет будут про нас иметь в голове эти самые аристократы! Нешто можно так неучтиво при дамах!..
— Да ведь ты сам же меня учил, — оправдывается верзила.
— И вовсе даже не так. Аристократический граф делает только вид, что ему как бы наплевать, а ты уж и все слово обозначил. Ты бы уж лучше на самом деле плюнул в тарелки. Нешто это делают? Настоящий аристократ сделает кислое лицо и отвернется. Нет, брат, ваш Углич — совсем деревня! Долго еще тебе тереться в Петербурге, чтоб человеком стать! Пожалуйста, будь в аккурате. Ты вот сейчас это слово вывез, а дамы подумали, что это про них. Нехорошо. Офицер мог вступиться. И опять же, коли ежели что тебе очень нравится, — сделай приятную улыбку и скажи: «Недурно». Вот и все. Понял?
— Еще бы не понять! Сеня, неужто это тарелки на стенах-то понатыканы? — интересуется верзила.
— А ты думал, как? Известно, тарелки. У господ завсегда такая мода. Купцы парадную посуду в стеклянную горку ставят, а графы на стену вешают.
Вошли в синюю гостиную.
— Видишь, на стенах-то парча вместо обой, — шепчет маленький мужчина и крутит ус.
— Кажись, парча-то не подходила бы на этот образец, — замечает верзила. — Ведь это священная материя. Она на ризы идет.
— Ну вот! В ваших же местах ее бабы на кокошниках носят. Эко зеркалище-то какое! Шесть человек на нем в ряд выспаться могут. Совсем для аристократа!
— Зачем же артистократам такие зеркала?
— А чтоб во всей натуре на себя смотреть. Из бани пришел, почесалось — ну, и смотрит, где у него прыщ вскочил.
— Махина! — восторженно шепчет верзила. — Я даве это зеркало за дверь принял и чуть было в него ногой не шагнул.
— А ты будь осторожнее. Из такого зеркала ежели каблуком смятку сделать, так десятка радужных недосчитаешься.
Товарищи отвернулись, но в это самое время за спинами их раздался женский возглас:
— Ах, боже мой! Это зеркало, а мы думали, что дверь.
Две какие-то дамы действительно натолкнулись на стекло и, упершись в него руками, стояли сконфуженные.
— Недурно! — отчеканил во все горло верзила и захохотал.
— Дядя Ульян! Ты у меня совсем голову снял! — воскликнул маленький и потащил верзилу вон из гостиной.
Они пробежали анфиладу комнат и остановились в буфете.
— А ей-богу, здесь вот в этом самом месте много чище! — заговорил верзила, начал снимать перчатки и, обратясь к буфетчику, сказал: — Позвольте-ка нам пару рюмочек горностаю!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Саврасы без узды. Истории из купеческой жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других